Ни для кого не секрет, что низкое качество проектирования и строительства – одна из главных проблем отрасли, влияющая на безопасность зданий и сооружений. Сюда же можно отнести низкую квалификацию работников и специалистов. О том, есть ли действенные причины улучшить ситуацию, рассказал первый заместитель председателя комитета Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера Аркадий Чернецкий.
***
– Аркадий Михайлович, как Вы оцениваете работу, которая проводится Национальными объединениями саморегулируемых организаций с целью повышения качества и безопасности строительства?
– Начну с того, что содействие повышению безопасности и качества строительства входит в число приоритетных направлений деятельности Нацобъединений. Поэтому, естественно, этому уделяется большое внимание. Это и разработка, актуализация и экспертиза профессиональных, квалификационных стандартов в области строительства. Это и мониторинг, и методическое обеспечение процедур внедрения, применения и контроля выполнения требований стандартов на процессы выполнения работ в СРО и строительных компаниях с созданием системы обратной связи. Это и разработка и реализация мероприятий по снижению производственного травматизма и повышению безопасности при проведении строительных работ. Это и многое другое.
Сюда же надо отнести развитие Национального реестра специалистов в области строительства, в том числе, посредством проведения независимой оценки квалификации в области строительства. Ведь, главную цель, которую преследовали НОПРИЗ и НОСТРОЙ при создании НРС – повышение качества услуг, которые предоставляют специалисты, занимающиеся капитальным строительством.
– Какие, по Вашему мнению, меры необходимо предпринять для развития отрасли и выстраивания правильной кадровой стратегии?
– Несомненно, что наличие квалифицированных кадров в строительной отрасли является необходимым условием достижения должного уровня производительности труда и, в конечном итоге, одним из определяющих факторов обеспечения конкурентоспособности предприятий строительной отрасли.
С практической точки зрения, эффективный кадровый ресурс строительной отрасли подразумевает наличие достаточного для выполнения планируемых программ и проектов, количества квалифицированных работников различных категорий и квалификаций. В условиях рыночной экономики формирование этого ресурса происходит на рынке труда, где под воздействием экономических и социальных факторов устанавливается баланс спроса и предложения трудовых услуг.
Регулирование на этом рынке – дело непростое, но возможное, если государство и профессиональное сообщество понимают свои стратегические задачи и находят формы для их решения.
Поэтому, регулирующее воздействие на рынок труда посредством выпуска сборников ЕТКС, а в последние годы отраслевых рамок квалификаций, профессиональных стандартов и квалификаций, определяют его профессиональную и квалификационную структуру, а значит – позволяет ставить задачу формирования эффективного кадрового ресурса.
– Национальные объединения саморегулируемых организаций в силу положений градостроительного законодательства ведут Национальные реестры специалистов по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, в которых более 300.000 уникальных специалистов. Как Вы оцениваете развитие этого ресурса с использованием процедуры независимой оценки квалификаций, закреплённой в Федеральном законе «О независимой оценке квалификаций» № 238-ФЗ от 3 июня 2016 года?
– Все знают, что положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрены требования к обеспечению выполнения договоров подряда, заключённых с членом саморегулируемой организации соответствующего вида, только специалистами по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, информация о которых внесена в национальные реестры специалистов.
Для внесения в НРС каждый специалист должен соответствовать определённым требованиям. При этом, основной проблемой функционирования института национального реестра в России является то, что проверки уровня компетенций специалистов при включении в указанные реестры не происходит, установленные требования субъективны и не дают возможности оценить способность специалистов осуществлять организацию инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства.
В принципе, по закону, специалист должен повышать квалификацию не реже одного раза в пять лет. Однако такое требование не позволяет оценить реальную квалификацию. Кроме того, сейчас практически нет никакого контроля качества программ дополнительного профессионального образования, а получение документов о повышении квалификации зачастую носит формальный характер и не гарантирует наличие у претендента соответствующих компетенций. Эти негативные моменты как раз и влекут риски, связанные с безопасностью как самих работ по строительству, так и создаваемых объектов.
Знаю, что сегодня уже подготовлены предложения по введению независимой оценки квалификации в строительстве и модернизации системы ведения Национального реестра специалистов, включая снижение требований к таким специалистам, получившим положительное решение по итогам НОК.
– Какие преимущества, по Вашему мнению, имеет работник прошедший оценку квалификации?
– На мой взгляд, независимая оценка квалификации – является наиболее эффективным способом подтверждения квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определённого вида трудовой деятельности. Это в полной мере применимо к строительной сфере. Можно даже говорить о том, что за введением НОК будущее отрасли.
Именно независимая оценка квалификации позволит определить лиц, реально способных осуществлять организацию инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и строительства в рамках выполнения ими трудовых функций, и будет способствовать внедрению персональной ответственности за качество подготовки проектной документации, качества и безопасности строительства в целом.
– Известно ли Вам о законодательных инициативах, которые предусматривают введение обязательности оценки квалификации в ближайшее время?
