Самым ожидаемым решением было переназначение премьер-министра Михаила Мишустина, а самым неожиданным – без сомнения, приход Андрея Белоусова на должность главы Минобороны России. Впереди формальные мероприятия, с утверждением представленных Президентом Владимиром Путиным лиц, однако, понятно, что сюрпризов не будет, и уже можно оценить, какие изменения нас ждут, а что останется по-прежнему.
Согласно российской Конституции, формирование Кабмина происходит следующим образом. В срок не более двух недель после избрания новый Глава государства вносит в Государственную Думу кандидатуру председателя Правительства. Кстати, если депутаты трижды отклоняют предложенную кандидатуру, то премьер-министр всё равно вступает в должность, а вот парламент может быть распущен, и объявлены внеочередные думские выборы. Эта норма была внесена по итогам непростых политических противостояний эпохи девяностых, и, понятно, что в наше время властной вертикали подобных фортелей народные избранники выкидывать не станут.
Далее процесс идёт по двум схемам. Половину Правительства, отвечающую за дела гражданские, предлагает глава Кабмина, и опять-таки утверждает Госдума. А вторую половину, иногда ещё называемую «силовым блоком», напрямую назначает Президент (после формальной консультации с Советом Федерации).
Состав этой силовой части перечислен в пункте «д1» статьи 83 Конституции РФ. Это руководители федеральных органов исполнительной власти (включая федеральных министров), ведающие вопросами обороны, безопасности государства, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, общественной безопасности.
Губернаторы с портфелями
Изменения среди «гражданских министров» оказались точечными.
Во-первых, на должность первого вице-премьера (вместо Андрея Белоусова) неожиданно был повышен Денис Мантуров. То есть, невзирая на всю критику, которая сыпалась в эти годы на Минпромторг России, власть работу ведомства оценивает положительно. Видимо, теперь Денису Валентиновичу предстоит масштабировать свои наработки уже на всю экономику. А это импортозамещение, разворот торговых потоков на Восток, развитие несырьевого экспорта.
Во-вторых, в состав Кабмина был введён «губернаторский десант». Сразу три хорошо зарекомендовавших себя главы региона получили приглашение в федеральную власть. Минпромторг возглавил губернатор Калининградской области Антон Алиханов. Минэнерго – губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв. Минспорт – губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярёв. Пожалуй, единственная персона, которую можно считать не чистым технарём-управленцев, а ещё и политиком. Выходец из ЛДПР был назначен в кресло главы региона вместо коррумпированного Сергея Фургала. Региональные элиты (получившие забавную кличку «фургалаков») попытались разыграть майданную карту, устраивая митинги в поддержку «всенародно любимого» губернатора и саботируя работу нового руководителя. Однако все эти демарши в итоге сошли на нет. Что же, такой антистрессовый опыт для нового главы российского спорта будет как нельзя более полезен.
В-третьих, продолжается формирование управленческих династий. На должность вице-премьера был назначен ранее возглавлявший Минсельхоз Дмитрий Патрушев, сын секретаря Совбеза (теперь уже с приставкой «экс») Николая Патрушева. Ранее на этом посту находилась не особо запомнившаяся Виктория Абрамченко, а полномочия подразумевают кураторство всей политики государства в области АПК и природных ресурсов.
Последнее назначение в этом разделе – Минсельхоз возглавила Оксана Лут. Она выходец из банковских кругов, а с 2018 года работала заместителем министра сельского хозяйства. То есть, человек, которому не придётся долго входить в суть дела.
Сохранили свои должность руководители финансового блока и социального (образование, здравоохранение, культура). К первым особых претензий нет – национальная валюта стабильна, насколько это возможно в наших условиях, и бюджет наполняется. А что касается вторых – то, будем надеяться, пока до них просто не дошли руки. Наконец, остались на местах глава Минстроя России Ирек Файзуллин и курирующий строительный комплекс вице-премьер Марат Хуснуллин.
Экономист на тропе войны
В силовом блоке сюрприз был только один, зато какой! Сергея Шойгу, который 12 лет бессменно занимал пост министра обороны РФ и считался одним из людей ближнего окружения Президента, в разгар боевых действий сменил абсолютно гражданский человек – экономист Андрей Белоусов. С одной стороны, логика понятна – Андрею Рэмовичу не придётся рисовать стрелочки на картах и планировать лихие наступательные операции. Этими задачами продолжит заниматься глава Генштаба Валерий Герасимов со своей командой. А с другой стороны – неужели положение дел в главном военном ведомстве страны настолько сложное, что в разгар боевых действий пришлось «менять коней на переправе» и срочно ставить антикризисного менеджера со стороны?
Пока называют две относительно правдоподобных версии такого нестандартного кадрового решения.
Во-первых, центральная власть не заинтересована в серьёзном усилении позиции силовых структур, которое неизбежно происходит во время военных действий. Что может прийти в голову популярному военачальнику, который имеет силовой, военный и финансовый ресурс, что мы все могли видеть в августе прошлого года. Поэтому посторонний человек с широкими полномочиями необходим, чтобы присмотреть за набравшими силу генеральскими кланами и не давать им отвлекаться от основных задач.
Во-вторых, власти, располагая неизмеримо большей информацией о настоящем положении дел, могли сделать вывод, что ВПК работает недостаточно эффективно и экономику пора бы уже всерьёз переводить на мобилизационные рельсы. Если так, то кандидатура Андрея Белоусова для этих задач выглядит идеально. Напомним, что на своих должностях в Правительстве он последовательно выступал за усиления государственного контроля в экономике и борьбу с офшорной аристократией.
В 2018 году, будучи помощником Президента по экономическим вопросам, Андрей Рэмович прославился как автор «списка» имени самого себя, предложив изъять сверхприбыли за прошедший год у металлургов, нефтехимических компаний и производителей удобрений для реализации президентских проектов.
А в мае 2021 года уже в качестве зампреда он предлагал «экспроприировать» у металлургических магнатов 100 миллиардов рублей прибыли, которые были получены из-за постковидного повышения цен на рынке и, скорее всего, были бы выведены в кипрские офшоры. Тогда россияне с некоторым удивлением увидели наступление новой реальности: уже не олигархи вызывают к себе в резиденцию министров для отчёта, а высокопоставленный чиновник вызывает на ковёр олигархов, объясняя им новые правила игры. Теперь эти навыки будут востребованы в разговоре с властными группировками армии и военно-промышленного комплекса.
Как сказал историк Алексей Волынец:
Если во главе Минобороны поставлен экономист Белоусов – это значит, в Кремле расчёт на долгую войну без кардинальных телодвижений внутри и снаружи. Мобилизационной экономики по лекалам ХХ века не будет, но и мирных переговоров с Киевом в обозримом будущем, то есть на горизонте ближайших двух-трёх лет, не будет.
Что касается Сергея Шойгу, то и он без работы не остался. Сергей Кужугетович назначен секретарём Совета безопасности РФ (вместо Патрушева-старшего, о переназначении которого пока ничего не известно). Впрочем, по сравнению с его прежним постом это, скорее, почётная синекура. Если уж вспоминать про других не сложившихся преемников, то не получил никаких портфелей тульский губернатор Дмитрий Дюмин, которого СМИ по какой-то причине на протяжении последних пяти лет с завидным упорством сватали на место Президента (возможно, из-за отдалённого звучания фамилий или, как заметил один писатель, «скандирабельности»).
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Хорошая была возможность для наказаний за коррупцию, но решили не использовать?