Экономист
Несколько дней назад Президент России Владимир Путин подписал закон со скучным названием «О внесении изменений в статьи 3.5 и 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». Впрочем, сей нормативный правовой акт имеет более яркое, народное название – «закон о штрафах за спам-звонки». И тут, конечно же – у всех нас отлегло на душе: так их, злостных спамеров, которые у каждого из нас каждодневно воруют драгоценные минуты, отвлекая своими дурацкими предложениями!
В чём же суть нового закона? Он вносит в статью 14.3 КоАП РФ новую часть, которая звучит следующим образом.
4.1 Нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе, распространяемой по сетям электросвязи, влечёт наложение административного штрафа:
В пояснительной записке к законопроекту сообщается, что статья 18 Федерального закона № 38-ФЗ в качестве способов распространения по сетям электросвязи рекламы выделяет её распространение посредством телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы. Согласие абонента может быть выражено в любой форме, достаточной для его идентификации и подтверждения волеизъявления на получение рекламы от конкретного рекламораспространителя. В обычной жизни никто из нас спамерам согласия на звонки не даёт.
До вступления в силу нового закона телефонный спам (то есть доставка сообщений пользователю без его предварительного согласия) не был отдельным составом правонарушения, а карался лишь частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ за нарушение законодательства о рекламе. И санкции этой статьи были заметно мягче – административный штраф:
Казалось бы, всё окей. Теперь для спамеров есть отдельная статья, и накажут их рублём сильнее. Если, конечно, поймают. Станет ли от этого легче жить обычным людям, которых каждодневно беспокоят звонками, разрешения на которых они не давали?
Давайте рассуждать логически. Чтобы призвать спамера к ответу, получившему такой звонок гражданину нужно обратиться в правоохранительные органы. Далее, слов к делу не пришьёшь, и чтобы инициировать разбирательство, пострадавшему нужно предоставить органам запись звонка. Много ли среди нас тех, кто готов заморочиться подачей жалобы на спам-звонок, ещё имея при этом и запись разговора?
Хорошо, допустим, такой человек нашёлся, и совместно с правоохранителями они начали действовать, чтобы призвать к ответу злобного спамера. А где его найдёшь? Он купил десятки «левых» симок, оформленных на дядю Васю, или вообще без оформления. И меняет эти симки как перчатки, по несколько раз на дню. Ищи-свищи его…
Поэтому вряд ли новый закон спасёт нас от телефонных спамеров. Решение этой проблемы есть – но лежит оно в другой области.
В наш век искусственного интеллекта для оператора связи простейшей задачей является выделить звонки спамеров из общей массы разговоров. Потому что непрошенные рекламодатели сильно отличаются от обычных абонентов:
Как только оператор мобильной связи видит подобное поведение отдельного абонента – он может немедленно его блокировать или, скажем, ограничить ему возможность делать исходящие звонки. Ведь банки прекрасно умеют блокировать счета и карты, если видят необычное поведение клиента, так ведь?
При таком контроле со стороны операторов связи спамеры быстро поутихнут, причём в автоматическом режиме. Конечно же, для этого законодателю нужно дать сотовым компаниям соответствующие права. Так вот куда стоит им направить свою инициативу – потому что выделение состава нарушения в отдельную статью мало способствует устранению самого нарушения, увы.
Здесь нужно понимать, что на этом пути законодатели столкнутся с серьёзным сопротивлением операторов связи. Потому что для них любой звонок в сети означает «копеечку», которую они кладут в свой карман. А поскольку источников прибыли им хочется всё больше, то они будут серьёзно сопротивляться перспективе получить обязанность по автоматической блокировке спамеров.
Поэтому «спасение утопающих – дело рук самих утопающих». На рынке есть приложения для смартфона, которые умеют определять спам-звонки и даже автоматически блокировать их. Ставьте себе подобную «прогу» – это немедленно обеспечит Вам защиту от спамеров, которые тут же прекратят воровать Ваше время и хорошее настроение.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
15.04.24 в 07:16
Вопрос только в том, почему я должна скачивать предложения, блокировать и т.д. и т.п., чтобы защититься от назойливых звонков, когда свой номер телефона я даю только нужным мне людям???....
Как люди раньше жили без телефона? А некоторые и до сих пор живут. И никто их не беспокоит :=)
мне кажется должен быть какой-то более логично-простой доказательный путь ;(