«Попасть впросак – оказаться в неожиданно неловком,
нелепом, затруднительном положении.
И выглядеть в этот момент беспомощным,
иногда даже смешным»
С момента своего появления в 2017 году Национальный реестр специалистов вызывал много вопросов у профессионального сообщества. Особенно жаркие дискуссии шли по поводу формирования НРС. Большинство независимых экспертов указывало на избыточность требований к кандидатам и другие спорные вещи. Худо – бедно, но реестр запустили, и к сегодняшнему дню как будто почти всех специалистов и пересчитали.
Однако проблемы остались. Пышным цветом расцвела торговля данными, и по НРС такая получилась картина, что возникают сомнения, виртуальный специалист или всамделишный. Вот сейчас с целью, якобы, избежать подобной двусмысленности, функционеры НОСТРОЙ генерировали идею об обязательности независимой оценки квалификации. Может, она, конечно, и не плоха, но многомиллиардные в масштабе страны дополнительные расходы на это дело явно строителей не радуют.
Вместе с тем предметом претензий со стороны саморегулируемых организаций стал регламент ведения НРС, утверждённый Советом НОСТРОЙ. Официальные запросы с просьбой провести антикоррупционную экспертизу данного документа уткнулись в «моя твоя не понимай» федеральных ведомств, как Министерства юстиции, так и Министерства строительства и ЖКХ. Ничего такого криминального в ностроевском регламенте НРС не обнаружили. Или просто не захотели, перенаправив вопросы в Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций, которое занимается регулированием в сфере обработки персональных данных.
Изучая «отписку» Минстроя, завизированную заместителем правового департамента Татьяной Барминой, можно прийти к неоднозначным выводам. По мнению профильного ведомства, НОСТРОЙ является некоммерческой корпоративной организацией и, соответственно может утверждать «внутренний регламент и иные внутренние документы юридического лица, которые регулируют корпоративные отношения, но не являются учредительными документами этого юридического лица». Таким образом, регламент ведения НРС расценивается в качестве внутреннего документа Нацобъединения. То есть, внутри самой организации. Но ведь при составлении НРС затрагиваются интересы третьих лиц – СРО и строительных компаний. И тогда возникает вопрос, на каком основании они должны подчиняться внутреннему распорядку НОСТРОЙ?
Это, кстати, сам Минстрой также подтверждает. Госпожа Бармина подчёркивает, что Национальное объединение, при включении кандидатов в члены Нацреестра, обязано руководствоваться исключительно Положением о порядке включения специалистов в НРС, утверждённым приказом Минстроя, а никак не фактически самодельными документами.
Вроде бы, всё ясно и однозначно. Но, как известно, в настоящее время подготовлен проект постановления Правительства России о признании утратившими силу части нормативно-правовых актов. Среди прочих речь идёт об отмене приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 6 апреля 2017 года № 688/пр «О порядке ведения Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, Национального реестра специалистов в области строительства...».
О как! С одной стороны, правовой департамент строго разъясняет, что формирование НРС должно вестись, согласно минстроевскому приказу, с другой – этот приказ вот-вот должны отменить. Поистине, правая рука не ведает, что творит левая! Как такое может быть?! Как непонятно и то, почему НОСТРОЙ три года пользовался регламентом, который не соответствовал приказу Минстроя, а ведомство не обращало на это внимание?
В общем, с регламентом НРС творится сплошная неразбериха. Неудивительно, что, когда такое происходит, предположения о наличии коррупциогенности всей схемы в целом вовсе не лишены оснований. Ну, если можно действовать хоть так, а хоть по-другому – вариативность применения тех или иных норм открывает широкие возможности.
Интересно, как Минстрой будет выбираться из патовой ситуации. По внутреннему регламенту НОСТРОЙ, вести дела НРС нельзя, а приказ ведомства скоро отменят. Значит, формирование Национального реестра специалистов будет полностью остановлено?
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ВИДЕО:
Ничего из-за этого письма не случится.
Письма Минстрой «не являются нормативным документом и не могут рассматриваться в качестве общегосударственных предписаний».
Пока все это еще цветочки. Если Минстрой России и дальше будет плясать под дудку созданного на базе НОСТРОЙ сообщества, в котором усматриваются признаки преступного сообщества, то созреют и ягодки. Полагаю, что руководители СРО, которые, поддавшись на уговоры Мороза - Прядеина, проголосовали за избрание Глушкова, очень сильно в этом раскаются. Мне кажется, что, когда на посту Президента НОСТРОЙ был правительственный назначенец, было намного лучше и спокойнее.
Осмелюсь Вам напомнить, что тогда всем руководил исполнительный директор НОСТРОЙ, потому что президенту НОСТРОЙ было некогда этим заниматься. И было не лучше, чем есть сейчас.
