Время вспомнить систему образования СССР

Обсуждение: 4
4457

В чём заключается системный подход к кадровому обеспечению строительной отрасли в нынешних условиях

Дискуссия на тему «Применение эффективных инструментов для планового и системного развития кадрового потенциала строительного и жилищно-коммунального комплекса» состоялась на прошлой неделе в правительстве Республики Бурятия. Модератором выступил руководитель Всероссийского центра национальной строительной политики» Александр Моор.

В своём приветственном слове заместитель председателя правительства Республики Бурятия Евгений Луковников отметил плодотворность проходящих сегодня мероприятий в обсуждении остро стоящих вопросов на территории региона, и сделал акцент на том, что нужно уделять больше внимания именно подготовке специалистов среднего звена и рабочих специальностей в сфере строительства, создавая все условия для привлекательности этих профессий.

О системном подходе к кадровому обеспечению строительной отрасли рассказал вице-президент НОСТРОЙ и Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Антон Мороз. В качестве введения он обратил внимание на то, что не так давно в рамках конференции на Сахалине был продемонстрирован опыт по организации школы обучения заказчика:

Поскольку эта история действительно очень актуальна, и каждый из присутствующих здесь сегодня строителей понимает, что вопрос взаимодействия с заказчиком, в первую очередь, упирается в его квалификацию, возможности и восприятие им как финансовой дисциплины, так и в принципе процесса строительства, мы в качестве пилотного проекта вместе с НИУ МГСУ в рамках прописанного Соглашения запустили образовательную программу «Школа заказчика объектов капитального строительства». Подчеркну, что делается это за счёт средств НОСТРОЙ, и это не просто выдача документа по итогу, а практические знания, которые получают, в первую очередь, те специалисты, которых направляет регион по заявке через НОСТРОЙ в университет с отрывом от производства, что немаловажно. То есть это двух-трёхмесячный курс, который позволяет повысить грамотность заказчиков.

Антон Михайлович уточнил, что сейчас у каждого из координаторов Нацобъединения, в том числе в Дальневосточном федеральном округе, есть своя квота и свои возможности направлять специалистов в университет. Кроме того, программа в дальнейшем будет расширяться. Помимо этого, добавил господин Мороз, в рамках данной программы происходит, в том числе обучение специалистов в области ТИМ:

Опять же, мы понимаем, что круг специалистов с уровнем образования, подходящим хотя бы для минимальной возможности использования этих технологий, сейчас крайне ограничен. Этому вопросу мы уделяем и будем уделять достаточно большое внимание, потому что, несмотря на действующую экономическую ситуацию, необходимости внедрения ТИМ в проектирование с начала этого года никто не отменял. И поставленные вице-премьером Маратом Хуснуллиным задачи по сокращению административных процедур и выходу на стройку в семидневный срок напрямую связаны с возможностью использования «цифры» в полном масштабе на всей территории страны. Тем более, у нас есть конкретные примеры, мы их разбирали последний месяц в Северо-Западе, Петербурге, Кемеровской области, которые показывают, что внедрение ТИМ в стройку и правильная подготовка специалистов в этой сфере позволяет существенно упростить процедуру администрирования и организации строительства.

Далее в рамках своего доклада Антон Мороз обозначил два стратегических вектора в обеспечении отрасли кадрами:

  1. Доступ к работам по строительству только специалистов с подтвержденной квалификацией, соответствующей российским требованиям, установленным в профессиональных стандартах.
  2. Наращивание подготовки отечественных специалистов, постепенное восполнение ими дефицита в квалифицированных рабочих и инженерах.

Здесь, по мнению вице-президента НОСТРОЙ, нужно говорить о новом качестве подготовки специалистов:

Молодые люди, которые заканчивают вузы, ссузы, ПТУ – далеко не всегда приходят на стройку. С чем это связано? Ну, наверное, есть определённые вопросы к системе образования. Может, сейчас скажу некоторые не совсем приятные вещи, но прибежав к бакалавриату и магистратуре, мы потеряли профессию инженера-строителя. Каждый, кто оканчивал высшее учебное заведение в наше время, знает, что минимум три года мы проводили на практике и приходили на стройку, по крайней мере, понимая, что это такое. В рамках четырёхлетнего образования строителя подготовить невозможно. Что бы мы ни делали, какие бы сейчас не принимали решения с точки зрения допуска молодых и суперталантливых ребят на строительную площадку, пусть через оценку квалификации или что-то другое, всё равно опыта будет не хватать. Поэтому сейчас я говорю, наверное, не как вице-президент НОСТРОЙ, а своё личное мнение нам нужно серьёзно на эту тему задуматься и, возможно, по крайней мере, в строительном специалитете рассмотреть возможность возращения нормальной системы образования, которая была в Советском Союзе.

