Во время брифинга вице-премьера Марата Хуснуллина, посвящённого мерам по обеспечению бесперебойной работы строительной отрасли в условиях распространения коронавирусной инфекции, был задан вопрос: «Марат Шакирзянович, какие решения предусматриваются в антикризисном плане для строительной отрасли в части снижения административных барьеров?». И вот что ответил господин Хуснуллин:
– Действительно, сегодня административные барьеры в стройке, я бы сказал, избыточны. От идеи до сдачи объекта в эксплуатацию – порядка 100 согласительных процедур. По срокам, например, обычный жилой дом или объект – школа, садик, если идти от идеи до сдачи, то это занимает до пяти лет, при том, что сама стройка занимает два – два с половиной года. Поэтому мы разработали антикризисный план, в котором прописали те процедуры, которые можно максимально сократить. Причём и в государственном, и в жилищном строительстве. Мы подготовили целый ряд поправок в Градостроительный кодекс, согласно которым можно ускоренно проводить целый ряд процедур. В частности, можно проводить процедуры публичных слушаний в электронном виде с учётом сегодняшней эпидемиологической ситуации.
Подготовили много технических решений, которые для тех, кто работает сегодня, что называется, на земле, будут реально полезны.
Также мы, например, для госзаказчиков приняли решение о том, что можно проводить конкурс на проектирование, строительство и поставку в одном конкурсе. Раньше это были раздельные процедуры, которые надо было провести последовательно, то есть после одной процедуры шли вторая и третья. Приняв решение, что госзаказчик сегодня может проектировать и строить в проекте под ключ, мы экономим до одного года, сокращаем сроки всех процедур.
Также мы продлили все разрешения на строительство автоматически. Действие всех разрешений, которые заканчивались, автоматически продлено. Действие градостроительной документации автоматически продлено, все действующие технические условия, которые были ранее выданы и у которых подошёл срок, также автоматически продлены. Мы продолжаем работать над тем, чтобы сократить количество проверок. Сегодня проверок нет, кроме тех, которые влияют на безопасность эксплуатации и строительства. Никаких штрафов, выставления штрафных санкций – всё это мы отменили.
Также мы готовим серьёзный набор поправок в отношении закупочных процедур. Уже первый набор поправок вышел, готовится второй. В процессе подготовки и большой транспортный закон, как мы его называем, по транспортному строительству, чтобы сразу облегчить большой объём согласований при транспортном и инфраструктурном строительстве. Это живая работа, мы в рамках антикризисных мер составили набор этих поправок, фактически каждую неделю Правительство какое-то решение принимает.
Сейчас скорость принятия решений очень высокая. Никогда такого не было. Постановление Правительства за сутки выпускается, а раньше это длилось нередко неделями и месяцами из-за согласований. Законы сейчас за два-три дня принимают. Правительство готовит предложение, вносит в Госдуму, Дума оперативно рассматривает в первом, втором и третьем чтениях за два-три дня, а затем и Совет Федерации. Сегодня кризис нас всех подтолкнул к быстрому принятию решений. А один из основных факторов стройки – это скорость, скорость – это впрямую деньги. Поэтому для нас ускорение всех процедур – это одна из ключевых задач, над которой мы сегодня работаем.