Правительство России вновь закладывает миллиарды рублей на строительство школ. Насколько это оправдано, если федеральная программа по возведению общеобразовательных учреждений катастрофически отстаёт от графика, и в нынешнем году от провала её даже пришлось спасать Национальному объединению строителей вместе с саморегулируемыми организациями.
Последние недели члены Кабмина усердно корпели над сметой федерального бюджета на ближайший год и плановый период 2025-2026 годов. Сотни миллиардов рублей было вновь предложено направить на строительство и капитальный ремонт школ. За последние четыре года на эти цели регионам выделили более 400.000.000.000 рублей. При этом работы ежегодно продвигаются в два раза медленнее, чем изначально позиционируется в проектных документах.
Бюджет на 2024-2026 годы предусматривает 111.000.000.000 рублей на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях и 60.000.000.000 – на ежегодный капитальный ремонт. Сумма внушительная и, с одной стороны, понятная, ведь сегодня стране нужно исправлять свои же ошибки двух предыдущих десятилетий. С 2001-го по 2019-й в России число сельских школ уменьшилось в два раза (округлённо с 46.000 до 24.000), число образовательных учреждений в городах сократилось порядка на 5.000.
Школьников же за эти годы, разумеется, стало больше, а потому массовое упразднение учебных заведений во многих регионах привело к образовательному коллапсу – дети обучаются в классах по 40 человек, в некоторых школах пришлось организовать третью смену.
Не будем углубляться в рассуждения о том, кто несёт ответственность за столь печальное положение дел и чем руководствовались наши властители, допустившие повсеместную ликвидацию школ. А лучше сосредоточимся на предложенных путях решения проблемы.
Панацеей должна была стать специальная федеральная программа, стартовавшая в 2019 году, в рамках которой по всей стране планировалось возвести 1.300 общеобразовательных учреждений, готовых принять более 1.000.000 учащихся. Объём инвестиций в проект превысил 750.000.000.000 рублей, из которых 454.000.000.000 – выдал федеральный бюджет. Таким образом, одна школа в среднем обошлась в 577.000.000 рублей.
Но мало того, что мы не видим торжественное открытие этих роскошных, ультрасовременных учебных заведений в российских городах и весях, так ещё и возводят их с заметным отставанием от графика. Например, в сентябре прошлого года к эксплуатации было готово лишь 677 школ, то есть чуть больше половины от заявленного числа за год до окончательного завершения программы. По этому поводу ещё в минувшем мае на совещании федерального штаба с Министерством просвещения РФ и регионами секретарь Генсовета «Единой России» Андрей Турчак сокрушался и требовал:
Эти школы ждут люди. Необходимо вернуть работы в плановые рамки и вовремя сдать объекты. Сделать так, чтобы 1 сентября дети пошли в школу.
Что же с тех пор было сделано? Процессу модернизации школьной инфраструктуры помогли Национальное объединение строителей и саморегулируемые организации. Совместно с комитетом Государственной Думы по строительству и ЖКХ они разработали систему оценки рисков неисполнения контрактов и наладили коммуникацию меду всеми членами процесса. Важную роль сыграла финансовая поддержка строительных компаний – членов СРО, которые получили в виде льготных займов из средств компенсационных фондов кредиты на сумму более 1.000.000.000 рублей.
Непонятно, конечно, почему в принципе возникла необходимость в выделении дополнительных средств, если программа и так обошлась бюджету в сотни миллиардов рублей, но порадуемся хотя бы тому, что деньги направили на дело, и программу удалось спасти от полного провала. За два летних месяца НОСТРОЙ и СРО смогли вывести из зоны риска 300 действующих контрактов. Благодаря этому были своевременно завершены работы по капитальному ремонту 598-ми общеобразовательных школ по всей стране.
Эпопея с грандиозным отставанием от графика строительства едва закончилась, а чиновники уже выбивают новые миллиардные бюджеты на то же самое дело, которое они чуть с позором не провалили на федеральном уровне! В ответ – никаких серьёзных санкций и громких разбирательств, а лишь покорное согласие и свободный доступ к казне, которая вообще-то не бездонная, вопреки убеждениям некоторых российских чиновников…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Очевидно, что при каждой бюджетной стройки можно кого-нибудь найти, кто залез в чужой карман... Почему не ищут вариантов много: от не найти, до надоело...
А как НОСТРОЙ помогал? Конкретные действия может кто-то озвучить?