Переходя к статистике, господин Мороз сообщил, что в 2021-м среднегодовая общая численность занятых в сфере строительства составила около 6,8 миллиона человек. Из них, по данным МВД, 800.760 – иностранные граждане. А согласно прогнозам, с учётом сохранения темпов роста объёма работ в этой деятельности, общая численность занятых в стройотрасли к 2030 году составит около 7.847.900 человек. В том числе доля трудовых мигрантов к этому времени должна была составить около 1.400.000 человек. Как констатировал Антон Михайлович:

Если основываться на данных статистики, то в отрасль ежегодно должно вливаться 130.800 новых специалистов. На сегодня система высшего и среднего профессионального образования не способна подготовить такое число выпускников.

В доказательство он привёл данные Минпросвещения России, согласно которым в 2020-2021 годах система СПО по программам профпереподготовки, программам обучения рабочих и специалистов среднего звена (за счёт бюджета и на платной основе) подготовила 92,6 тысячи квалифицированных рабочих в области строительства – это примерно 46 тысяч в год:

Мы видим тенденцию к росту контрольных цифр приёма в колледжи, но при этом нужно делать поправку, что определённый процент студентов будет отсеян и не дойдёт до выпуска.

По данным исследования Высшей школы экономики, коэффициент отсева по программам СПО составляет за последние годы 20-25%. То есть из 66.740 первокурсников 2021 года до выпуска дойдут от 50-ти тысяч до 53-х тысяч человек. В связи с этим в Нацобъединении полагают, что число молодых людей, обучающихся строительным специальностям, недостаточно для покрытия потребности строительной отрасли в национальных кадрах:

Более того, согласно статистике, только 41 процент выпускников строительного профиля приходит работать в отрасль. 59 процентов уходят в другие отрасли, где им предлагаются лучшие условия труда и зарплаты. Простая арифметика показывает, что ежегодно в отрасль приходит всего около 24-х тысяч специалистов после вузов и колледжей. Потребность, напомню, составляет более 130-ти тысяч специалистов.

Господин Мороз считает, что для конструктивного решения задач подготовки кадров для строительной отрасли должны выстроить системное взаимодействие все ключевые стейкхолдеры: работодатели и их отраслевые объединения, система строительного образования (вузы и колледжи), государство в лице федеральных Минстроя, Минпросвещения и Минобрнауки, а также профсоюзов.

При этом Антон Михайлович отметил происходящие сейчас при непосредственном участии Национального объединения строителей серьёзные позитивные сдвиги в этом направлении. Так, на базе НОСТРОЙ действует Совет по профессиональным квалификациям в строительстве (СПК), который разрабатывает профессиональные стандарты, где прописаны знания и навыки, требования к квалификации, нужные работодателю. Советом была проделана большая работа по созданию и развитию системы квалификаций: за СПК закреплено 69 профстандартов по рабочим и инженерным профессиям, выполнена экспертиза 59 федеральных государственных образовательных стандартов и 26 основных профессиональных программ.

Отдельно вице-президент Нацобъединения рассказал о созданном в июне 2021 года Отраслевом консорциуме вузов «Строительство и Архитектура», объединившем 7 профильных строительных вузов. В состав учредителей также вошли НОСТРОЙ, НОПРИЗ, РСС. При этом деятельность Консорциума ведётся во взаимодействии с Минстроем России, а базовой организацией по реализации задач консорциума определён НИУ МГСУ.

Как объяснил спикер, деятельность Консорциума направлена на разработку и реализацию стратегических программ федерального, отраслевого и регионального уровней по научному сопровождению и кадровому обеспечению строительной отрасли, а успешный опыт Консорциума вузов вызвал интерес со стороны строительных колледжей и в настоящее время совместно с НОСТРОЙ прорабатывается вопрос о создании аналогичного Консорциума строительных колледжей.

