Длительная и лишённая изящества эпопея с разработкой Стратегии развития строительной отрасли до 2030 года вышла на финальную прямую. Брошюра сомнительной ценности, которая обошлась НОСТРОЙ в 16 миллионов рублей, неоднократно возвращалась на доработку, подвергалась критике, глумлению и многочисленным унижениям, переписывалась и переделывалась.
В конечном итоге она попала в добрые руки первого заместителя главы Минстроя России Ирека Файзуллина, который с помощью волшебных пинков и своего министерского чутья сумел придать мертворождённому чудовищу подобие федеральной проходимости. Для этого, правда, пришлось обкорнать текст с необъятных 300 до уже вполне приемлемых 50-ти страниц. А заодно выкинуть большую часть засунутой туда для объёма статистики, маниловских мечтаний и щедро налитой ностроевскими клерками водички. Ещё одним принципиальным шагом стало объединение под одной обложкой требований к строительной отрасли и системе ЖКХ.
То, что получилось, разумеется, едва ли станет руководством для серьёзного стратегического планирования в отрасли, но, по крайней мере, приобретает относительно приемлемый вид, чтобы было не очень стыдно зачитать на паре-тройке официальных мероприятий и сдать в архив.
Главным принципом, составляющий основу Стратегии разработчики назвали «ориентированность на гражданина, повышение его удовлетворённости условиями жизни и деятельности в части, которая может быть обеспечена путём развития строительной отрасли и сферы ЖКХ». К 2024 году, согласно Стратегии, доля удовлетворённых жилищными условиями и услугами россиян должна составить не менее 60%, к 2030 году – не менее 70%.
В строительном разделе Стратегии в качестве главной задачи фигурируют 120 миллионов квадратных метров, которые ежегодно должны пополнять жилой фонд, начиная с 2024 года. Добиться этого авторы рассчитывают с помощью следующих мер:
- обеспечить доступность приобретения жилья гражданами Российской Федерации с помощью их собственных и заёмных средств, в том числе через создание условий для снижения процентной ставки по ипотечным кредитам;
- повысить эффективность использования земельных ресурсов в строительстве;
- развить проекты коммерческого и некоммерческого арендного жилья;
- стимулировать комплексное возведение объектов ИЖС, создание специализированного ипотечного продукта и стандартизацию ИЖС;
- содействовать развитию промышленных предприятий по производству домокомплектов и комплексной модернизации производственной базы строительной отрасли;
- поддерживать развитие жилищного строительства, в том числе через уполномоченную кредитную организацию со 100% госучастием – Банк «Дом.РФ».
Разработчики надеются, что реализация Стратегии позволит улучшить жилищные условия миллионов людей за счёт строительства нового жилья, расселения аварийки и капитального ремонта жилфонда, а также обеспечить население России доступными и качественными жилищными и коммунальными услугами, повысить качество городской среды и городского хозяйства в населённых пунктах по всей стране, что будет способствовать значительному повышению качества жизни граждан Российской Федерации и ускорению экономического роста и технологического развития.
В качестве отдельной большой задачи выделяется пресловутая цифровизация. Для реализации указанной цели необходимо решить следующие задачи: цифровая трансформация процессов исполнения административных процедур в государственном и муниципальном управлении отраслями строительства и жилищно-коммунального хозяйства; формирование единого цифрового пространства для повышения эффективности работы организаций в отраслях строительства и жилищно-коммунального хозяйства; цифровизация строительных, управляющих и ресурсоснабжающих организаций; внедрение цифровых инструментов в сфере ЖКХ и строительства для граждан; внедрение технологий «Умный город».
В конечном варианте остались и упоминания о саморегулируемых организациях. Для развития института строительного саморегулирования предлагается:
- повышение значимости и ответственности специалистов в области строительства, проектировании и инженерных изысканий отрасли, создание системы отслеживания квалификации с целью мотивации к вертикальной и горизонтальной мобильности, а также стимулирование специализации субъектов предпринимательства в строительной сфере;
- поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов;
- разработка и реализация программ развития систем и институтов саморегулирования, в том числе Национальных объединений с целью создания эффективных отраслевых институтов гражданского общества;
- создание единого информационного ресурса (реестра), содержащего сведения о членах саморегулируемых организаций, об обязательствах по договорам подряда, заключённым членами всех саморегулируемых организаций; интеграция сведений такого реестра и национального реестра специалистов; повышение открытости деятельности саморегулируемых организаций.
