Надо знать! И не забывать о статусе

Обсуждение: 22
5201
Алексей Старицын

Автор:

Юрист

Саморегулируемые организации и их Национальные объединения осуществляют публично значимые функции

Публичными полномочиями являются делегированные государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определённой сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», под саморегулированием понимается самостоятельная и инициативная деятельность, которая осуществляется субъектами предпринимательской или профессиональной деятельности и содержанием которой является разработка и установление стандартов и правил указанной деятельности, а также контроль за соблюдением требований указанных стандартов и правил.

В этой связи саморегулируемые организации в строительстве и их Национальные объединения наделены публично-правовыми полномочиями.

Так, например, Нацобъединения СРО создаются для соблюдения общественных интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов, обеспечения представительства и защиты интересов СРО соответствующих видов в органах государственной власти, органах местного самоуправления, взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов, потребителей выполненных работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.

Так, например, основными целями саморегулируемых организаций являются:

  1. Предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.
  2. Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.
  3. Обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, на подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, заключённым с использованием конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, законодательством Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, или в иных случаях по результатам торгов (конкурсов, аукционов), если в соответствии с законодательством Российской Федерации проведение торгов (конкурсов, аукционов) для заключения соответствующих договоров является обязательным (далее – с использованием конкурентных способов заключения договоров).

Кроме того, саморегулируемые организации в строительстве и их Национальные объединения являются публично-правовыми субъектами, наделены государством публично-правовыми статусами, действуют в интересах общества и государства.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

18.11.22 в 14:14
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 4 оценках пользователей
  • Сроница
    Сроница 18.11.2022 в 14:38 пишет:

    А вывод где?

    Ответить
    • Алексей Старицын
      Алексей Старицын 18.11.2022 в 15:01 отвечает пользователю: @Сроница

      Саморегулируемые организации в строительстве и их Национальные объединения являются публично-правовыми субъектами, наделены государством публично-правовыми статусами (полномочиями).


      Ответить
      Сроница
      Сроница 18.11.2022 в 15:56 отвечает пользователю: @Алексей Старицын

      ну а поподробнее в части публично правовыми полномочиями можно?

      Нормы права например они могут устанавливать?

      Ответить
      Клоун
      Клоун 18.11.2022 в 16:39 отвечает пользователю: @Сроница

      Я бы не стал так радикально, как Алексей Геннадьевич, утверждать: "являются публично-правовыми субъектами".

      Я бы применил более обтекаемую формулу из главы 24 АПК РФ: "организации, наделенные федеральным законом ... иными публичными полномочиями". Т.е. НацОбы - это субъекты с публичными полномочиями.

      Разве полномочия НацОбов не публичные?

      Легального определения "публичных полномочий" нет.

      В правовой доктрине, например, есть такое определение: ПП - это делегированная государством участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики в целях реализации возложенных на них государством задач, характеризующих принудительно-властный характер.

      Вообще слово "публичный" - это в праве синоним "общественный", т.е. касающийся всего общества или значительной его части.

      Как указал Алексей Геннадьевич, предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации - разве это не публичный интерес или, если хотите, объект правового регулирования и правовой защиты?

      Или повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства?

      Или обеспечение исполнения членами саморегулируемых организаций обязательств по договорам подряда для государственных или муниципальных нужд?

      И это относится даже не к НацОбам, а к СРО.

      А Национальные объединения стоят в системе над СРО. Почти все функции из части 8 статьи 55.20 ГрК РФ - это публичные функции:
      - обсуждение вопросов государственной политики...;
      -
      представление интересов саморегулируемых организаций соответствующих видов в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления;
      -
      формирование предложений по вопросам выработки государственной политики...;
      - подготовка заключений о возможности внесении НКО в государственный реестр СРО или исключения из него;
      - ведение (по сути, публичного) единого реестра сведений о членах саморегулируемых организаций и их обязательствах и предоставление по запросам заинтересованных лиц сведений из указанного реестра;
      - взаимодействие с государственным
      органом надзора за саморегулируемыми организациями - Ростехнадзором - по судьбе третьих лиц - НКО и СРО;
      -
      разработка и утверждение стандартов на процессы выполнения работ, которые обязательны для всех СРО, а, следовательно, и для заказчиков и потребителей; ежли есть стандарт, то заказчик не может требовать от СРО отступления от него или игнорирования;
      - ведение (по сути, также публичного)
      национального реестра специалистов.