Завершая своё выступление, Антон Мороз ещё раз сделал акцент на том, что нужно наращивать подготовку отечественных специалистов, увеличивать контрольные цифры приёма в вузы и колледжи. При этом численность выпускников, подчеркнул он, должна быть сбалансирована с потребностью строительной отрасли в кадрах по конкретным регионам и конкретным профессиям. Для этого, по словам докладчика, нужен чёткий механизм прогнозирования кадровой потребности, который в современных условиях может быть реализован на основе создаваемой Единой цифровой отраслевой платформы «Кадровый центр Минстроя России», синхронизированной с Единой платформой подрядных организаций и специалистов НОСТРОЙ. Платформа будет иметь модуль мониторинга и прогнозирования, который аккумулирует информацию о текущей и планируемой потребности в кадрах в разрезе компаний, регионов, программ развития агломераций и конкретных проектов.

Такой системный подход позволит сделать обоснованный расчёт контрольных цифр приёма и обеспечить в последующем трудоустройство выпускников. Решить задачи по обеспечению строительной отрасли квалифицированными кадрами возможно только при заинтересованном участи всех участников строительного производства.

Заместитель руководителя Аппарата НОПРИЗ Надежда Прокопьева в продолжение доклада Антона Мороза рассказала о внедрении цифровых компетенций в образовательный процесс. В частности, она сообщила, что 25 актуализированных Национальными объединениями профессиональных стандартов были включены в программу «Кадры для цифровой экономики», и уже сегодня студенты проходят по ним обучение.

Исполнительный директор региональной Ассоциации «Строители ТПП РБ» Виктор Хандаев озвучил существующие проблемы кадрового потенциала в строительной отрасли, в том числе, проблематику внутри системы управления строительством.

Проблемы кадрового потенциала, которые имеют место быть в жилищно-коммунальной отрасли, назвал директор МУП «Водоканал» Дмитрий Скакалин.

Декан строительного факультета ФГБОУ ВО «Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления» Михаил Калашников осветил опыт подготовки кадров для строительного комплекса на базе высших учебных заведений.

Об опыте подготовки кадров для рабочих профессий строительного комплекса поведал заместитель директора по УПР ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства» Андрей Гомбоев, сообщив, что учебное заведение сейчас реализует 14 соответствующих образовательных программ. По факту, на стройку пока выходит лишь 30-40% выпускников, констатировал он.

В завершение Александр Моор напомнил, что при Минстрое сегодня начинает работать Единый кадровый центр, а также отметил личный вклад Всероссийского центра национальной строительной политики в кадровый процесс – это проводимый второй год Всероссийский конкурс управленцев «Лидеры строительной отрасли».

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

11.04.2022 в 09:38
  • СРОшник
    СРОшник 11.04.2022 в 10:40 пишет:

    Мороз опять пытается всех надуть: «Подчеркну, что делается это за счёт средств НОСТРОЙ, и это не просто выдача документа по итогу, а практические знания»

    Ответить
    Полианна
    Полианна 11.04.2022 в 12:42 пишет:

    Если говорить в целом о системе образования, то надо начинать не с ВУЗов, и даже не с колледжей, а со школьной скамьи… Ну да ладно, это личная боль каждого родителя школьника…

    Что же касается квоты, то я не совсем поняла… а отправлять то кого? Членов СРО? А как это происходит на местах? Популярным языком можно?

    Ответить
    • Д-р Барсик Службы
      Д-р Барсик Службы 11.04.2022 в 13:01 отвечает пользователю: @Полианна

      да что там со школьной скамьи....начинать надо с детсадовского ковра!!!))) Поррроть нещадно!!!!))) Только так можно воспитать высоклассных специалистов-строителей!!!

      Ответить
      Полианна
      Полианна 11.04.2022 в 13:50 отвечает пользователю: @Д-р Барсик Службы

      Так то я не про учеников, а про учителей и систему образования… Или Вы предлагаете пороть воспитателей???…)))

      Ответить
FAST-ПОСТ
Цифровая оценка губернаторов
Марк Андреевич ~
Предлагаете низкопробную сливать? Куда? Западу? А зачем?
04.05, 00:42
За фиктивный опыт – вон из отрасли!
Марк Андреевич ~
Всё описанное совсем не значит, что законопроект примут.
04.05, 00:29
Не станьте жертвой мошенников!
Musyako ~
03.05, 19:07
Будущее российской стройотрасли
Инкогнито ~
А конкурентная ли у нас рыночная среда? Если Вы в том числе и об этом пишите?
03.05, 13:55
Цифровая оценка губернаторов
Анфиса ~
опять всё сливаем без какой-либо защиты :(
03.05, 12:43
За фиктивный опыт – вон из отрасли!
Анфиса ~
когда закрывается один путь все быстро ищут пути обхода ;)
03.05, 12:40