Иногда вопрос расширения жилой площади требует нестандартных решений. Одно из них – объединить две смежные квартиры в многоквартирном доме. Такой вариант увеличения жилья может быть актуален для многодетных семей или при необходимости ухаживать за пожилыми родственниками. Сделать это можно абсолютно законно, однако придётся учитывать некоторые нюансы.
Способы объединения квартир
Объединение нескольких жилых смежных помещений в нашем законодательстве регулируется 40-ой статьёй Жилищного кодекса РФ. В этом же документе указано, что подобная перепланировка подразумевает изменение конфигурации многоквартирного дома, а потому требует внесения всех изменений в технический паспорт здания.
Превратить соседнее жильё в одну большую квартиру можно несколькими способами:
- Установить дверь в смежной стене между квартирами (это позволит сохранить отдельные входы).
- Убрать стену между квартирами, если она не является несущей (согласование такого проекта может стоить порядка 120.000 рублей).
- Отрезать часть тамбура, объединяющего обе квартиры (предварительно потребуется получить согласие соседей по лестничной клетке на общем собрании жильцов и потратить около 100.000 на оформление документов).
К слову, разрешается объединять и помещения, расположенные на разных этажах, претворяя в жизнь мечту о двухуровневой квартире. Правда, такое «вертикальное» соединение является самым сложным и дорогостоящим для согласования и может обойтись собственнику приблизительно в 200.000 рублей.
Сбор необходимых документов
Когда решение о перепланировке принято, можно приступать к сбору бумаг, ключевыми из которых будут: документ, удостоверяющий личность владельца недвижимости, документы, подтверждающие права на оба жилых объекта, технические паспорта квартир.
Снабдить техпаспортом собственника могут сотрудники Бюро технической инвентаризации (БТИ), куда подается заявление о предоставлении поэтажного плана с экспликацией квартиры. Удовлетворить запрос также можно в МФЦ или на портале Госуслуг.
Вообще вступая на столь интересный путь как объединение смежных квартир, нужно быть готовым не только к длительным строительно-ремонтным работам у себя дома, но и к объёмному сбору большого числа бумажек, а также тесному общению с представителями жилищной инспекции.
Заняться проектом перепланировки
Далее начинается, пожалуй, один из самых увлекательных этапов для владельцев квартир – разработка проекта будущего помещения. Прежде всего, обращают внимание эксперты, в обязательном порядке нужно добиться у проектной компании официального заключения, что перепланировка квартир действительно осуществима и может быть реализована силами её специалистов. Если упустить этот момент, есть риск оказаться с оплаченным проектом на руках, который невозможно будет воплотить в жизнь.
Проекты по объединению жилых помещений надёжнее всего разрабатывать с проектными организациями – членами саморегулируемых организаций. Как правило, подготовка бумаг занимает от трёх до десяти рабочих дней, а ценник за проект стартует на отметке в 25.000 рублей. Некоторые проектные бюро оказывают помощь в согласовании проекта с прочими инстанциями (органами пожарной безопасности, архитектурно-планировочным управлением, СЭС), что крайне удобно, хоть и оплачивается, разумеется, по отдельному прайс-листу.
Утвердить проект у инспекторов
Следующий шаг, напротив, является самым непредсказуемым и коварным, ведь предстоит согласовать получившийся проект перепланировки в городской жилищной инспекции. Для подачи полноценной заявки, помимо проектной документации, снова понадобятся паспорт собственника, техпаспорта объектов и правоустанавливающие документы на недвижимое имущество.
На рассмотрение одного заявления у инспекции уходит, как правило, около 30-ти календарных дней, так что придётся запастись терпением. Кроме того, стоит сразу принять тот факт, что сотрудники ведомства могут запросить дополнительные документы, в особенности, если перепланировка затрагивает общедомовую территорию, или многоквартирный дом представляет историко-культурную ценность.
Апофеозом этого согласования будет встреча со специальной комиссией на объекте. Она проходит уже после завершения всех ремонтных работ, и её главная цель – убедиться в том, что проведенная перепланировка полностью соответствует заявленному ранее проекту. В комиссию входят владельцы квартир, сотрудник компании, осуществившей ремонт, автор проекта и представитель жилищной инспекции.
Уведомить ЕГРН
Если встреча с комиссией оборачивается хэппи-эндом и одобрительном актом о приёме работ, останется только внести соответствующие изменения в Государственный реестр недвижимости. Объединённую квартиру поставят на технический учёт и наделят новым техническим паспортом. Это займёт от десяти до четырнадцати дней.
На финишной прямой нужно будет подать в МФЦ заявление для создания единого лицевого счёта квартир и поставить новый объект на учёт, что будет сделано в течение двух недель.
Эпопея, конечно, длительная, но реально осуществимая, если строго следовать всем этапам, тщательно готовить документы и не перечить сотрудникам жилищной инспекции
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Покупаешь две соседние квартиры, ставишь на них одну общую тамбурную дверь... Дешевле выйдет))
Незаконная перепланировка и нарушение противопожарных норм. Насколько это выйдет дешевле и выйдет ли не знаю.