Уполномоченный при Президенте России по защите прав предпринимателей Борис Титов считает, что цены на жильё в новостройках растут отнюдь не только из-за льготной ипотеки. Они увеличиваются только в крупнейших мегаполисах, в то время как в сотнях малых городов жильё не строится вообще. Причиной этого является реформа строительства, в ходе которой долевое участие заменено на проектное финансирование. Она привела к росту издержек застройщиков, массовому уходу с рынка небольших компаний, и как следствие – к крайней неравномерности развития жилищного рынка и его монополизации.
И, конечно же, Борис Юрьевич оперирует данными известного РАСКа: мол, новостройки сегодня возводятся лишь в 308-ми городах страны из 1.117-ти. В остальных 809-ти городах (в которых проживает 24 миллиона россиян) не строят ничего. В 24-х субъектах Федерации объёмы ввода нового жилья нулевые или символические.
Господин Титов подчёркивает: система проектного финансирования заработала только в крупных городах, где застройщики могут рассчитывать на хорошую прибыль. По данным ЦБ, 45% кредитов выдано в Москве, 10% – в Московской области, 7,5% – в Санкт-Петербурге. Остальные 37,5% приходятся сразу на 69 регионов. В 13-ти субъектах страны проектное финансирование не выдаётся вовсе.
В системе аккредитованы 97 банков, однако на деле проектное финансирование предоставляют лишь 23 из них, а в регионах застройщики, как правило, могут получить кредиты только от первой пятерки крупнейших банков.
И цены на жилье, соответственно, растут в крупнейших городах. Заметнее всего – в Москве (+16,5%), Московской области (+16,4%), Санкт-Петербурге (+13,1%).
По мнению Бориса Титова, Правительству России, если оно заботится о решении социальных задач, стоило бы более активно предоставлять застройщикам в регионах гарантии, предоставляющие необходимое обеспечение под кредиты банков.
Что касается самого банковского кредитования, то омбудсмен считает необходимым смягчать критерии кредитоспособности заёмщиков, снижая требования по рентабельности проекта и минимальной доле застройщика в инвестициях собственным капиталом.
Помимо этого, в числе готовящихся от имени уполномоченного предложений – докапитализация АО «Дом.РФ» для расширения объёма гарантий и смягчения нормативов обязательного резервирования. Это должно привести к снижению средневзвешенной ставки кредитования в 2 раза по сравнению с нынешними 8-10%.
В адрес Банка России планируется направить предложения ограничить банковские комиссии и обязать банки рассчитывать действительную ставку кредита с их учётом. Запретить банкам обязывать заёмщика обеспечивать открытие в этом же банке расчётных счетов всех его подрядчиков. Ограничить срок согласования банком документации по проекту на оплату поставщикам и подрядчикам.
«Жилищный рынок в России перекошен, – резюмировал господин Титов. – И Банк России, и Правительство имеют все возможности, чтобы внести свою лепту в устранение этих перекосов. Излишние затраты на получение проектного финансирования – лишь часть проблемы, не менее важна борьба с завышением стоимости подключения к инженерным сетям, иными административными издержками отрасли».
Хоть бы договорились между собой что говорить!