Работа на столетия

Обсуждение: 5
5029

Предстоит заложить основы развития российских городов, посёлков и деревень с учётом мировых тенденций и отечественной специфики

В прошлом году вслед за созданием ТК 505 «Информационное моделирование» и ТК 506 «Инженерные изыскания и геотехника» был создан межведомственный технический комитет по стандартизации ТК 507 «Градостроительство». Функции по ведению дел секретариата комитета были возложены на ФАУ «Единый научно-исследовательский и проектный институт пространственного планирования Российской Федерации».

Председателем Технического комитета был назначен первый заместитель министра строительства и ЖКХ РФ Сергей Музыченко, а его заместителями – директор Единого института пространственного планирования Дина Саттарова и Анвар Шамузафаров, на тот момент занимавший должность вице-президента НОПРИЗ, а ныне он – президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков.

Создание Технического комитета подчеркнуло ту важную роль, которую уделяет федеральная власть развитию вопросов градостроительства. В состав ТК 507 «Градостроительство» вошли пятьдесят членов, в том числе Российская академия архитектуры и строительных наук, НОПРИЗ, НОСТРОЙ, НИУ МГСУ, проектные и исследовательские институты, региональные органы власти, автономные некоммерческие организации и учебные заведения.

Основной целью нового Технического комитета стало увеличение эффективности работ по стандартизации на национальном, межгосударственном и международных уровнях. В числе задач комитета указано участие в формировании программ стандартизации и контроль за их реализацией, проведение экспертизы проектов документов национальной системы стандартизации, проектов межгосударственных стандартов и проектов изменений к действующим в России документам национальной системы стандартизации и межгосударственным стандартам, экспертиза проектов сводов правил и подготовка экспертных заключений на эти проекты. Как отметил Сергей Музыченко:

Комитет является формой сотрудничества заинтересованных организаций и органов власти при проведении работ по национальной, межгосударственной и международной стандартизации. Главные задачи ТК 507 – это эффективное использование национальных стандартов для проведения единой технической политики в сфере градостроительства, достижение технологической совместимости оборудования на объектах строительства, а также обеспечение комплексного развития территорий.

 

Исторические параллели

Итак, власть решила вплотную взяться за градостроительную политику и создала специальный координирующий орган для начала системной работы в этом направлении. Между тем, прошлый год, как известно, не был для нашей страны временем спокойствия и стабильности. Началась Специальная военная операция, на Российскую Федерацию обрушились не имеющие аналогов в мировой истории санкции западных стран, фактически, объявивших нам экономическую войну.

Промышленность страны оказалась под ударом, будучи вынужденной буквально на ходу перестраивать производство и логистические потоки, искать новые рынки сбыта готовой продукции и закупки комплектующих. Серьёзные экономисты прогнозировали двузначные цифры падения отечественной экономики по итогам года. Казалось бы, не самое подходящее время думать о тонкостях градостроительной политики.

Однако история показывает, что в трудные годы Великой Отечтвенной войны руководство страны, осознавая роль градостроительства как важнейшей сферы деятельности, в сентябре 1943 года постановлением № 1064 «В целях повышения качества архитектуры и… в целях обеспечения государственного руководства… планировочными работами по восстановлению разрушенных немецкими захватчиками городов и населённых мест …» постановило образовать комитет по делам архитектуры. Его председателем был назначен Аркадий Мордвинов, бывший основатель Всесоюзного общества пролетарских архитекторов и один из руководителей Союза архитекторов СССР.

Таким образом, комитет стал первым государственным ведомством, который должен был официально контролировать всю проектную деятельность в СССР. До войны советские проектные организации были государственными и подчинялись разным ведомствам и наркоматам (частных проектных бюро в СССР не было с 1930 года). Цензурный контроль в архитектуре был фактически введён в 1932 году, но осуществлялся негласно. Цензурные функции выполнялись Союзом архитекторов СССР и Академией архитектуры. Те, в свою очередь, ориентировались на результаты самых важных конкурсов, решения в которых принимались высшим руководством страны.

Новому комитету предстояла непростая задача – осуществлять централизованное руководство архитектурой в условиях войны, когда высшее советское Правительство не имело возможности лично ею руководить. До окончания войны было ещё далеко, но руководство страны уже ставило вопрос восстановления разрушенных войной городов. При этом предполагалось использовать лучшие градостроительные решения, которые на десятки и сотни лет сформируют облик страны. При этом комитет находился в непосредственном подчинении Совета народных комиссаров СССР и Иосифа Сталина, как председателя СНК.