Евгений Давидович, а почему у Вас нет таких же вопросов к НОПРИЗ? Или там всё, по Вашему мнению, в строгом соответствии с законодательством работает?
Я голосовал без уговоров и уже очень сильно раскаиваюсь!!!
Уважаемый Доктор! Вы не первый, кто задает мне этот вопрос. Если честно, то, во-первых, я в НОПРИЗе за всю свою сознательную жизнь был всего 3 - 4 раза. Я даже с их регламентами не знаком. Во-вторых, деятельность по подготовке проектной документации имеет свою специфику, с которой я, будучи руководителем строительной фирмы, знаком не очень детально. В-третьих, из общения с проектировщиками у меня сложилось впечатление, что в аппарате НОПРИЗ работают люди, которые умеют слушать и слышать. В состав Совета НОПРИЗ входят, в основном специалисты в области проектирования и инженерных изысканий.
В-четвертых, в строительстве специалисты должны быть привязаны не члену СРО, а к проекту, который он реализует. Поясню свою мысль. Если мне сейчас поручат построить здание на ближайшем пустыре, то завтра мне оборвут телефон потенциальные ГИПы и другие потенциальные работники, желающие принять участие в реализации этого проекта. Конкурс будет примерно 10 человек на одно место (проверено на практике!). Все кандидаты принесут свои портфолио, и я буду выбирать из лучших, с каждым из которых заключу трудовые договоры на временную работу (до завершения работ по данному проекту). Вроде бы, и государственный заказчик тоже заинтересован, чтобы работы выполнялись лучшими из лучших, не правда ли?. Спрашивается, какое все это отношение имеет к тем фамилиям, которые с использованием подложных документов включены в НРС, и с использованием таких же документов закреплены за моей фирмой той СРО, плательщиком взносов в которую я являюсь?
И, наконец, в пятых, мысли, заложенные в представленном к обсуждению законопроекте, принадлежат не сотрудникам НОПРИЗа, а господину Мешалову. (У меня есть его наработки, датированные еще концом 2018 года). В одном из своих выступлений он обнаружил полное непонимание отличия Главного инженера проекта от Главного инженера строительной организации. Не ведомо ему, что в круг обязанностей последнего входит обеспечение стройки теплом, электроэнергией, водой и т.д. Он отвечает за работоспособность технологического оборудования. К собственно, выполнению строительно-монтажных работ он не имеет никакого отношения.
В результате предложенный законопроект представляется вредоносным для отрасли и государства, но очень прибыльным для тех, чьи интересы обслуживает дирекция НОСТРОЙ, в том числе ее собственных интересов. В выступлениях господина Прядеина забота об этих интересах умело прикрывается чисто популистскими заявлениями. В этом он, несомненно, преуспел.
Как-то так)
Евгений Карант, в Вашей строительной фирме нет специалистов?
Цитата: "фамилиям, которые на основании подложных документов закреплены за моей фирмой моей СРО"
P.S. Вчера по результатам моей недавней публикации позвонили из одной очень уважаемой ассоциации, членами которой, по их словам, являются пять героев социалистического труда. Они предложили организовать от их имени обращение к Президенту России с просьбой разъяснить, за что они платят взносы в СРО.
Северный Олень, спасибо, я уже исправил. Такое бывает, когда материал пишется сразу начисто.
Не знаю ни одну организацию, которая работала бы в строгом соответствии с законодательством.
Спасибо за мнение.
Цитата: "в аппарате НОПРИЗ работают люди, которые умеют слушать и слышать".
Как говорит сегодняшняя молодежь: "Улыбнуло..."
Давно пора выкинуть этот реестр в ведро!
Илья реестр нужен и он есть в других странах. Только у нас всё поставлено с ног на голову. Реестр должен быть таким в который все строители ломились отстояв в кандидатах не один год. Он должен давать такие блага Строителю что б он САМ туда хотел попасть а не мы загоняли работодателя в это стойло. Для смеха предложу такую меру как 1труб к пенсии кто пробыл в НРСе больше 10 лет и чтоб заказчик нёс уголовную ответственность если что то на стройке случилось и Акты подписаны не тем челом или левой рукой например!
Я не верю, что в других странах этот реестр без подводных камней!
Ещё одна идея ( не моя) НРСник не обязан числиться в фирме, он должен быть когда Строитель строит объект и НРСник прикреплён к этому объекту: 10 объектов - 10 НРСников; 0 объектов - столько же НРСников!!!
Вы спросите у Мозолевского, он типа хорошо знает международную обстановку и практику НРС и других реестров. Но только не задавайте ему конкретных вопросов и не выясняйте детали, обидится. Только общие фразы.
Не обижайте Мозолевского.
Минстрой или Бармина?
С Барминой, как с гуся вода.
А Минстрой хочет окончательно устраниться от позора с НРС.
Грязновато что-то стало около НРС.