Своими прогнозами на ближайшее будущее строительной отрасли с местными новосибирскими журналистами поделился координатор по Сибирскому федеральному округу Национального объединения строителей и по совместительству глава СРО «АСОНО» Максим Федорченко.
Прогнозы, надо отметить, вышли пессимистичными. Дескать, пожили хорошо и хватит. Впрочем, когда кто-то из строительной или саморегулируемой отрасли обещал что-то другое? Из плюсов года прошедшего Максим Владиславович назвал полученный опыт:
Считаю, что в сфере жильного строительства самый позитивный итог 2021 года в том, что застройщики научились работать с проектным финансированием, расширился список банков, которые активно предлагают на рынке услуги проектного финансирования. Раньше это в основном был Сбербанк, а сейчас добавились ещё несколько банков, работающих не менее эффективно. Это дало толчок к росту жилищного строительства. Мы увидели по году достаточно оптимистичные цифры по объёму сдачи объектов.
На этом, впрочем, позитив кончился. Так, по сегменту капитального строительства в рамках исполнения государственных и муниципальных контрактов единственным положительным результатом, по мнению господина Федорченко, стало то, что компании, работающие в этой сфере, смогли хоть как-то пережить год, учитывая взрывной рост цен на стройматериалы при фиксированной цене контрактов. В таких условиях работать на объектах было крайне сложно. Проблематично было даже завершить исполнение контрактов, не говоря о получении какой-то прибыли.
В 2022 году координатор НОСТРОЙ видит больше проблем и вызовов, чем перспектив. В жилищном строительстве ситуацию осложняет резкое увеличение ключевой ставки, а также отмена льготной ипотеки. Всё это в совокупности очень сильно повлияет на спрос со стороны покупателей, на доступность кредитов для компаний, которые работают с проектным финансированием, а также в сфере госзаказа.
Себестоимость строительства продолжает расти, и этот тренд сохранится, так как продолжается рост цен на стройматериалы, на металл. И если, по мнению Максима Владиславовича, не появятся дополнительные меры господдержки, то предстоит дальнейший рост стоимости квадратного метра и дальнейшее падение спроса. Поэтому для увеличения темпов жилищного строительства и реализации нацпроекта «Жильё» нужно принимать новые меры стимулирования отрасли. Например, предоставление участков для комплексного строительства, инфраструктуры застройщикам. В нынешних условиях строители не смогут вытянуть такие расходы за свой счёт – экономика процесса просто не сложится, уверен господин Федорченко.
А вот в сфере государственных и муниципальных контрактов, полагает Максим Владиславович, уже крайне необходима кардинальная реформа ценообразования. Мнение вполне обоснованное. Многие торги в 2021 году заканчивались впустую, так как на них не выходил ни один подрядчик. Работать в убыток никому не хочется, а ценники на металл, дерево, цемент, крупные узлы и комплектующие отнюдь не собираются идти вниз.
Очевидно, что нужно корректировать и порядок составления смет, и принципы работы с государственными и муниципальными подрядчиками в условиях рыночной турбулентности. Первым шагом в этом направлении стало постановление, касающееся порядка пересчёта цены контракта по ранее заключённым договорам. Однако и его приняли с кучей оговорок, только для малой части контрактов, где подрядчики уже пострадали и, в основном, в интересах крупных компаний.
То же самое произошло в сфере капитального ремонта. Максим Федорченко констатировал, что до конкретного нормативного документа в Новосибирской области дело так и не дошло. То есть, региональные чиновники прочитали постановление, почесали животы и оставили всё, как есть. Кому не нравится – пусть не работают.
Впрочем, по реформе ценообразования Новосибирская область будет включена в пилотные регионы по наполнению системы ФГИС ЦС. Это уже большой плюс, так как строители и заказчики смогут учитывать в своих расчётах реальную цену стройматериалов, а не ту, которая берётся за точку отсчёта сейчас, чуть ли не с советского времени, с использованием сложно подсчитанных индексов. Реальная цена поставщиков будет вбиваться в единую систему – и на её основе станет считаться средняя цена по рынку. При этом СРО позиционирует себя как активного участника процесса, обещая, что будет помогать в наполнении и поддержании в актуальном состоянии базы данных по ценам.
Наконец, вышла новая методика Минстроя России по подсчёту средней цены квадратного метра. Этот параметр используется при покупке квартир у строителей для расселения ветхого и аварийного жилья, покупки квартир для детей-сирот, для льготников и так далее. До сих пор цены, указанные в госпрограмме для каждого региона, по мнению господина Федорченко, были сильно занижены.
Для Новосибирской области на 2021 год это было менее 60-ти тысяч рублей за квадратный метр, что ниже себестоимости. На эти деньги сегодня даже что-то построить невозможно по тем требованиям, которые появляются к квартирам. Сейчас Минстрой России утвердил новую методику: выбирается средняя цена между данными Росстата по первичному и вторичному жилью в регионе.
По новой методике цена для госпрограмм в регионе определена в районе 68-ми тысяч рублей за «квадрат», хотя реальная рыночная цена ближе к 80-ти тысячам. Но даже такое решение – это очень позитивное движение для отрасли, так как расширяет возможность участия застройщиков в госпрограммах и увеличивает количество квартир, которые могут быть доступны льготникам.
Подводя итог, Максим Федорченко отметил, что пока нет особых прогнозов по росту объёмов строительства, в том числе жилищного, и снижению цены квадратного метра. Скорее, следует ожидать дефицита предложения и роста цены…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Депрессивного координатора на мыло!!!
Клоун, а Вам бы всё шарики да фокусы?))) Вот это был бы действительно номер)))
Странно, что о саморегулировании координатор НОСТРОЙ можно сказать и не вспомнил.
И хорошо, один г-н на РСПП перед президентом вспомнил...
Согласен, вспомнить можно по-разному. Но когда руководитель СРО делает вид, что саморегулирования нет, это странно.
Может быть он знает что-то, чего пока не знаем мы? Может в будущем и нет никакого саморегулирования?
Или оно такое, в котором нет Максима Владиславовича…..?
Максим Владиславович кажется никогда не отличался оптимизмом. Так что…ничего не меняется…