3D-модель СРО, или 11 шагов к светлому будущему

Обсуждение: 30
5884

Участники парламентских слушаний в Госдуме знают, что делать с саморегулированием

В середине апреля состоялись парламентские слушания на тему «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства». В мероприятии под конферансом председателя комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева приняло участие куча умных людей. Это и сами депутаты, а также представители Правительства России, ТПП, РСПП и прочих структур. Были там и посланцы от Национальных объединений.

Хотя, на поверхностный взгляд, вполне можно было обойтись без последних. Вы спросите как? А никак. У нас часто так происходит, что людей, как бы, занимающихся какой-то штукой, при обсуждении этой самой штуки вовсе и не зовут. При этом, сей факт можно оценивать двояко: или устроители мероприятия считают себя чересчур крутыми, либо те самые, якобы, профессионалы в конкретном вопросе – совсем не профессионалы, и мнение их никому не интересно.

Ну, ладно. Можно признать, что состав участников был достаточно компетентным. И современным в духе времени. Поэтому, неудивительно, что первым пунктом по итогам докладов и выступлений было отмечено, что «импульс развитию саморегулирования придал Президент страны Владимир Владимирович Путин». И прямо цитата дана из спича Главы государства: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России». С этим не поспоришь – сегодня без Президента как без рук.

Естественно, не забыли и про правительственную Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования образца 2015 года. Которая, так сказать, стала «важным шагом». Однако, участники парламентских слушаний признали, что Концепция, рассчитанная на пятилетний период, так и не была реализована: новая редакция закона № 315-ФЗ принята не была, а отраслевое законодательство попало в фазу хаотичных реформ, которые привели к усилению избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность.

Было выражено мнение, что базовый закон № 315-ФЗ нуждается в серьёзной переработке в новый закон «О саморегулировании» в целях создания целостной системы саморегулирования, подразумевающей реализацию трёхуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО).

Среди ключевых проблем представители бизнес сообщества называли:

  • отсутствие публичного диалога бизнеса и власти в отношении возможностей и инструментов развития саморегулирования как института гражданского;
  • хаотичное бессистемное внесение изменений в отраслевое законодательство, противоречащих основным положениям Концепции и направленных на усиление государственного избыточного регулирования.

По словам участников слушаний, эти проблемы привели к дискредитации самой идеи саморегулирования.

Между тем, учитывая состояние российской экономики, ключевым направлением разрешения сложившихся противоречий является децентрализация системы управления гражданским сектором экономики через расширение и развитие механизмов саморегулирования и самоорганизации предпринимательской деятельности в Российской Федерации. Опираясь на эту цель, участники парламентских слушаний предложили свои рекомендации.

В частности, они призвали «признать процесс саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности одним из глубинных и основополагающих механизмов обеспечения конкурентоспособности отраслей и экономики Российской Федерации в целом». Ну, а всего рекомендаций набралось на 11 пунктов (с шестью подпунктами), с которыми можно ознакомиться ниже.

Рекомендованного три года ждут, или всё же что-то сдвинется раньше?

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

 

Рекомендации

В докладах и выступлениях участников слушаний отмечалось:

1. Импульс развитию саморегулирования придал Президент страны Владимир Владимирович Путин: «Рассчитываю, что саморегулирование станет одним из столпов сильного гражданского общества в России», «Необходимо новое государственное сознание, создание в России лучших, наиболее конкурентоспособных условий для жизни, творчества и предпринимательства».

2. В 2007 году был принят базовый Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» (№ 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года), заложивший основу саморегулирования в Российской Федерации.

3. Важным шагом в формировании принципов институционализации саморегулирования и формирования стратегии развития саморегулирования стало утверждение Правительством РФ (Распоряжением № 2776-р от 30 декабря 2015 года) Концепции совершенствования механизмов саморегулирования (далее – Концепция). Участники парламентских слушаний обратили внимание на то, что Концепция, рассчитанная на пятилетний период, так и не была реализована: новая редакция закона № 315-ФЗ принята не была, а отраслевое законодательство попало в фазу хаотичных реформ, которые привели к усилению избыточного государственного вмешательства в профессиональную деятельность.

4. Действующий базовый закон № 315-ФЗ нуждается в серьёзной переработке в новый закон «О саморегулировании» в целях создания целостной системы саморегулирования, подразумевающей реализацию трёхуровневой модели саморегулирования (члены СРО, СРО, Национальные объединения СРО), представленной в Концепции, с последующей гармонизацией десятков отраслевых федеральных законов и сотен подзаконных актов.