      Ответить
      Сергей Яковлев
      Сергей Яковлев 18.11.2022 в 19:09 отвечает пользователю: @Алексей Старицын

      1. Предупреждение причинения вреда жизни или здоровью физических лиц, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – вред) вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и выполняются членами саморегулируемых организаций.

      2. Повышение качества выполнения инженерных изысканий, осуществления архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства.

      Алексей, но тогда НОПРИЗ и изыскательские СРО преднамеренно не выполняют эти требования. так как используют ошибку в Постановлении Правительства № 20 от 2006 года, где обследование строительных конструкций зданий и сооружений отнесено к изыскательским работам, для дополнительного сбора денег с проектных организаций. Автором этой ошибки является человек, долгое время работавший в руководстве НОПРИЗ. Руководство НОПРИЗ ничего не хотело делать по устранению этой ошибки. Может правоохранительным органом пора всерьез заняться этим вопросом и этими публичными организациями?

      Ответить
    Клоун
    Клоун 18.11.2022 в 15:43 пишет:

    Статья навеяла следующие мысли и дополнения.

    Полномочия НОПРИЗ и/или НОСТРОЙ – это не просто полномочия частной некоммерческой корпорации. И вот почему.

    1) В соответствии с ч.5.1 ст.55.20 ГрК РФ членство СРО в НОПРИЗ или НОСТРОЙ является обязательным, а не добровольным. СРО не может выйти из состава НО, не будучи лишенной статуса СРО.

    2) Согласно чч.8.1, 10 ст.55.20 ГрК РФ Запросы и Уведомления, направляемые НОСТРОЙ или НОПРИЗ в адрес СРО, являются строго обязательными для исполнения и подкрепляются угрозой санкции - лишения специального статуса СРО.

    3) В силу чч. 10, 11 ст.55.20 ГрК РФ НОСТРОЙ и НОПРИЗ наделены обширными полномочиями по контролю за СРО в форме "мониторинга" с одновременной возможностью выдачи заключения о лишении СРО специального правового статуса.

    Всё это уже далеко не частно-правовые полномочия НОПРИЗ и НОСТРОЙ.

    Данные выводы также подтверждаются рядом свежих официальных разъяснений Минстроя России от сентября-октября текущего года, согласно которым Уведомление НОСТРОЙ является обязательным к исполнению для СРО, а в случае неисполнения требований, содержащихся в Уведомлении, НОСТРОЙ обязан утвердить в отношении СРО заключение о возможности исключения СРО из госреестра во внесудебном порядке.

    Ответить
    Валерий
    Валерий 18.11.2022 в 16:05 пишет:

    ВЫВОД?

    А ВЫВОД СЛЕДУЮЩИЙ.

    Президент России в своих поручениях от 27.05.2014г. указал, что
    необходимо принять меры по совершенствованию саморегулирования, при этом
    сформировать эффективную общественно-государственную модель СРО посредством утверждения правил и процедур, обеспечивающих её работу.

    То есть, все саморегулируемые организации одного вида ОБЯЗАНЫ быть построены ПО ОДНОЙ эффективной общественно-государственной модели, и при этом, в России должна быть создана СИСТЕМА ТАКИХ (ОДИНАКОВЫХ ПО СТРУКТУРЕ И ПО ФУНКЦИЯМ) САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОДНОГО ВИДА (Указ Президента России № 824 от 23.07.2003 года «О МЕРАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В 2003 - 2004 ГОДАХ», которые обязаны одинаково исполнять вменённые им государством публично-правовыми полномочиями, в том числе следующими контрольно-разрешительными полномочиями:

    - допуска к соответствующей предпринимательской деятельности;

    - полномочиями разрабатывать обязательные для исполнения всеми членами Стандартами (Положениями);

    - полномочиями вести контроль и анализ деятельности своих членов в соответствии принятым стандартам и правилам;

    - полномочиями применять дисциплинарные воздействия к своим членам;

    - полномочиями вести общественный контроль в сфере закупок;

    - и целый ряд другими важными полномочиями.

    К тому же:

    Из Постановления Конституционного суда РФ №12-ПП от 19.12.2005 года следует:

    •«… саморегулирование – это такая же форма государственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям»

    "Возложение на саморегулируемые организации функций контроля за
    деятельностью своих членов является определенной
    модификацией контрольной деятельности государства.
    При этом государство вправе устанавливать
    для всех граждан, желающих осуществлять публичную деятельность, обязательные условия назначения на
    должность и пребывания в должности".
    То есть, устанавливать
    квалификационные и иные требования на работников таких организаций.



