Письмо (есть в нашем распоряжении – ред.) за подписью главы Национального объединения строителей Антона Глушкова начинается с длинного вступления на тему «нам важно ваше мнение» и сердечными заверениями, что принудительная НОК вводится вовсе не для того, чтобы набить кошельки ограниченного круга бенефициаров НОСТРОЙ, а, напротив, во имя блага российских строителей. То есть, эта часть никакой содержательной информации не несёт. А вот остальная часть текста демонстрирует позицию дирекции Национального объединения по разным вопросам запуска НОК.
О создании ЦОКов
Отбор организаций для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации, которое представляется в СПК. При условии соответствии такого юридического лица требованиям законодательства (приказ Минтруда России от 19 декабря 2016 года № 759н) и внутренним документам СПК, оно, по решению СПК, наделяется соответствующими полномочиями. Экзаменационные центры определяются Центрами оценки квалификации самостоятельно и заявляются для утверждения СПК.
Таким образом, создание ЦОК и ЭЦ носит инициативный характер. СПК, согласно действующему законодательству, не вправе самостоятельно выстраивать территориальную инфраструктуру ЦОК и ЭЦ, в том числе определять места их расположения в округах и субъектах Российской Федерации.
О финансировании
Федеральным законом от 3 июля 2016 года № 238-Ф3 «О независимой оценке квалификации» установлено, что финансовое обеспечение деятельности СПК осуществляется за счёт собственных средств юридического лица, на базе которого он создан, и других не запрещённых законодательством Российской Федерации источников (пункт 5 статьи 7 Федерального закона № 238-Ф3), а финансовое обеспечение деятельности ЦОК осуществляется за счёт собственных средств ЦОК и других не запрещённых законодательством Российской Федерации источников (пункт 6 статьи 8 Федерального закона № 238-ФЗ).
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 ноября 2016 года № 21204 «Об утверждении Правил проведения Центром оцени квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена», проведение профессионального экзамена осуществляется ЦОК на основании заключаемого договора за счёт средств соискателя, иных физических и (или) юридических лиц либо по направлению работодателя за счёт средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством (пункты 5 и 6 постановления 1204).
Таким образом, финансирование деятельности по независимой оценке квалификации за счёт средств бюджета Российской Федерации действующим законодательством не предусмотрено.
Стоимость услуг по проведению профессионального экзамена ЦОК устанавливает самостоятельно, исходя из собственных затрат и основываясь на Методике определения стоимости работ по оценке квалификации, утверждённой решением СПК. Деятельность ЦОК является предпринимательской, поэтому, согласно действующего законодательства, вышеуказанный внутренний документ СПК может носить исключительно рекомендательный характер.
Об оценочных средствах
В соответствии с пунктом 1 части 4 статьи 7 Федерального закона № 238-Ф3, СПК в строительстве организована разработка и утверждены оценочные средства по соответствующим квалификациям, которые применяются ЦОК при проведении профессионального экзамена по соответствующим квалификациям. Разработка оценочных средств осуществляется в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 1 ноября 2016 года № 601н. СПК утверждает оценочные средства с учётом результатов их экспертизы (пункт 13 приказа 601н).
В соответствии с подпунктом г) пункта 4 постановления 1204, а также подпункта а) пункта 14 приказа 601н, примеры оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации размещены на официальном сайте СПК в строительстве в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Примеры оценочных средств для теоретического и практического этапов профессионального экзамена по квалификациям 5, 6 и 7 уровня профессионального стандарта «Организатор строительного производства» также размещены на сайте СПК и доступны для соискателей. Вместе с тем размещение оценочных средств в открытом доступе в полном объёме не представляется целесообразным, так как противоречит смыслу НОК.
Оценочные средства теоретического этапа профессионального экзамена представляют собой вопросы (с учётом трудовых функций, предусмотренных профессиональным стандартом) и варианты ответов, среди которых соискатель должен выбрать правильный. Теоретический этап проводится в форме тестирования. Практический этап профессионального экзамена основан на выполнении соискателем практических заданий, решении кейсов и защите проекта, состоящего из документов, демонстрирующих способность соискателя организовывать строительное производство на участке строительства (объектах капитального строительства). Практический этап профессионального экзамена проводится во взаимодействии соискателя с экспертами ЦОК.
