Ваятель образа Петра I

Обсуждение: 1
4872
Сергей Сошников

Автор:

Председатель правления Липецкой организации Союза архитекторов России, Член коллегии по этике Союза архитекторов России, Член правления СРО Ассоциации «Объединение проектировщиков Черноземья», Почётный архитектор России

Одной из самых значительных тем в творчестве липецкого художника была работа над многогранным и зачастую противоречивым образом российского императора

На минувшей неделе, 9 июня в нашей стране отмечали 350-летие со дня рождения российского императора, великого полководца, основателя и реформатора Петра Первого. Его правление стало переломной вехой в отечественной истории. В честь знаменательной даты в разных городах прошли торжества. Главные, конечно же, в Санкт-Петербурге, которые символично закончились в День России 12 июня. Там представили первый русский корабельный штандарт.

И как тут не вспомнить о петровской теме в творчестве народного художника России Александра Вагнера, о чём я и хочу сегодня рассказать читателям сайта За-Строй.РФ

***

Судьба свела меня с Александром Евгеньевичем тридцать пять лет назад. В 1987 году я был приглашён в Липецк по результатам всесоюзного конкурса на должность главного художника города. Это было поистине «золотое» время для художественного и архитектурного формирования городских общественных пространств молодого областного центра.

Благодаря стараниям тогдашних прогрессивных руководителей города Владимира Николаевича Маркова и Валерия Ивановича Бородина Липецк преображался прямо на глазах! Строились новые воздушные и железнодорожные ворота. Реконструировались старые и создавались новые городские скверы, бульвары и площади. Работа у архитекторов, художников и скульпторов кипела. Приезжающие из других городов коллеги с восхищением и нескрываемой завистью восклицали: «У вас произошла архитектурная революция!».

В те времена у липецких скульпторов существовала негласная договорённость о разделении тематики их творческой направленности. И одной из самых значительных тем в творчестве Александра Вагнера, безусловно, была работа над многогранным и зачастую противоречивым образом Петра I. Недаром, много лет непременным атрибутом мастерской художника была посмертная гипсовая маска императора. Первое посвящённое царю-реформатору произведение Александра Евгеньевича заняло центральное место в оформлении пассажирского зала ожидания в построенном по проекту архитектора Романа Сывенького новом здании липецкого железнодорожного вокзала. Это бронзовая полуфигура Петра, распахнувшего символическое окно в Европу.

Особый интерес, на мой взгляд, представляет небольшая станковая скульптура – «Пётр I», что подтверждается многолетним желанием Третьяковской галереи заполучить её в своё собрание. У меня даже было намерение разместить её в недавно построенном здании бювета Липецких минеральных вод. Но в результате устроители проекта сочли, что такое философское прочтение образа императора будет слишком сложным для восприятия посетителями, пришедшими просто испить воды из открытого Петром I целебного источника. И в результате остановились на небольшой реплике знаменитой скульптуры Марка Антокольского, которая в своё время также предназначалась для установки в Нижнем парке, только Петергофа.

Мне посчастливилось принять участие в качестве соавтора – архитектора Александра Вагнера в работе над рядом памятников для Липецка и райцентров Липецкой области. Такая совместная творческая работа с Александром Евгеньевичем была для меня как праздник и быстро переросла в искреннюю многолетнюю дружбу.

Александр Вагнер был наделён уникальным свойством соединения таланта скульптора и человеческой щедрости. В его рассуждениях о настоящем и будущем российской культуры искренние переживания сочетались с ироничностью и неожиданной афористичностью. Он умел расположить к себе и убедить в своей правоте любую аудиторию.

Творческий и жизненный путь Александра Вагнера, несмотря на многочисленные награды и звания, отнюдь не был усеян розами и был весьма драматичен. Многие его монументальные работы, томились в стенах мастерской более десятилетия, дожидаясь своего права быть возведёнными на улицах и городских площадях. Это относится и к монументу, посвящённому соратникам Петра – первостроителям города Липецка, который ныне украшает площадь Плеханова нашего областного центра. Эта созданная мастером совместно с архитектором Владимиром Дмитриевым многофигурная композиция с барельефом – изображением Петра Великого на цилиндрической колонне постамента, является композиционным центром всего этого важного градостроительного узла.

