По данным государственной переписи, в 2021 году в России почти три четверти населения, или же свыше 109-ти миллионов человек – проживали в городах. Застройщики во многих современных больших и малых населённых пунктах из-за дороговизны земли возводят для жилья высотные здания.
И конечно, для комфортной жизни в этих домах без подъёмников не обойтись. Однако лифтовое хозяйство России сейчас испытывает ряд серьёзных проблем, которые сказываются на качестве жизни и безопасности миллионов городских жителей.
В конце минувшего октября в Москве состоялась пятнадцатая конференция лифтовиков, на которой, в том числе, обсуждали накопившиеся проблемы. И тот факт, что в этой встрече лично и по ВКС выступали представители Государственной Думы, Минстроя России и Ростехнадзора, говорит о том, что органы власти понимают сложность стоящих перед отраслью задач и готовы принимать участие в их решении.
Одна из актуальных задач – восстановление государственного контроля (надзора) за лифтами. Это кажется странным, но на сегодняшний день за столь непростым и потенциально опасным объектом, коим является лифт, не ведётся государственный надзор. В то время как средства индивидуальной мобильности, в том числе простейшие самокаты, уже контролируются правилами дорожного движения. Неужели лифт более безопасен, чем скейтборд или роликовые коньки? Отнюдь – в России в 2021 году в авариях с лифтами пострадали или погибли 57 человек.
По мнению представителей Минстроя, на основании постановления Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору», вопросы контроля за безопасностью лифтов относятся к компетенции Ростехнадзора. Но в РТН указывают на то, что со вступлением в силу Федерального закона № 170-ФЗ контроль за соблюдением требований технических регламентов исключён как вид государственного контроля, в связи с чем с 1 июля 2021 года из плана проверок этого надзорного ведомства были исключены все проверки организаций, эксплуатирующих подъёмные устройства, по тем же причинам прекращено дальнейшее планирование таких проверок.
Удивительно, но в России даже нет официальной статистики о том, какое количество лифтов сейчас эксплуатируется в жилых домах страны. В 2012 году, по последней официальной информации, в нашей стране эксплуатировалось 535.000 лифтов. На сегодняшний день, по экспертным оценкам, количество лифтов в России превышает уже 600.000 единиц.
Это очень большое количество сложных механизмов, которые потенциально несут угрозу жизни и здоровью людей. Поэтому органам власти нужно решить, кто же будет осуществлять надзор за безопасностью лифтового хозяйства.
В январе текущего года для решения этой задачи при комитете Госдумы по строительству и ЖКХ была создана рабочая группа по лифтам. В её состав под руководством председателя данного комитета Сергея Пахомова вошли 23 человека, среди которых депутаты Госдумы, представители Минстроя, Минпромторга, Дом.РФ, Госстройнадзора, Ростехнадзора, Росстандарта, а также эксперты общественных организаций и представители компаний производителей лифтов.
Вторым серьёзным вызовом, что стоит перед отраслью, является замена лифтов, которые уже почти своё отслужили. В соответствии с техническим регламентом Таможенного союза «Безопасность лифтов», подъёмники в государствах – членах Евразийского экономического союза, отработавшие 25 лет, должны быть приведены в соответствие с требованиями в срок не позднее 15 февраля 2025 года. Сейчас в Российской Федерации общий износ лифтового парка многоквартирных домов оценивается на уровне 22,9%.
При этом из 540 тысяч лифтов 124 тысячи подлежат замене до 15 февраля 2025-го. До наступления этой даты остаётся уже менее двух с половиной лет, а работа предстоит очень объёмная.
Специалисты лифтовой отрасли выделяют три российских региона, где ситуация с заменой лифтов особенно напряжённая. Это – Самарская область, где 51% лифтов уже старше 25-ти лет, Ульяновская область – в ней таких лифтов свыше 53%, и Ярославская область – в ней возраст 56% лифтов уже выше 25-ти лет.
По оценке профильных ведомств, для замены отслуживших лифтов потребуется сумма порядка 300 миллиардов рублей. На прошедшей недавно конференции работников лифтового комплекса обсуждали, в том числе, и финансирование замены тех лифтов, которые требуют обновления.
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, перечень работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выполнение которых финансируется за счёт средств фонда капитального ремонта включает в себя, в том числе ремонт, замену, модернизацию лифтов. К началу текущего года в региональных программах запланирована замена 62,7 тысячи подъёмников (что составляет лишь 50% от требуемого количества) в период до 2024 года. При этом в 54-х субъектах Российской Федерации в планы по замене до 2024 года лифтов с истекшим или истекающим сроком службы не включены 61,5 тысячи лифтов.
Отрасль столкнулась и с новыми вызовами в нынешней ситуации геополитических потрясений. Из-за разрыва привычных экономических связей западные поставщики прекратили поставки своей продукции в Россию. По этой причине на отечественные компании по производству лифтов ложится дополнительная нагрузка. На данный момент здесь есть ряд проблем, потому что за 8 месяцев 2022 года выпущено лишь 13.300 штук лифтов, что составляет 61% по отношению к показателям прошлого года.
Специалисты лифтового хозяйства отмечают, что перестройки требует система и профессионального образования в отрасли, потому что сейчас она не отвечает современным вызовам. Также нужно принимать меры по борьбе с липовыми дипломами, которые можно для работы в отрасли получить за 2 дня, или же купить за 4.000 рублей. Ведь от квалификации технического персонала напрямую зависит безопасность пользователей лифта.
Говоря о безопасности, представители индустрии также считают нужным в перспективе оборудовать все лифты камерами видеонаблюдения. Это позволит защитить лифты от вандализма и будет способствовать снижению уровня противоправных действий в тесном пространстве городских лифтов.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
57 человек зашли в очередной раз в привычную им кабинку для подъема или спуска и пострадали, а некоторые из них погибли.... Просто ужас...
Первое с чем надо бороться это с производителями, второе с мастерами установщиками (внимание, это не обслуживающий персонал), и только после устранения нарушений в этих двух пунктах можно будет обсудить эксплуатацию.