5. Ключевыми проблемами бизнес сообщество считает:

  • отсутствие публичного диалога бизнеса и власти в отношении возможностей и инструментов развития саморегулирования как института гражданского общества и внесения необходимых изменений в № 315-ФЗ;
  • хаотичное бессистемное внесение изменений в отраслевое законодательство, противоречащих основным положениям Концепции и направленных на усиление государственного избыточного регулирования.

Эти проблемы привели к дискредитации самой идеи саморегулирования. Так, в ряде саморегулируемых сфер деятельности (аудиторы, оценщики, арбитражные управляющие) регуляторами были реализованы системные изменения. При этом поправки в законодательство были внесены без какого-либо публичного обсуждения и согласования с профессиональным и предпринимательским сообществом, без анализа или оценки эффективности действующих и предлагаемых норм и их изменений.

6. Базовой причиной падения в последние годы темпов прироста ВВП национальной экономики и затяжной экономической стагнации промышленности и сферы производства товаров работ и услуг страны является отставание динамики изменений системы производственных отношений и отражающего её механизма государственного управления экономикой от требуемого уровня развития, и в неспособности этой системы обеспечить полное и достаточно эффективное использование трудового, интеллектуального и духовного потенциала общества. Ключевым направлением разрешения сложившихся противоречий является децентрализация системы управления гражданским сектором экономики через расширение и развитие механизмов саморегулирования и самоорганизации предпринимательской деятельности в Российской Федерации.

 

Обсудив представленные позиции представителей органов государственной власти и предпринимательского сообщества, участники парламентских слушаний предлагают:

1. Вернуть в повестку обсуждение вопросов саморегулирования, лучшей практики профессионального регулирования, в том числе международной, в различных сферах деятельности, проблемных вопросов и механизмов их решения.

2. Признать процесс саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности одним из глубинных и основополагающих механизмов обеспечения конкурентоспособности отраслей и экономики Российской Федерации в целом.

3. Предложить ТПП РФ и «ОПОРА РОССИИ» подготовить всестороннее исследование состояния сферы саморегулирования в отраслях экономики с выявлением ключевых проблем, успешного опыта и перспективных трендов развития. Предложить федеральным органам исполнительной власти (далее ФОИВ) содействовать общественным объединениям предпринимателей в проведении данного исследования.

4. Предложить Правительству РФ и Министерству экономического развития РФ актуализировать Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования и продлить период её реализации до 2025 года, установив единый центр по нормативно-правовому регулированию института саморегулирования во всех отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности.

5. Создать Рабочую группу из депутатов Государственной Думы РФ, представителей бизнеса и общественных объединений предпринимателей для рассмотрения проектов поправок и изменений в ФЗ-315, ФЗ-488, направленных на совершенствование механизмов саморегулирования отраслей экономики.

6. Предложить общероссийским общественным объединениям предпринимателей (ТПП РФ, «ОПОРА РОССИИ», РСПП, «Деловая Россия») подготовить и представить в Рабочую группу проекты поправок в ФЗ-315, ФЗ-488 и в другие нормативно правовые акты, регулирующие сферу саморегулирования с обязательным и добровольным членством.

7. На основе экспертного системного обсуждения признать в качестве основополагающих институциональных принципов, выполнение которых необходимо для развития системы саморегулирования:

7.1. Трансформация № 315-ФЗ в закон «О саморегулировании» (о гражданско-правовом институте, системе в целом, а не отдельно по его элементам); в законе должна быть чётко прописана трёхуровневая система управления сферой деятельности (члены СРО, саморегулируемые организации и Национальное объединение), органы регулирования (государственные регуляторы) и их взаимоотношения;

7.2. Законодательное закрепление необходимости создания Национальных объединений СРО, определение их компетенции, прав и обязанностей в отношении СРО и в отношении госрегулятора. Основной задачей Национальных объединений должна стать выработка консолидированной позиции профессионального и бизнес сообщества для разработки и внедрения единых отраслевых национальных стандартов и обеспечение взаимодействия с органами власти для развития и повышения конкурентоспособности отрасли, обеспечения защиты прав профессионалов, предпринимателей и потребителей в сферах производства товаров, работ и услуг;

7.3. Закрепление нормой права в саморегулировании риск-ориентированного подхода при осуществлении функций по контролю СРО за своими членами и надзору за Национальными объединениями СРО со стороны госрегулятора и иных органов власти. А также обеспечение свободы и множественности выбора инструментов обеспечения имущественной ответственности СРО перед потребителями при возмещении имущественного ущерба, нанесённого членами СРО;

