Минтруд России продолжает бороться с теневой занятостью. По мнению ведомства, для этого необходимо закрепить критерии, по которым определяются трудовые отношения. Ведомство направило соответствующее письмо в Российскую трёхстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений (РТК) от 16 января сего года за подписью заместителя министра труда и социальной защиты РФ Елены Мухтияровой.
Как следует из документа, изменения в законодательство в Минтруде подготовили для реализации пункта 8 плана мероприятий по сокращению теневой занятости и легализации трудовых отношений на 2022-2024 годы. Критерии были сформулированы на основании предложений Минпросвещения, Минприроды, Минтранса, Минстроя, Роструда и Ростехнадзора, согласованы МЧС, Минздравом и Минобрнауки. Также они учитывают два постановления пленума Верховного Суда РФ – от 29 мая 2018 года № 15 и от 23 декабря 2021 года № 45, определяющие признаки трудовых отношений.
Всего Минтруд предлагает перечень из пяти критериев:
- Работа во вредных или опасных условиях труда, с высоким риском получения производственных травм или профессиональных заболеваний.
- Работы, к которым предъявляются повышенные требования охраны труда (инструктаж на рабочем месте, стажировка на рабочем месте, получение наряда-допуска).
- Работы по лицензируемым видам деятельности или требующие аккредитации, сертификации, освидетельствования, специального допуска (кроме педагогических работников).
- Работы, дающие право на льготное пенсионное обеспечение, дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, а также те, к которым предъявляются требования квалификационных справочников или профессиональных стандартов.
- Работы в сфере образования при непосредственном взаимодействии с несовершеннолетними.
Представители работодателей ожидаемо восприняли инициативы ведомства крайне негативно. Нормы были названы «избыточными», а также «лишающими рынок труда Российской Федерации гибкости», поскольку заставят заключать трудовой договор. Профсоюзная сторона, напротив, как следует из отзыва ФНПР, считает, что инициативу ведомства необходимо не только поддержать, но и дополнить новыми критериями. Без этого, уверены в объединении работников, работодатели продолжат «злоупотреблять использованием гражданско-правовых договоров вместо трудовых».
Впрочем, в обзорах кадровых агентств и без того отмечается стремление работодателей максимально уйти от официальных трудовых отношений. Тем более, что российское законодательство предоставляет для этого широкий спектр возможностей: это и срочные трудовые договоры, и так называемая проектная занятость, и принуждение сотрудников к оформлению ИП или самозанятости, и вывод кадров за штат на аутсорс. Или вообще пользуются трудом нелегалов, предпочитая «договариваться» с миграционными службами и трудовыми инспекциями. Фактически работнику, если речь не идёт о госсекторе, бюджетных организациях или крупных госкорпорациях, крайне тяжело попасть в официальный штат компании.
Со своей стороны, работодатели справедливо указывают, что главным препятствием для закрепления трудовых отношений являются не столько требования охраны труда и социального обеспечения, сколько действующая система налогообложения. Ведь для того, чтобы выплатить заработную плату работнику, работодатель вначале должен перечислить 30% от этой суммы во внебюджетные фонды, а затем ещё 13% выплатить в качестве НДФЛ. Таким образом, до самих сотрудников от общего объёма ФОТ доходит не такая уж и большая часть.
Было бы, наверное, куда разумнее Минтруду, если уж так хочется одолеть теневую занятость, стоило бы для начала подумать над налоговым бременем оплаты труда. Хотя бы для малых и средних предприятий.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Интересно то, что некоторым самим хочется работать как самозанятые. Сегодня работаю, завтра нет. Но налоговому органу это тоже не нравится?
Напоминает историю про золотую антилопу. В итоге бизнес опять начнет уходить в тень.