Общественный совет при Минстрое России предложил поменять порядок проведения капитального ремонта многоквартирных домов. А именно, консультативный орган считает, что нужно ввести обязательный технический учёт жилищного фонда и не менее обязательное техническое обследование до начала любых мероприятий, связанных с ремонтом.
По мнению экспертов Общественного совета, такой порядок позволит избавиться от «виртуальных» ремонтов, когда работы проводятся не там, где это срочно требуется, а там, где проще освоить деньги. Или того хуже – региональные власти принимаются бесконечно чинить явно аварийные объекты, которые нужно не реанимировать, а расселять и сносить. Глава Общественного совета Сергей Степашин уверен, что законопроект о техническом обследовании находится в «высокой степени готовности».
В целом, как справедливо указывают эксперты, ситуация со стремительно ветшающим жилым фондом в стране острая и продолжает оставаться таковой, невзирая на все программы. Согласно данным Росстата и Минстроя России, объём жилого фонда, изношенного на 66-70% и выше, не только не сокращается, но даже увеличивается. При том, что граждане исправно платят за капремонт, ФКР исправно кошмарит неплательщиков, а подрядчики исправно всё ремонтируют.
Одной из причиной такого печального положения дел эксперты называют традиционное для нашей страны «неэффективное расходование средств». В данном случае под этим эвфемизмом понимается не банальное «всё разворовали», а, скорее, довольно бестолковый порядок распределения ресурсов. А именно, как писала в своём отчёте Счётная палата РФ, не был создан единый порядок формирования региональных программ, не выстроена система технического учёта жилищного фонда, нет никакой отчётности по результативности уже проведённых ремонтов.
Словом, деньги собираются успешно, а распределяются уже весьма непрозрачно. При таком подходе капремонт превращается в бездонную бочку, куда можно закачивать миллиарды с околонулевым эффектом.
Сегодня в каждом субъекте Российской Федерации действует закон о капитальном ремонте и утверждена его программа – как правило, на 25 лет. В разных регионах программы реализовывались по-разному, и вскоре окончательно стало ясно, что они далеко не всегда адекватны реальной ситуации.
Например, наши коллеги из «Российской газеты» рассказывают про вопиющую ситуацию с одним из ТСЖ Санкт-Петербурга. В 2019 году собственники жилья за свой счёт отремонтировали фасад и попросили районную администрацию отложить запланированный фасадный капремонт, а вместо него провести другие работы, более необходимые на данный момент. Власть послушала, покивала головами. Но в 2020 году, к удивлению жильцов, к ним явились подрядчики уже от ФКР, чтобы отремонтировать ещё раз те же самые фасады. Мол, вы не справились, смотрите как надо.
Руководитель регионального центра общественного контроля НП «ЖКХ Контроль» в культурной столице Алла Бредец пояснила журналистам, что ремонт фасадов многих домов постройки XIX века просто не был запланирован, хотя они не ремонтировались более ста лет. Но зато в программу по замене внутридомовых инженерных систем попали дома, где системы отопления или водоснабжения менялись в 2007-2008 годах. То бишь, программы составляются «по бумагам», без выезда на конкретные объекты.
В итоге нередки, например, случаи, когда у исторических зданий проводят ремонт фасадов на десятки миллионов рублей, но при этом ветхая кровля остаётся в прежнем виде. Через неё течёт дождик, в том числе и на свежую штукатурку, а отреставрированное здание в скором времени вновь приобретает вид живописных руин.
В общем, техобследование представляет вполне логичным шагом, скорее странно, почему такой важный этап до сих пор был чиновниками проигнорирован. Другое дело, что процесс этот тоже не такой дешёвый, зависит и от региона, и от состояния фонда. Чтобы обследовать обыкновенную панельную хрущёвку, специалисты из того же Питера называют сумму порядка 100 тысяч рублей. Для 20-ти и 30-ти этажных колоссов с тысячами квартир счёт идёт на миллионы. При этом подавляющее большинство квартировладельцев не имеет абсолютно никакого представления о техническом обследовании дома и закономерно оценивают процедуру как очередные поборы со стороны властей. Проводить собрания и уговаривать каждого жильца тоже не вариант.
Вот и остаётся только провести федеральный нормативный акт и выделять средства на техобследование и технический учёт из всё тех же кубышек ФКР. Либо полностью, либо при частичном участии региональных бюджетов. Эти деньги должны поступать одной или нескольким компаниям, выбранным по конкурсу, которые проводят обследование, определяют реальную степень износа многоквартирных жилых домов и составляют проекты по утверждённой форме, позволяющие понять, какие работы и в какой очерёдности необходимо провести в обследованных домах. Затем на основе этих проектов региональные фонды капремонта корректируют краткосрочные планы. Это позволит значительно повысить качество капитального ремонта и сэкономить огромные суммы на переделках, в которых уже не будет необходимости. А там и до полноценного цифрового реестра недалеко.
Разумеется, все эти нужные и важные процедуры также скажутся на объёмах реально проводимого ремонта, которые и без того пострадали от повышения стоимости стройматериалов. В итоге нужно будет либо повышать суммы в платёжках, либо резко сокращать объёмы. Очевидно, что и тот, и другой вариант едва ли понравится добросовестным квартировладельцам. Впрочем, проводить и дальше ремонты «вслепую», выбрасывая собранные средства в бездонную бочку ФКР, в конечном итоге выйдет ещё дороже.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ФКР - кладезь коррупции!!!
Одни кладезь коррупции, другие кладезь идей! А в общем они в сговоре!
На что ещё умные чинуши догадаются собирать денег? При неизменном результате!
дело ясное, что дело тёмное :(
А почему никто не предполагает, что это и неэффективное расходование средств, и воровство, и бестолковый порядок распределения ресурсов? Я думаю тут есть место для всего…