Как видно из приведённых направлений развития саморегулирования, основная задача – это перенесение ответственности за деятельность с субъекта деятельности (организации или ИП) на конкретного специалиста.
По мнению критиков, данный курс приведёт исключительно к новым поборам в строительной отрасли. После того, как с отдельных подрядных организаций были выбиты денежки на создание КФ ВВ, КФ ОДО, регионализацию, создание Единого реестра членов, реестра НРС и кучу других затей, настанет пора раскошелиться уже господам инженерам, как физическим лицам.
Именно это сейчас и происходит на наших глазах, когда система независимой оценки квалификации из добровольно-принудительной превращается в обязаловку. Понятно, что поборы со строительных компаний никуда не денутся, но к ним присоединятся ещё и поборы с «физиков». В ближайшей перспективе ГИПам, ГАПам, а там и рядовым инженерам-строителям предстоит оплачивать надзор и контроль за самими собой, проходя платные экзамены, переаттестации, покупая всё новые и новые корочки и финансируя создание всё новых цифровых сервисов. А СРО станут пунктами по сбору денег с инженерных кадров в пользу Национальных объединений. Каким образом эти планы помогут стране строить по 120 миллионов квадратов и обновить жилищный фонд – читайте в Стратегии-2030. Там это теперь хоть каким-то образом обосновано…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Сколько будет стоить человек, на котором вся ответственность?
А сколько будут стоить липовые документы на такого человека?
Липу, наверное, уже не подсунешь. А вот живой человек с такой ответственностью будет стоить очень дорого.
Ещё один человек в министерстве понял, что саморегулирование в нынешнем виде - никчемное чудо. А люди, которые стоят у "истоков" - бездари!
Позорище! Для НОСТРОЙ это чуть ли не самый великий позор! Сколько денег было потрачено на эту Стратегию??? А в итоге кое как её дописывает зам Владимира Владимировича Якушева. Ну жесть же!! Это я не говорю даже о качестве и содержании.
Какой позор, Полианна? Это ещё что, вот благополучно "насовсем" уволенный абсолютно достоверной "Медузой" с поста премьер-министра Михаил Мишустин вконец обнаглел и сегодня осмелился провести совещание с правительством, беззастенчиво поставив перед собой табличку "Председатель правительства", да ещё транслировать это по ТВ. Вот это позор так позор! Только кому?
Изумлённый Чиновник, не передергивайте. Никто его "насовсем" не увольнял. А конкретно было написано то, что собеседник «Медузы», близкий к правительству, не исключил, что Михаил Мишустин больше не вернется в премьерское кресло.
Чувствуете разницу?))) А то, что наш дорогой премьер-министр идёт на поправку, так это же хорошо! Все ему желают исключительно здоровья богатырского!
А вот НОСТРОЙ со своими делишками, уже действительно превратился в сплошное позорище. За что не возьмутся, то только ради зарабатывания денег для себя любимых. Ничего действительно нужного НОСТРОЙ не производит. И уже давно.
Цитата:
"поэтапный переход от саморегулирования организаций к саморегулированию специалистов;"
Это то, о чём я говорил уже несколько лет назад, и про это на меня все махали руками, дескать: "Не откажутся никогда от саморегулирования юрлиц и ИП".
Членство субъектов предпринимательской деятельности заменят (или дополнят) членством специалистов (по примеру оценщиков, аудиторов и пр.).
Дело движется к тому, что останется только две СРО - и это будут сами НОПРИЗ и НОСТРОЙ с их реестрами специалистов, а ныне существующие СРО станут лишь центрами при НОСТРОЙ и НОПРИЗ по сбору и обработке документов, так сказать "операторами". И количество их сократится... Достаточно по одному в каждом субъекте. А в некоторых округах достаточно и одного на федеральный округ.
Проблема в том, что сейчас эти два реестра - это две корзины с мусором.
Сложно не согласиться, НРС в том виде, в котором он сейчас находится, необходимо полностью "сносить" и заново создавать не на платформе НОСТРОЙ, а под другой организацией. Возможно, Минстрой России.
Мусор - не мусор. Для элит НацОбов это не важно. Важно - это готовые базы членов двух будущих СРО, основанных на персональном членстве инженеров, ну, и архитекторов тоже.
Минстрою эта байда на х не нужна: вот есть два НО, так пусть и занимаются этим, им же это интересно. А мы просто будет спрашивать отчеты и рапортовать о достижениях наверх. 99% именно такая философия у Минстроя.