Об экспертной комиссии
Проведение профессионального экзамена в рамках независимой оценки квалификации осуществляется экспертной комиссией, члены которой должны иметь подтверждённую СПК квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определённым в оценочном средстве. При этом не менее двух экспертов в составе экспертной комиссии должны быть в штате по основному месту работ в ЦОК (подпункт в) пункта 3 приказа 759н). Подтверждение квалификации экспертов осуществляется в соответствии с документами, утверждёнными СПК.
СПК в строительстве утверждён «Порядок оценки (признания) квалификации эксперта центра оценки квалификации в строительстве» (протокол от 6 июля 2017 года № 23 с изменениями от 5 февраля 2019 года).
В настоящее время Национальным агентством развития квалификаций по договору с НОСТРОЙ разработаны новые контрольно-измерительные материалы для оценки квалификации экспертов ЦОК, которые после утверждения СПК будут применяться при проведении соответствующих процедур.
Таким образом, любое лицо, соответствующее требованиям и успешно подтвердившее в СПК квалификацию эксперта, в том числе преподаватель вуза и/или практикующий строитель, сможет принимать участие в работе экспертной комиссии по проведению профессионального экзамена по соответствующим квалификациям.
Подводя итоги
Таким образом, письмо хорошо показывает ностроевское видение архитектуры системы НОК. Это – предпринимательская деятельность, которая позволяет зарабатывать деньги и полностью, на безальтернативной основе контролируется СПК. Оценочные средства, фактически, являются «чёрным ящиком», разрабатываются также безальтернативно и без всякого контроля. Проверкой качества и адекватности этих материалов будут заниматься те же люди, которые будут выдавать разрешение на создание НОК и собирать деньги за эту деятельность.
Комментарии, как говорится, излишни. Но мы, всё-таки, обращаемся к уважаемым читателям – а как Вы оцениваете ответ НОСТРОЙ? Принесёт ли пользу строительному комплексу настойчиво вводимая система оценки квалификации?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
О создании ЦОКов
Помним "операторов НРС"
О финансировании
Финансируйтесь сами, а мы поможем.
Об оценочных средствах
ЕГЭ для строителей.
Об экспертной комиссии
Богатые люди.
Кстати о финансировании, что-то у меня всплывает такое в памяти, что НОСТРОЙ даже в Смету НОК как-то заносил? Или путаю?
в доходную часть Сметы Нацобъединения будут включены предполагаемые доходы от начала работы системы независимой оценки квалификаций (по «добровольному сценарию») в объёме 30,9 миллиона рублей в год.
Спасибо, да. А то уже и правда подумала, что у меня галюны уже...
Деятельность национальных объединений последнее время напоминает недалекого человека, который пилит сук на котором сидит.
Проблема в том, что на этом суку так же сидят СРО и строители (проектировщики, изыскатели) и члены их семей.
Люди просто пытаются заработать напоследок.
Пусть! Ликвидация саморегулирования в строительстве - благо для всех!
Полномочиями по признанию или непризнанию результатов независимой оценки квалификаций наделен СПК, председателем которого является лицо, в статусе Вице-президента НОСТРОЙ находящееся в непосредственном подчинении Президента. То есть, по существу, именно господин Глушков будет аттестовывать экспертов, наделять полномочиями ЦОКи, осуществлять контроль за тем, чтобы никто не списывал или, наоборот, закрывать на это глаза. На примере НРС мы видели, как господин Глушков фактически "купил" лояльность наиболее влиятельной части руководителей СРО в ходе кампании по его выборам на пост Президента в обмен на предоставление им возможности получать теневые доходы. По-моему, дальнейшие комментарии излишни.
Заранее понятно, что полномочиями ЦОК будут наделены агенты по привлечению в его любимые СРО новых членов с использованием фальцифицированных документов. Что еще можно ожидать от Глушкова.
Руководители СРО, члены Совета НОСТРОЙ может и похожи на стадо овец, но в вопросе доходов таковыми не являются. Процент должны будут, но не всю кормушку.
А разве председатель не будет в каждом ЦОКе свой? :/
Я вот никак не могу понять.... А в чём принципиальное отличие НОК от тех же УПК? УПК хоть выдавались лицензированными учебными центрами, а НОК... Любой желающий аттестовывается (как то? большой вопрос - как?) и начинает зарабатывать на этом. Так что ли? Это главное положительное отличие? Или я чего-то не понимаю?
Принципиальное отличие в ЦЕНЕ!
Антон Глушков откровенно врёт ставя подпись под подготовленным письмом. И хорошо это осознаёт. Делайте выводы.
ЦОКам не нужна лицензия, а только сговор с СПК (НОСТРОЙ, НОПРИЗ).