«Прилетели три маленьких волшебника,
подхватили свой горшочек
и с хохотом унесли»
Из сказки братьев Гримм «Горшочек каши»
Сегодня, 24 ноября, в Национальном объединении строителей в 11.00 должно начаться совещание, посвящённое практике выдачи займов членам саморегулируемых организаций, согласно постановлению Правительства РФ от 27 июня 2020 года № 938. Проводить его будут традиционно в формате видеосвязи, а ведущим посиделок выступит сам глава НОСТРОЙ Антон Глушков. В программе организаторы анонсировали выступление представителей СРО по лучшим практикам выдачи займов своим членам, а также зачитывание предложений Экспертного совета Нацобъединения по доработке вышеназванного постановления.
В качестве участников от НОСТРОЙ заявлены советник президента Нацобъединения Даниил Кирилкин, финансовый директор Светлана Кузнецова, директор правового департамента Виктория Панарина и другие. Разумеется, зазывали ностроевцы и представителей СРО, уверяя, что участие в мероприятии бесплатное! Настоящий аттракцион невиданной щедрости.
Пока особых оснований для веселья у функционеров НОСТРОЙ нет. Оригинальное предложение о распечатывании компфондов, которое господин Глушков то ли внёс по своей инициативе, то ли озвучил по высочайшему соизволению, явно оказалось невыполнимо. Год близится к закату, а потока СРО, желающих рискнуть своими компфондами ради сомнительной цели спасти репутацию Антона Николаевича, что-то не видать.
Статистика, которую обнародовало Национальное объединение на своём официальном сайте, выглядит как ведро холодной воды на голову самого жизнерадостного оптимиста. Так, на 10 ноября ровно 100 строительных СРО провели общие Собрания, на которых приняли решение выдавать займы за счёт средств КФ ОДО. Месяц назад таковых было 95. Прямо противоположное решение, отказавшись от выплаты займов приняли 80 СРО. Оба графика – и по желающим кредитоваться, и по отказавшимся – вышли на горизонтальный участок, так что ожидать особых изменений не приходится.
С фактическими выплатами ситуация ещё печальнее. Начали выдавать займы только 27 СРО, общая сумма составила 2,156 миллиарда рублей (в октябре Союзы и Ассоциации инвестировали в займы 1,397 миллиарда). На обещанные 30 миллиардов никак не тянет. И если в регионах ещё удалось добиться хоть каких-то формальных успехов, за счёт применения административного ресурса Минстроя России, прямого давления через мэров и губернаторов, то саморегуляторы обеих столиц откровенно показали господам с Малой Грузинской фигу, даже не очень пытаясь спрятать её в карман. В Москве за весь период нашлась только одна СРО из 44-х, решившая рискнуть деньгами строителей, и с тех пор других желающих не добавилось. В Санкт-Петербурге таковых СРО оказалось только две. В Северо-Западном федеральном округе по сию пору не выдано ни одного займа.
И это при том, что Минстрой вряд ли будет выполнять за Антона Николаевича его работу и писать грозные письма в субъекты. Новый глава ведомства под обещалками ностроевских парней не подписывался и особой мотивации помогать им не имеет, а что касается оставшихся друзей на уровне директоров департаментов и руководителей отделов – так им сейчас точно не до Нацобъединения. Своим бы рабочие места сохранить…
Кстати, интересный маркер – вице-президент НОСТРОЙ Антон Мороз, ранее не упускавший ни одного случая пропиариться на любом мероприятии, теперь энергично дистанцируется от всего, что связано с займами. Дескать, сами-сами, ребята, у меня других дел полно. Что и понятно – тема стала, как любят говорить на Западе, слишком токсичной, чем больше ей занимаешься, тем больше несёшь репутационные потери.
Остальные ностроевцы, судя по всему, также не слишком понимают, каким образом можно вылезти из ловушки, в которую талантливо загнал всё Национальное объединение его нынешний руководитель. Рычагов давления на СРО особо не осталось. Ирония в том, что те союзы и ассоциации, на которые НОСТРОЙ мог бы нажать в связи с проблемами «исторического максимума», находятся вне игры – им займы выдавать в принципе не получится. А те, у которых с денежками компфондов нормально, могут читать грозные указюльки с Малой Грузинской, да посмеиваться.
В отсутствие возможностей прямого воздействия на СРО, остаётся работать с законодательством, что и предлагает Экспертный совет. Впрочем, и здесь все идеи носят косметический характер. Вот основные меры, о которых идёт речь.