Вот некоторые из обязанностей, возложенных на комитет:

а) утверждение проектов планировки и застройки городов и населённых мест городского типа, проектов важнейших жилых, культурно-бытовых и общественных зданий;

б) государственный архитектурно-строительный контроль за качеством застройки городов…;

в) разработку и утверждение типовых проектов и стандартов для массового гражданского и жилищного строительства…, норм проектирования по планировке городов и населённых мест…;

ж) руководство делом охраны и реставрации памятников архитектуры.

Как, в частности, было сказано в программной статье председателя президиума Верховного совета СССР Михаила Калинина «Большая общенародная задача», которая вышла в «Известиях» в декабре 1943 года:

Могут возразить, что новая планировка городов может сильно усложнить и даже задержать строительство, и что это мероприятие довольно дорого обойдётся. Вполне соглашаясь с этим, я всё же думаю, что это необходимо сделать. Ведь города строятся на столетия, и поэтому особенно важна их целесообразная планировка.

Поэтому сегодня мы стоим на пороге возрождаемой сферы деятельности, обеспечивающей создание безопасной среды жизнедеятельности, каким является исключительно градостроительство. Хочется надеяться, что десятилетия точечного, случайного, ничем не оправданного внедрения строительного комплекса в городскую среду завершается и возвращается осознание важности постановки и решения долгосрочных задач профессиональным сообществом.

Конечно, сравнивать территории, пострадавшие от боевых действий в ходе Великой Отечественной войны и Специальной военной операции, некорректно – сейчас речь идёт о восстановлении городов в четырёх новых российских регионах и сравнительно небольшой приграничной полосе. Однако и задачи перед ТК 507 «Градостроительство» стоят более широкие. Российские градостроители и архитекторы должны будут заложить основы успешного и устойчивого развития российских городов, сёл и деревень в будущем.

 

Дерево, как уникальный ресурс

Так каким же будет облик русских городов будущего? Можно выделить некоторые приоритеты, которые расставляют руководство страны и предлагает профессиональное сообщество. Например, одним из трендов станет развитие деревянного зодчества. Сегодня этот вид строительства всё шире применяется во всём мире в силу очевидных причин – экологичность, комфорт, дешевизна, удобство в строительстве и эксплуатации, высокие эстетические показатели, возобновляемость. Активно популяризируют дерево ведущие международные архитекторы и компании, предлагая проекты не только особняков и коттеджей, но и многоэтажек.

На долю России приходится около четверти всех мировых запасов лесных ресурсов. Но при этом их использование в современном строительстве не носит массовый характер. К деревянным постройкам отечественные строители относились крайне настороженно так, что даже максимальная высота подобных зданий до 2019 года официально не могла превышать трёх этажей.

В конце 2020 года с подачи Президента России Владимира Путина на потенциал деревянного домостроения обратили внимание в Министерстве строительства и ЖКХ РФ, начав разработку дорожной карты по развитию этого направления и запуску первых пилотных проектов.

Так, было успешно реализовано возведение трёх- и четырёхэтажных домов с использованием деревянных конструкций в Торжке, а также введены в эксплуатацию, первые деревянные 4-этажные дома, построенные в городе Сокол Вологодской области. Один такой дом вмещает 32 квартиры площадью от 48-ми до 65-ти квадратных метров. Новая технологи производства панелей в дальнейшем планируют использовать для массового деревянного строительства по всей стране.

Развитие рынка нового рынка требует постановки задач перед растущим комплексом деревянного домостроения.

  1. Существует ли сегодня запрос государства к домостроителям?
  2. Каков рынок древесного сырья и пиломатериалов?
  3. Существуют ли сегодня соответствующие нормы и стандарты?
  4. Как будет развиваться деревянное домостроение в регионах?

Вот далеко не полный перечень вопросов, требующих ответов.

Деревянные конструкции, в отличие от многих других решений, позволяют осуществлять круглогодичный строительный процесс. Лёгкие деревянные постройки проще монтировать, а подготовка фундамента для них не вызывает дополнительных трудностей даже в условиях вечной мерзлоты. Вдобавок, в виду натуральной основы, некоторые специалисты относят деревянные здания к категории наиболее энергоэффективных и экологичных.