    Ответить
    • Алексей Старицын
      Алексей Старицын 18.11.2022 в 16:15 отвечает пользователю: @Валерий

      Валерий, а что говорится о национальных объединениях в поручениях Президент России от 27.05.2014 г., Указе Президента России № 824 от 23.07.2003 года «О МЕРАХ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ В 2003 - 2004 ГОДАХ», Постановлении Конституционного суда РФ №12-ПП от 19.12.2005 года?

      Ответить
      Валерий
      Валерий 19.11.2022 в 11:34 отвечает пользователю: @Алексей Старицын

      До настоящего времени Национальные объединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) практически ничего не сделали для достижения ЦЕЛЕЙ ИХ СОЗДАНИЯ (статья 55.20, часть 3). Основное в этом - обеспечения ... взаимодействия саморегулируемых организаций и указанных органов (органов государственной власти, органов местного самоуправления).

      До настоящего времени в абсолютном большинстве субъектов Федерации вообще не знают и не понимают, что такое СРО строителей, Что они должны делать, какие у них функции и права. Хотя СРО, как указал Конституционный суд РФ - "саморегулирование – это такая же форма государственного регулирования, но только через организации, отвечающие специальным критериям"

      Почему же за более чем 12-ть лет Минстрой РФ, НОСТРОЙ и НОПРИЗ не достигли целей создания этих Национальных объединений?

      А что это за цель создания национальных объединений - "соблюдение общественных интересов саморегулируемых организаций"? Что это такое, в чем это выражается и что СРО должны соблюдать?

      Национальные объединения НЕ СТОЯТ НАД СРО (прости меня Господи!), как сказал тут Клоун - (А Национальные объединения стоят в системе над СРО).

      Они созданы самими СРО в целях - (читайте часть 3 статьи 55.20). Может пора спросить?

      И вообще очень полезно внимательно изучить статью 24 Федерального Закона № 315-ФЗ, особенно части 4 и 5).

      Ответить
      Алексей Владимирович
      Алексей Владимирович 19.11.2022 в 14:35 отвечает пользователю: @Валерий

      Валерий, извините, что перечу Вам, но возник вопрос: Разве статья 24 Федерального Закона № 315-ФЗ, особенно части 4 и 5, распространяются на НОСТРОЙ или НОПРИЗ?

      Ответить
      Валерий
      Валерий 19.11.2022 в 16:43 отвечает пользователю: @Алексей Владимирович

      Статья 24. Участие саморегулируемых организаций в некоммерческих организациях.

      Да, в Градостроительном Кодексе есть специальные статьи по организации НОСТРОЙ и НОПРИЗ, как специальный закон.

      Однако, они приведены в дополнение к статьям общего Федерального закона. В ГрадКодексе РФ ведь указано, что Национальные объединения являются некоммерческими организациями в форме ассоциаций или союзов. Замечательно.

      Однако в ГрадКодексе нет положений, иначе трактующих части 4 и 5 статьи 24 Закона № 315-ФЗ. ТО есть, эти положения в полной мере действуют на Национальные объединения строителей, проектировщиков и изыскателей.

      А теперь внимательно изучите положение части 5 этой статьи в совокупности с требованиями статьи 14 закона № 315-ФЗ. ВЫ там найдёте интересные требования и запреты. Это, кстати, сейчас важно перед съездом НОПРИЗ. Рекомендую.

      Ответить
      Клоун
      Клоун 19.11.2022 в 20:06 отвечает пользователю: @Валерий

      Ну, ну... Детский сад, ей-богу.

      Ну, спросите, спросите, если у Вас теперь очки с розовыми стеклами, вместо прозрачных.

      НОСТРОЙ - он всё-равно сверху. Он Вас, а не Вы его. Смиритесь.

      ФЗ о СРО и ГСК РФ - это опиум для СРО. Реальность - она иная. Поговорите с Анваром Шамухамедовичем. Он Вам объяснит с доброй улыбкой.

      Ответить
      Марк Андреевич
      Марк Андреевич 19.11.2022 в 23:16 отвечает пользователю: @Валерий

      С тех пор прошло 8 лет, а ничего не сделано.