7.4. Устранение в законодательстве всех избыточных ограничений в отношении СРО с добровольным членством и их объединений с целью вовлечения в сферу саморегулирования большего количества профессионалов и предпринимателей из различных отраслей и сфер деятельности;

7.5. Обеспечение законодательного закрепления ключевой роли профессионального и бизнес сообщества в формировании публичных процедур контроля за доступом в профессию, подразумевающего единство инструментов регулирования профессиональной деятельности и предпринимательства в этой же профессиональной сфере деятельности и опирающихся на совершенствование профессиональных стандартов и этических норм;

7.6. Создание законодательной среды для защиты и развития добросовестной конкуренции, обеспечения защиты прав профессионалов, предпринимателей и потребителей их товаров, работ и услуг, обеспечение соответствия профессиональных стандартов и квалификационных требований потребностям бизнеса и потребителей, основывающихся на реальном опыте работы профессионалов при вовлечении в этот процесс Национальных объединений, профобъединений и саморегулируемых организаций в неразрывной связи с профессиональной и предпринимательской средой;

8. Общероссийским общественным объединениям предпринимателей, отраслевым ассоциациям, профессиональным союзам предложить для рассмотрения на Рабочей группе структуру функционирования системы саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в разрезе уровней управления, отраслей экономики и профессиональных сфер, взаимосвязей с ФОИВ и межсекторального взаимодействия внутри предпринимательского сообщества.

9. Рассмотрение предложений ТПП РФ по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти на основе передачи части полномочий ФОИВ общественным объединениям предпринимателей, промышленным отраслевым союзам (ассоциациям), технологическим платформам и экспертным организациям в рамках специальных соглашений, не регламентированных законодательными актами о саморегулировании.

10. Предложить заинтересованным организациям подготовить и организовать проведение широкого общественного обсуждения базовых подходов к организации саморегулирования и самоуправления в гражданских отраслях экономики страны.

11. Предложить профильным комитетам Государственной Думы РФ провести совместное заседание с участием представителей бизнес-сообщества по законодательному обеспечению системного развития механизмов саморегулирования, самоорганизации и самоуправления в отраслях экономики в целях эффективного совершенствования производственных отношений российского общества.

26.04.2021 в 16:55
  • Евгений Карант
    Евгений Карант 26.04.2021 в 17:14 пишет:

    Мне "понравился" пункт 5 решения: "Создать Рабочую группу из депутатов Государственной Думы РФ, представителей бизнеса и общественных объединений предпринимателей для рассмотрения проектов поправок и изменений в ФЗ-315, ФЗ-488, направленных на совершенствование механизмов саморегулирования отраслей экономики".

    Спрашивается, кто, в каком порядке и по каким критериям будет производить отбор представителей бизнеса в состав этой Рабочей группы? Вопрос не праздный. Наверняка в саморегулировании найдутся влиятельные лица, которые в очередной раз захотят отсаморегулировать представителей бизнеса так, чтобы им в этом институте по-прежнему была отведена роль только лишь дойных коров.

    Ответить
    Полианна
    Полианна 26.04.2021 в 18:47 пишет:

    «признать процесс саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности одним из глубинных и основополагающих механизмов обеспечения конкурентоспособности отраслей и экономики Российской Федерации в целом» - ну красиво же, а?)))) Жаль, что на деле фигня....

    Ответить
    Изумлённый Чиновник
    Изумлённый Чиновник 26.04.2021 в 20:37 пишет:

    Чем больше слов, тем туманнее содержание. Яркий пример очередной "хотелки" всего и сразу без каких-либо шансов на реализацию и даже на рассмотрение особенно сейчас, когда Государственная Дума до конца сессии будет заниматься исключительно законодательным обеспечением Послания Президента РФ Федеральному Собранию РФ. Мечты, мечты, где ваша сладость ...

    Ответить
    Марк Андреевич
    Марк Андреевич 26.04.2021 в 21:32 пишет:

    Очередная рабочая группа для рабочей группы.

    Ответить
    Сроница
    Сроница 27.04.2021 в 08:34 пишет:

    Нужно привлекать не руководителей СРО и НАЦОБОВ, а реальных специалистов и тех, кто специалист в отрасли. Например того же Каранта Е.Д., Тысенко Е.О. и других. Думаю что вы многие дополните ФИО специалистов кто бы реально в саморегулирвоании мог бы законодательно разработать нужные поправки для всего саморегулирования.

    Ответить
    • Анфиса
      Анфиса 27.04.2021 в 09:08 отвечает пользователю: @Сроница

      кому нужны специалисты? они всем только мешают.