Деревянные дома могут помочь решить до сих пор остро стоящую проблему расселения людей из аварийного фонда. Одним из важных шагов в этом направлении стало поручение Главы государства в 2023-2024 годах выделить порядка 20-ти миллиардов рублей на строительство малоэтажных деревянных домов.

Пока на деревянные МКД приходится менее 1% объёма стройки, а число домов, возведённых застройщиками из дерева в 2022 году, составляет 23,2 тысячи квадратных метров. Однако, как прогнозируют эксперты, к 2030 году общая площадь деревянных МКД в стране превысит 15 миллионов квадратных метров и будет занимать около 7% от общего объёма жилищного строительства.

Необходимыми условиями для этого является дальнейшая заинтересованность государства в развитии этого направления, а также активная позиция инженерного сообщества.

Национальное объединение изыскателей и проектировщиков является давним партнёром Ассоциации по деревянному домостроению. Именно по инициативе и поддержке НОПРИЗ были разработаны ключевые своды правил, которые позволяют проектировать и строить жилые многоквартирные и общественные здания с использованием дерева. Новые технологии, внимание к экологической безопасности среды превращают дерево в востребованный и универсальный строительный материал.

В апреле этого года в Санкт-Петербурге при партнёрстве НОПРИЗ состоялся XIV Международный конгресс по деревянному домостроению. Участники конгресса обсудили актуальные вопросы развития деревянного домостроения: разработку нормативов и стандартов; новые технологии и лучшие практики российских компаний; проектирование и строительство с использованием деревянных строительных материалов.

 

Сила истоков

Чтобы строить будущее – нужно изучать и хорошо помнить прошлое. В работе архитектора и инженера-проектировщика знание традиций и культуры своей страны является одной из основ. Русская зодческая школа на каждом из этапов своего развития вбирала в себя лучшие мировые образцы и при этом переносила их на российскую почву.

Поэтому сейчас, когда идёт формирование современной градостроительной политики, отечественным специалистам как никогда стоит внимательно изучать культурное наследие. Одним из источников таких знаний станет Антология «Исторические города и сёла России», которая будет включать перечень из более 1.200 населённых пунктов, основанных в период до 1914 года, большая часть которых существует доныне. В Антологии, которую готовит к изданию НОПРИЗ, будут представлены исторические и историографические сведения о зарождении городов и сёл, первые генеральные планы, фотографии различных периодов и иные иллюстративные материалы.

Осуществляя этот проект, Национальное объединение ставит задачу сохранения в памяти поколений глубокой генетической укоренённости в родной земле, неразрывности времен и поколений россиян с историей, достижениями и славой нашего Отечества.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

07.07.2023 в 11:57
  • Инкогнито
    Инкогнито 07.07.2023 в 12:21 пишет:

    Комитетам надо начать с исправления коллизий в законодательстве.

    Ответить
    Полианна
    Полианна 07.07.2023 в 13:49 пишет:

    Создание комитетов можно прировнять к подписанию соглашений.... Они создаются, в целях прописываются далеко идущие планы....а потом.... А потом вот только время покажет работает комитет или штаны просиживает... Очень надеюсь, что долго идущие планы будут пункт за пунктом исполняться и вычеркиваться из списка.... А города в России по архитектуре переплюнут весь мир, а не превратиться в сплошные однотипные домики, человейники и т.д. и т.п....))

    Ответить
    Миледи
    Миледи 07.07.2023 в 17:47 пишет:

    Будем работать! Пока нас не заменят роботы! Всех!

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 07.07.2023 в 18:08 пишет:

    Комитет, подкомитет, рабочая группа, экспертный совет при..., консультационный совет, общественный совет... а работать кто будет?

    Ответить
    Федор
    Федор 10.07.2023 в 08:07 пишет:

    От количества комитетов Крылов офигел и не выфигел обратно. А вообще пусть эти нетоварищи ответят, какого черта ГОСТы и СП составляются с нарушением ч.1 ст. 748 ГК РФ, ч.1 ст. 740 ГК РФ и ч.4 ст. 53 ГрК РФ.

    Ответить
FAST-ПОСТ
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Ха! Всё как они любят: биржа труда и аналитика с сайтов поиска сотрудников....
17.05, 17:10
Больше реестров, хороших и разных?
Полианна ~
Да уже давайте ещё +1.... Какая уж разница то.... плюс....минус....
17.05, 17:09