Александр Евгеньевич, обладая недюжинными всесторонними знаниями, философско-поэтическим складом ума и способностью глубокого внутреннего сопереживания, был поистине настоящим потомственным российским интеллигентом. Сегодня это понятие, к сожалению, нивелировалось и приобрело даже некий негативный оттенок. Да и внешне подтянутый, спортивный и всегда готовый дать отпор любым недоброжелателям Александр Вагнер, никак не соответствовал сложившемуся стереотипу нерешительного интеллигентного человека в очках и шляпе. А интеллигентность его выражалась, прежде всего, в приоритете общественных интересов над личной творческой и материальной заинтересованностью.

В связи с этим я не могу не привести такой пример, который наиболее ярко иллюстрирует его гражданскую позицию. Работая долгие годы над темой Петра Первого, художник Вагнер, конечно, вынашивал надежду на реализацию своих творческих замыслов в виде полноценного памятника фактическому основателю Липецка. Но случилось так, что работу над памятником Петру Великому поручили выдающемуся российскому скульптору Вячеславу Михайловичу Клыкову. Узнав об этом, Александр Евгеньевич, конечно, огорчился. Но после недолгих раздумий произнёс такую, поразившую меня фразу:

Знаешь, я рад, что работу над памятником Петру Первому отдали Вячеславу Клыкову! Ведь мне, как местному скульптору, выделили бы на создание памятника совсем небольшие средства, а столичному скульптору предоставят гораздо больше материальных возможностей, и наш город получит более значительное и достойное его монументальное произведение!

В ту пору я, как главный архитектор города Липецка, занимался поиском подобающего места для установки памятника императору. Будучи в московской мастерской Клыкова на Большой Ордынке, куда был приглашён Вячеславом Михайловичем в качестве его соавтора-архитектора по этой работе, я поведал ему о такой неожиданной реакции Александра Вагнера.

И надо отдать должное Вячеславу Клыкову – в очередной свой приезд в Липецк он в торжественной обстановке в художественном музее «Дом Мастера» Виктора Семёновича Сорокина предложил Александру Вагнеру принять творческое сотрудничество в создании памятника Петру Великому.

Так на постаменте памятника, номинировавшегося на Государственную премию России и ставшего поистине символом Липецкого края, появились замечательные рельефы, выполненные Вагнером.

Что нас особенно роднило с Александром Евгеньевичем, так это многолетняя общественная работа в качестве председателей правлений областных творческих организаций Союза художников и Союза архитекторов России.

Александр Вагнер почти тридцать лет посвятил заботе о коллегах, отстаивал их интересы и представлял сообщество липецких художников в правлении Союза художников России. Эта общественная деятельность не только отнимала у Александра Евгеньевича много времени от творческой работы, но и требовала от него значительных душевных усилий. Тем не менее, он считал этот неблагодарный, поистине донкихотский труд важным делом своей жизни и, несмотря ни на что, продолжал помогать собратьям по искусству.

Фото Дениса Нечаева.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

14.06.22 в 07:20
Оценка статьи:
Средняя оценка 3.67 из 5 | Основано на 3 оценках пользователей
  • Полианна
    Полианна 14.06.2022 в 14:38 пишет:

    У меня сын является воспитанником кадетского военно-морского корпуса. 350-летие со дня рождения Петра I они отмечали с размахом на Истре. В том числе с открытием памятника Петру и хождением на весельных лодках. Конечно же это не сравнимо с Санкт-Петербургом, и всё же нам тоже есть чем гордиться....)))

    Ответить
САМ - АВТОР
А денежки-то придётся вернуть!
Добрило Мастеровой
23.12, 11:59 0 112
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
20.12, 13:36 1 862
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 4
Салават Истамбаев
19.12, 15:06 2 1147
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
13.12, 14:04 1 2343
Памяти Зодчего
Наталья Доценко
12.12, 07:14 1 3155
Ох, уж эти особые BIM-сущности!
Евгений Карант
10.12, 12:20 3 3119
Поможем молодым «стать на крыло»
Николай Капинус
10.12, 10:24 17 3311
Хронология катаклизмов на Земле
Сергей Яковлев
06.12, 12:09 3 3782
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
05.12, 16:11 7 4298
СРО vs Смерть. Поединок продолжается
Аркадий Апумчик
05.12, 12:07 4 4117
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
04.12, 15:04 5 4501
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
03.12, 15:11 7 4694
А дальше без пиратов и паразитов!
Евгений Карант
03.12, 12:04 3 4610
Говорите, хотели, как лучше?
Добрило Мастеровой
02.12, 15:08 6 4783
1