Ввести превентивный контроль кредитной организации за целевым расходованием заёмщиком средств, полученных по договору займа. Видимо, авторы предполагают таким образом успокоить СРО, переложив часть трудов по работе с заёмщиков на банки. Однако, очевидно, что услуга эта будет не бесплатная и повысит стоимость кредита, а кроме того, ответственность всё равно остаётся на саморегулируемой организации.
Расширить цели предоставления займов. Каким образом – пока не понятно, при том, что и сейчас банки с большим скрипом выдают кредиты на выплату заработной платы.
Усовершенствовать порядок взаимодействия между саморегулируемой организацией, заёмщиком и кредитной организацией. В частности, включить СРО, предоставляющую заём, в состав сторон соглашения, заключаемого членом саморегулируемой организации, в соответствии с пунктом «к» пункта 6 постановления № 938, в целях установления возможности в любое время отозвать заранее данный акцепт на списание денежных средств.
Разрешить, чтобы средства компенсационных фондов СРО служили обеспечением по кредиту, выданному члену СРО банком, в котором размещены эти компфонды. Что выглядит как крайне сомнительная попытка лоббировать интересы банков и едва ли понравится Минстрою.
Допустить списание денежных средств со специального счёта, на котором размещены средства КФ ОДО в любых случаях, предусмотренных законом о введении в действие Градостроительного кодекса РФ. Тоже странная формулировка, если, конечно, не идёт речь о попытке замылить имеющее сегодня место противоречие между нормами постановления 938 и исчерпывающим перечнем выплат из КФ, который приведён в Градкодексе.
Хотя, очевидно, что как не пытайся прикладывать припарки поправок и предложений на изначально нежизнеспособный механизм кредитования, жизнь в этот кадавр не вдохнёшь. Нынешняя система строительного саморегулирования изначально выстроена таким образом, чтобы компфонды максимально аккумулировались на спецсчетах и пополняли активы банков, при этом используясь в минимальном размере. На это направлены все усилия специалистов СРО, а кто ещё не проникся таким подходом, покинул реестр в пору реформы 372-ФЗ. Сегодня саморегуляторы лягут костьми, но не допустят нецелевого использования компфондов – и их трудно за это винить. Для того, чтобы компфонды действительно начали приносить какую-то пользу отрасли, необходимы куда более радикальные меры и поправки в Градостроительный кодекс. Нужна новая модель саморегулирования и новые инструменты использования собранных денег. Без этого все телодвижения НОСТРОЙ выглядят как довольно неудачная попытка пиара во время чумы, то есть, простите, пандемии.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Я думаю, что Президент Российской Федерации уже давно забыл о предложениях господина Глушкова по вопросу займов и вряд ли когда-нибудь об этом вспомнит. Поэтому, Антону Николаевичу, как мне кажется, уже пора успокоиться и задуматься о более эффективных способах распила средств КФ. К тому же, по заверениям Марата Хуснуллина, строительная отрасль не стала жертвой ковида.
Не понятно только, почему решения Экспертного совета НОСТРОЙ, уже в который раз, никак не соотносятся с настроениями самих членов НОСТРОЙ, то бишь СРО. По-моему, уже пора признать Экспертный совет не сообществом экспертов, а сообществом подпевал господина Глушкова.
Глушков сейчас может не упустить возможность и собрать благодарность за отсутствие внимания к СРО, которые опустились ниже исторического максимума.
Если Президента России спросить, что такое саморегулирование и кто такой Глушков, то Президент России сходу не ответит...
На то у него есть помощники.
А по-моему всё понятно. Экспертному совету мягко говоря плевать на настроение членов НОСТРОЙ...
Так вроде нельзя выдавать займ, который приведёт к снижению КФ ниже необходимого минимума....?
Кто успел, тот и съел свой кусок от КФ. Возможность была предоставлена старшими коллегами, не бесплатно, правда. А теперь проверка на жадность. Много взяли - ликвидация, в пределах процентов - работают.
На самом деле такая картина была очевидна всем, и даже мне странно наблюдать за удивлением НОСТРОЙевского руководства. Или всё же они тоже ожидали такого исхода? Просто надо было что-то предложить и ничего умнее они не придумали? А теперь как бы...ну что? Строительный бизнес чувствует себя хорошо раз не воспользовались предложением. А мы сделали, что могли....
Мы с самого начала отказались от идеи с займами и я сам уже забыл о возможности их выдачи. А НОСТРОЙ всё пробует кого то на это склонить.