      Ответить
      Сроница
      Сроница 27.04.2021 в 10:57 отвечает пользователю: @Анфиса

      Вот поэтому у нас везде проблемы, потому что вместо специалистов одни управленцы да непонятные эксперты, которые сами себя зачастую так обозначили и не более того...

      Ответить
      СРОшник
      СРОшник 27.04.2021 в 13:49 отвечает пользователю: @Анфиса

      Я не понимаю целей проводимых собраний в отсутствии пользы как для саморегулирования, так и для участников процесса.

      Ответить
    Полишинель
    Полишинель 27.04.2021 в 09:14 пишет:

    В конце забыли дописать - "Урааааа товарищи!"

    Ответить
    СРОшник
    СРОшник 27.04.2021 в 13:44 пишет:

    Полное отсутствие понимания проблематики у компетентного состава парламентских слушаний на тему «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства».

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 12:58 пишет:

    1. До сих пор специалисты Национальных объединений, эксперты ТПП,
    государственной думы, чиновники Минстрой, Минэкономразвития и т.п. не
    могут понять разницы между профессиональным регулированием и
    предпринимательским.
    Оказывается в России до сих пор нет ни одной ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СРО!!!
    Однако, предпринимательские СРО и их национальные объединения
    высказываются от имени профессионального сообщества, что является
    подлогом и мошенничеством!!!
    С этим надо что-то делать!

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 14:17 пишет:

    "2. Признать процесс саморегулирования предпринимательской и
    профессиональной деятельности одним из глубинных и основополагающих
    механизмов обеспечения конкурентоспособности отраслей и экономики
    Российской Федерации в целом."

    2. Из-за неясности (неопределенности (см. 1 вопрос)) трудно признать процесс (то есть само действие (ИБД)) саморегулирования каким-то механизмом.
    Это ведь полный абсурд!
    Процесс = механизму...

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 14:18 пишет:

    В отношении "тезиса 7".

    Национальные объединения хотят легализовать "свое место под солнцем", которое так им набивает карман, хотя они никому не нужны (кроме функционеров-паразитов, кормящихся...).
    Оказывается, весь сыр бор инициирован именно ими, чтобы добиться этой цели, так как невнятного упоминания в статье 24 им оказалось мало.

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 14:20 пишет:

    Теперь о "тезисе "9".

    Откровенная попытка провоглашения "безграничной коррупции" путем вывода из под законодательного регулирования целого пласта, переведя его в некие специальные соглашения.
    Многие знают о неких "соглашениях о сотрудничестве", которые заключаются между национальными объединениями и ФОИВ, в результате которых национальные объединения становятся "финансистами-меценатами" мероприятий ФОИВ, которые потом поддерживают инициативы национальных объединений по окончательному переделу рынка и получения очередных "ежовых рукавиц".
    Национальные объединения в области строительства уже сейчас участвуют в оказании государственных услуг (не бескорыстно? коррупция вне государственной структуры?).

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 14:20 пишет:

    Про тезис "10".

    Обратите внимание! В один ряд поставлено саморегулирование и самоуправление! А что за "базовые подходы к организации саморегулирования и самоуправления в гражданских отраслях экономики страны"? Никто вразумительно на это не ответил!

    Ответить
    Алексей Старицын
    Алексей Старицын 29.04.2021 в 14:21 пишет:

    11 тезис.


    Предлагают "системное развития механизмов саморегулирования, самоорганизации и самоуправления в отраслях экономики в целях эффективного совершенствования производственных отношений российского общества"! Слова без всякого смысла, но позволяющие занимать словоблудием очередные 10-15 лет, то есть участвовать в процессе без
    цели достижения результата.
    Основная же цель (скрываемая за более красивыми лозунгами):
    подмять под национальные объединения все саморегулируемые организации, получив финансирование от средств компенсационных фондов (проценты от размещения), забрав у них и компенсационные фонды и членские взносы, оставив им функцию по контролю за сбором бумажек, выбиванием членских и иных взносов и т.п.

    Ответить
FAST-ПОСТ
Не забывайте, что вы в гостях...
Илья ~
У этого нашли ружьё в машине, вроде бы.
19.04, 15:01
Не забывайте, что вы в гостях...
Сроница ~
Наконец-то задержали убийцу в Ростовской области. далеко не убежал....
19.04, 14:20
Не забывайте, что вы в гостях...
Федор ~
В некоторых случаях пусть лучше трое судят, чем четверо несут.
19.04, 13:45
Не забывайте, что вы в гостях...
Полианна ~
Шикаррррная идея я считаю))))
19.04, 13:37
1 2 4