Мы уже неоднократно рассказывали о непростой ситуации в лифтовом хозяйстве страны. И вот на прошлой неделе, и именно 13 ноября в Москве состоялась XVII Всероссийская конференция работников лифтового комплекса. В её работе приняли участие представители 102 организаций из 50-ти городов России, а также коллеги из Китайской Народной Республики. Специалисты думали-гадали, что нужно делать и каким путём выходить из ситуации.
А выход искать надо. Напомним, что недавно Министерству строительства и ЖКХ РФ пришлось принять непростое решение – продлить на пять лет срок эксплуатации лифтов, включённых в программы капитального ремонта до февраля 2030 года. Это ни много, ни мало, а порядка 575.000 лифтов по всей стране. Причина банальна – нет денег. На полное обновление нужно около 400.000.000.000 рублей, взять которые негде. На финансовый вопрос накладываются и другие, не менее острые – кадровые, технологические, производственные.
Техническая начинка лифтов значительно усложнилась: численно-программные модули интегрируются в шкаф лифтового управления, используются регенеративные приводы, модернизируется система управления светом и вентиляцией внутри лифтовой кабины. Всё это требует от специалистов не только фундаментальных знаний, но и умения работать с современным оборудованием и софтов.
То есть, речь идёт не о простых монтажниках, которых можно за пару месяцев подготовить на профильных курсах, а о квалифицированных специалистах, как минимум, разбирающихся в электронике. В России порядка 20-ти вузов готовят специалистов лифтовой отрасли, среди которых Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана, Санкт-Петербургский университет промышленных технологий и дизайна, Уральский федеральный университет имени Б. Н. Ельцина, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет.
Но что примечательно – специализации «Подъёмники и лифты», которая была с 1975 года, сегодня в стране просто не существует. Есть направления «наземный транспорт», «технологические средства» или «комплексы». В этом случае получается, что у студентов, которые обучаются по этой специальности, может вообще не быть предметов конкретно по лифтам.
Есть данные, что в 2023 году выпуск лифтовых специалистов из НИУ МГСУ составил 21 человек. Для сравнения – 10 лет назад эта цифра превышала 60 инженеров. Прекратили работу вечернее и заочное обучение по этой специальности, которые позволяли готовить инженеров из специалистов со средним техническим образованием. Министерство образования посчитало, что спроса нет, а значит, не стоит это направление и поддерживать.
Да и на очное отделение по смежным специальностям молодёжь идёт неохотно – мало желающих пять лет осваивать сложные технические дисциплины с перспективой потом работать за копейки. Куда лучше стать обласканным государством айтишником. Или, по примеру 90-х, – юристом, экономистом, менеджером. На эти направления конкурс до сих пор колоссален. А вот в лифтовое хозяйство в год приходит около 300 инженеров. На всю страну. При том, что потребности отрасли в разы выше.
Другой вопрос – сама техника. Согласно статистическим данным, предоставленным пресс-службой Щербинского лифтового завода, ежегодная потребность России в лифтах составляет от 45.000 до 60.000 единиц. При этом, как отмечается, российские предприятия по производству лифтов загружены не на полную мощность из-за нехватки финансирования капремонта.
Согласно данным Росстата, за январь-июль 2024 года в Российской Федерации произведено 15,3 тысячи лифтов. Показатель выпущенных подъёмников в июле 2024-го за аналогичный период 2023-го составляет 90,9%, в июле 2024-го к июлю 2023 года 98,8%. Выпуск лифтов в нашей стране в январе-июле 2024 года в процентах к аналогичному периоду 2023-го составил 104,5%. А приблизительный дефицит лифтовой промышленности составляет около 15.000 единиц.
Третий принципиальный момент – импорт. Наши западные непартнёры по окрику своих политиков быстренько свернули всё сотрудничество с Россией, даже теряя собственные доходы. Зато так называемые «друзья» успешно воспользовались ситуацией и бойко подняли ценники на недостающее оборудование и комплектующие. Иногда до 200-300% процентов наценки.
Доля «иномарок» в лифтовых шахтах страны велика. Из-за рубежа в этом году в Россию было импортировано 15.186 лифтов. Для сравнения, годом ранее поставки оценивались в 13.274 единицы. Таким образом, зафиксирован рост на 14,4%, о чём говорит статистика комиссии по вопросам лифтового хозяйства Общественного совета при Минстрое России, обнародованная в конце февраля 2024 года.
В целом мнение сообщества выразил заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Колунов:
В лифтовой отрасли нужно навести порядок. У нас в стране 5 заводов, которые могут выпускать 60 тысяч лифтов в год, но нет того, который производил бы всё лифтовое оборудование. Всё зависит от спроса и от себестоимости, сколько лифтов и каких нужно. Если это будет, то наши заводы смогут обеспечить полное изготовление лифтов. Для этого им нужна господдержка от Минпрома, поскольку с текущей ключевой ставкой заводам тяжело давать отсрочку в три-пять лет, которая требуется рынку.
При этом Сергей Владимирович рассказал, что нет смысла всем российским заводам выпускать, например, лебёдки или станции управления. Достаточно выбрать лидера по производству определённых комплектующих, к которому все остальные заводы выстроятся и будут поддерживать нужные объёмы по договорённой цене.
Координировать эту работу, по мнению господина Колунова, мог был некий госорган, который будет собирать всю информацию об отрасли. Хотя, непонятно, почему сейчас с этим не справляются специалисты Минстроя?! Также... наберите побольше воздуха в лёгкие! – в комитете Госдумы по строительству и ЖКХ уже разрабатывают законопроект по созданию отраслевой СРО в лифтовом хозяйстве. Мягко говоря, странная идея, поскольку лифтовые саморегулируемые организации в стране уже были, и некоторые из них работают по сию пору, хотя и на общих основаниях с остальными строительными союзами и ассоциациями.
Со своей стороны, можем посоветовать от редакции такое решение – нужно создать ещё один реестр компаний, имеющих отношение к производству и эксплуатации лифтов, причём, обязательно использовать при этом искусственный интеллект и цифровые технологии. Тогда дело точно пойдёт на лад.
А в остальном пожелание у лифтовиков одно и простое: государство, дай денежек! Потому что без субсидий или софинансирования выйти на необходимые объёмы при замене лифтового хозяйства не получится. Заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева напомнила, что прямого софинансирования замены лифтов из государственного бюджета добиться пока не удалось – и в бюджет Российской Федерации на ближайшие годы такие расходы не заложены. Более того, Правительство РФ однозначно заявляет, что замена лифтов, как и в целом проведение капремонта МКД, – это исключительная ответственность регионов, а не федерального уровня. В итоге господдержка ограничилась тем, что регионам была списана часть федеральных бюджетных кредитов, в том числе эти средства должны пойти и на замену лифтов…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
"При этом, как отмечается, российские предприятия по производству лифтов загружены не на полную мощность из-за нехватки финансирования капремонта."
Я вот что подумала, а что есть взять деньги из Фонда капитального ремонта МКД? Но не просто взять если недофинансирование, а расщепить платеж за капремонт выделив из него некую долю на лифты и направлять эти деньги заводу под программу и договор, что завод черен количество лет N произведет замену лифта в таком то МКД?
Мне представляется. что данная мера может сработать и заводы будут загружены, да и рентабельность и стабильность в производстве наладится. Но главное чтобы не воровали эти деньги.
Можно взять со спец счета и поменять насколько я знаю. Но это сложно.
В итоге все хотят денег, которых нет.
Сказали надо, значит надо.