Некоммерческая организация Союз производителей цемента «СОЮЗЦЕМЕНТ» с прискорбием проинформировала, что производство и потребление «хлеба стройки» в России в первом квартале 2023-го сократилось, по сравнению с аналогичным прошлогодним периодом, по предварительным данным, на 9% – до 10,2 миллиона тонн.
По данным Союза, объём импорта цемента в Россию вырос за первые три месяца текущего года в полтора раза (+52%), составив в абсолютных цифрах 550 тысяч тонн – 5% внутреннего потребления. Около трёх четвертей зарубежных поставок цементной продукции в Россию обеспечила Белоруссия, примерно пятую часть – Иран, оставшийся объём был привезён из Казахстана и Турции.
Как объяснили в Союзе, идёт активный импорт цемента из Ирана, Казахстана и Белоруссии, где цементные предприятия пользуются господдержкой. Поставщики и из Ирана, и из Белоруссии намерены увеличивать поставки. Если не принять соответствующих мер, то импорт может достичь критических 5-7-ми миллионов тонн в год, что может привести к вынужденному закрытию отечественных заводов по производству цемента.
Экспорт российского цемента в первом квартале вырос на 8% – до 210-ти тысяч тонн. Основными потребителями экспортированной продукции стали Казахстан и Белоруссия. Потенциал для экспорта значительно больше, и текущий курс даст российским производителям ценовую конкурентоспособность на иностранных рынках, подчеркнули в Союзе.
Российский цемент за год, по данным Росстата, подорожал на 20%, по состоянию на февраль в среднем тонна (с НДС и доставкой) стоила почти 6,8 тысячи рублей.
Как считают эксперты, неизбежный ежегодный рост себестоимости цемента связан с постоянным ростом цен на услуги естественных монополий и других регулируемых на федеральном и региональном уровнях ресурсов (газ, электроэнергия, железнодорожный тариф, горюче-смазочные материалы), а также цен на уголь. Общее увеличение себестоимости цемента – в среднем от 17% до 30%.
Согласно прогнозу Союза производителей цемента, на фоне ожидаемой стагнации строительной отрасли потребление цемента в стране по итогам года может снизиться на 10% – до 55-ти миллионов тонн, что примерно соответствует показателям 2016-2020 годов. При пессимистичном сценарии потребление может упасть на 20%, откатившись к уровню 2010 года.
При этом повысить спрос на цемент может увеличение объёмов строительства, а также расширение областей применения цемента. Так, перспективным направлением в Союзе назвали применение дорожного цементобетона и минеральных вяжущих, изготавливаемых на российских заводах, в дорожном строительстве.