– В Государственной Думе был подготовлен проект федерального закона № 934502-7 «О внесении изменений в статью 55.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации». Инициаторами указанного законопроекта выступали Общественный совет при Минстрое России, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков совместно с Национальным объединением строителей, основной целью которых является соблюдение и представление интересов профессионального сообщества.
Законопроект также поддерживается Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Министерством труда и социальной защиты, Министерством финансов, Министерством юстиции, Российским союзом промышленников и предпринимателей, Госкорпорацией «Росатом», а также рядом субъектов Российской Федерации. Данные изменения законодательства также были поддержаны в рамках регуляторной гильотины.
Со своей стороны могу сказать, что законопроект о независимой оценке квалификации был рассмотрен и нашим комитетом. И несмотря на то, что в процессе обсуждения возникли вопросы по возможному механизму их реализации – члены комитета выразили готовность поддержать предлагаемые законопроектом изменения так как, прежде всего, он направлен на развитие системы профессиональных квалификаций, являясь при этом целесообразным шагом для обеспечения качества и безопасности строительной отрасли в целом.
ОТ РЕДАКЦИИ. Вместе с нашими коллегами выражаем признательность Аркадию Михайловичу за его ответы на все поставленные вопросы. Необходимо только уточнить, что эта беседа состоялась в начале декабря прошлого года, а судьба известного законопроекта по сей день не ясна...
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
(с благодарностью коллегам из журнала «Вестник НОПРИЗ»)
Интересно, Аркадию Михайловичу лапшу навешали или заплатили?...
Нет Полли просто он в теме и не только ... :=))
Интересно, уважаемый Аркадий Михайлович удосужился ли перед тем, как давать интервью, заглянуть в Трудовой кодекс и в Федеральный закон от 3 июня 2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций» . Или, хотя бы прочитать известное заключение на этот счет Правового управления ГД РФ, а также заключение Счетной палаты.
А еще было бы неплохо обратиться к Федеральному закону "Об объединениях работодателей", чтобы с удивлением обнаружить для себя, что за право использовать в своих наименованиях словосочетания "общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей" НОСТРОЙ и НОПРИЗ кому-то в Минюсте России, по-видимому, очень хорошо заплатили.
Для справки - этим вопросом сейчас занимается Генеральная прокуратура Российской Федерации.
"Говорящая" голова озвучивает то, что ему подсунули.
К этому пора привыкнуть.
Как независимо оценить квалификацию членов Совета НОСТРОЙ или НОПРИЗ (президенты этих НО тоже члены Советов)?
Знакомствами в Минюсте сейчас никого не удивить, впрочем дождёмся выводов сотрудников Прокуратуры. Полагаю это должно быть интересно.
Какую квалификацию членов Совета Вы хотите оценить? Для того чтобы стать членом коллегиального органа особые знания не требуются.
Выдержка
У С Т А В
АССОЦИАЦИИ «ОБЩЕРОССИЙСКАЯ НЕГОСУДАРСТВЕННАЯ
НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ – ОБЩЕРОССИЙСКОЕ
ОТРАСЛЕВОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ РАБОТОДАТЕЛЕЙ
«НАЦИОНАЛЬНОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ САМОРЕГУЛИРУЕМЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСНОВАННЫХ НА ЧЛЕНСТВЕ ЛИЦ,
ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ СТРОИТЕЛЬСТВО»
10.3. Совет Ассоциации формируется из числа лиц, осуществляющих функции
единоличных исполнительных органов или являющихся руководителями постоянно
действующих коллегиальных органов управления саморегулируемых организаций –
членов Ассоциации, а также из лиц, независимых от конкретных саморегулируемых
организаций (независимые члены) – представителей профильных Комитета
(Комиссий) палат Федерального Собрания Российской Федерации, департамента
Аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти (далее – федеральные органы государственной власти).
Суммарное количество независимых членов не может превышать четырех человек.
Президент Ассоциации входит в состав Совета Ассоциации в силу занимаемой
должности. Членами Совета Ассоциации не могут быть члены Ревизионной комиссии,
работники Ассоциации.
не думаю, что ответ удивит :(
Вы вопрос читали?
Не требования к кандидатам, а "Как независимо оценить квалификацию членов Совета НОСТРОЙ или НОПРИЗ (президенты этих НО тоже члены Советов)"?
Алексей Старицын, с Вашего разрешения я тоже продублирую свой вопрос: "Какую квалификацию членов Совета Вы хотите оценить?"
Надеюсь, что Вы увидите разницу между "требованиями к кандидату в члены совета" и "независимой оценке квалификации квалификации членов совета.
Алексей Старицын, я вижу разницу и полагаю, что оценить квалификацию можно исключительно по входным параметрам, или установленными какими-либо официальными документами. Я таких критериев не знаю, отчего и возник вопрос к Вам, который дублировать ещё раз не вижу смысла, так как отвечать на него Вы не намерены.