      Ответить
      Марк Андреевич
      Марк Андреевич 19.11.2022 в 23:26 отвечает пользователю: @Клоун

      Хорошо хоть объяснит, кто-то (не будем показывать пальцем) и разговаривать не станет.

      Ответить
      Алексей Владимирович
      Алексей Владимирович 20.11.2022 в 19:50 отвечает пользователю: @Валерий

      Валерий, прошу меня не сильно ругать, но попрошу Вас посмотреть п. 1.6 устав НОСТРОЙ, а там указано что, Ассоциация создана на основании части 1, пункта 2 части 2 и части 2.1 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Про 24 ст. 315-ФЗ ничего не сказано. Не просто так.

      Ответить
      Алексей Владимирович

      К сожалению автор удалил свой комментарий

      Валерий
      Валерий 21.11.2022 в 10:20 отвечает пользователю: @Алексей Владимирович

      Не знания закона не освобождает от ответственности.

      Закон № 315-ФЗ - это общий закон. ГрадКодекс, в части главы 6.1 - специальный закон.

      Специальный закон дополняет то, чего нет в общем законе, не более.

      Ответить
      Алексей Владимирович
      Алексей Владимирович 21.11.2022 в 23:18 отвечает пользователю: @Валерий

      Что-то слабовато у Вас, Валерий, с аргументами. Не хочу Вас бесить, но ст. 24 315 закона не подходит для НОСТРОЙ.

      Ответить
      Валерий
      Валерий 22.11.2022 в 10:05 отвечает пользователю: @Алексей Владимирович

      Вот Вы правильно заметили: "ст. 24 315 закона не подходит для НОСТРОЙ". Почему? Потому что удобно, когда нарушаешь и при том, безнаказанно. Закон отдельно, практика отдельно. Представьте себе, что Президентом Национального объединения будет руководитель конгломерата из 13-15-ти СРО. Он будет иметь желание что-то менять к лучшему? Выполнять законы или Положения? Задумайтесь.

      Ответить
      Алексей Старицын
      Алексей Старицын 22.11.2022 в 17:25 отвечает пользователю: @Алексей Владимирович

      Надо заглянуть в историю создания НОСТРОЙ и обретения статуса публично значимого субъекта. Многие тогда утверждали, что это даже не ассоциация, а новая форма некоммерческой организации, установленная Градостроительным кодексом РФ. Если я правильно помню, то Мозолевский В.П. активно участвовал в этих процессах, абсолютно не ссылаясь на ФЗ "О НКО" и ФЗ "О СРО", можно даже утверждать, игнорируя их.

      Тогда было выгодно так.

      Сейчас что-то изменилось?

      Ответить
      Алексей Старицын
      Алексей Старицын 22.11.2022 в 17:27 отвечает пользователю: @Валерий

      Предлагаю Валерию вспомнить позицию и цели Мозолевского В.П. (как члена совета НОСТРОЙ). Многое это объяснит. Помню конгломерат одной СРО на Сахалине... Монополия...

      Ответить
    ПроСРО4-ка
    ПроСРО4-ка 21.11.2022 в 12:11 пишет:

    Словоблудие, вот чем тут хвастается еЛИТА саморегулирования прильнувшая к кормушке.

    Ответить
САМ - АВТОР
Рискованный транш
Владимир Авденин
08.12, 13:31 2 501
Три кита цифровизации
Инженер-строитель
08.12, 09:21 13 672
Альтернатива есть, но…
Владимир Авденин
06.12, 15:15 3 1037
Стальной ресурс
Аркадий Апумчик
05.12, 15:23 11 1299
Ещё один кульбит от «Культбытстроя»
Виктор Правдин
02.12, 13:26 4 1971
Гримасы ТИМ-экономики
Евгений Карант
29.11, 11:56 6 2844
И не на старуху бывает проруха…
Добрило Мастеровой
28.11, 13:10 5 2839
Надо знать! Не забывайте о сроках!
Алексей Старицын
24.11, 14:36 6 4096
Левиттаун, чем не пример для России?
Владимир Бондаренко
24.11, 12:41 16 3635
Нате что нам негоже?!
Рассерженный Строитель
23.11, 13:06 18 3911
И локомотив, и гарантия!
Владимир Бондаренко
22.11, 14:26 21 4013
Надо знать! И не забывать о статусе
Алексей Старицын
18.11, 14:14 22 5201
Проектировщики верят в ТИМ!
Александра Белоус
18.11, 07:34 4 4485