В последнее время стало заметно невооружённым глазом сокращение количества проверок надзорных органов. Применительно к сфере саморегулирования и строительной отрасли непонятно снижение активности «родной» Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. К примеру, мало того, что МТУ Ростехнадзора в этом году решил проверять в месяц по одной СРО, так ведь ещё и не спешит обнародовать результаты проверок.
Один их наших экспертов прислал письмо на эту тему. Предлагаем ознакомиться с его точкой зрения.
***
По мнению рабочей группы, занимающейся вопросами регуляторной гильотины, проверки российского бизнеса продолжают эволюционировать. На фоне снижения плановых проверок, растёт количество внеплановых, причиной которых становятся чрезвычайные ситуации.
Такое положение дел в полной мере показывает известную максиму: «Если не кошмарить бизнес, то через какое-то время бизнес начинает кошмарить население». Достаточно вспомнить чудовищную ситуация, которая была выявлена с пожарной безопасностью торговых центров после массовой проверки после Кемеровской трагедии. Тогда же выяснилось, что во многом такое положение дел сложилось по причине ограничений, наложенных на сотрудников МЧС.
Стоило пожарной инспекции заглянуть на какой-то из объектов, как в СМИ и на сайтах «обратной связи» поднимался настоящий плач Ярославны о том, как «кошмарят честных предпринимателей» и мешают работать бизнесу «в этой стране». Итогом стало то, что предоставленные сами себе господа предприниматели предпочли не слишком забивать себе голову какими-то обременительными системами пожарной сигнализации и противопожарными мероприятиями.
В итоге приоритеты поменялись, вместо плановых проверок, которые держали господ бизнесменов в тонусе, и напоминали о том, что требования российского законодательства распространяется даже на них, пришлось перейти к авральным, внеплановым проверкам. По итогам чрезвычайных происшествий, техногенных аварий и катастроф.
Институт проблем правоприменения при Европейском университете подвёл итоги реформы контрольно-надзорной деятельности (КНД) в 2016 – 2019 годах, изучив, как на практике реализованы обещания сокращения числа проверок бизнеса. И выяснил, что снижение числа плановых мероприятий на 30% на три четверти обеспечила одна Федеральная налоговая служба, остальные же ведомства демонстрируют большой разброс результатов. Внеплановые проверки сокращались ещё медленнее, а их число по поручениям Президента и Правительства как реакция на резонансные происшествия активно росло.
В основном, результат сокращения пришёлся на ФНС, которая уменьшила число проверок вдвое, со 179-ти тысяч в 2016 году до 85-ти тысяч в 2019-ом. Её вклад в общий показатель составил 75%. Очевидно, что за это нужно сказать спасибо нынешнему премьеру Михаилу Мишустину, который за счёт цифровизации сумел выстроить настолько эффективную фискальную систему, что при снижении проверок был зафиксирован резкий рост налоговых поступлений. Причиной стало внедрение дата-центров, работа с банками и перевод бизнеса на онлайн-кассы, что в своё время тоже вызвало немало криков и стенаний по поводу всеобщей ожидаемой и неизбежной гибели малого и среднего бизнеса.
Другие ведомства пока такими успехами похвастаться не могут. Например, Роспотребнадзор, наоборот, нарастил число проверок на 22% (с 64,1 тысячи до 78,4 тысячи). С учётом внеплановых проверок общее сокращение выглядит ещё скромнее: по данным Аналитического центра при Правительстве РФ (АЦ), оно составило 21,8% (с 2-х миллионов до 1,66 миллиона) за четыре года. Среди тех, кто сократил проверки, называют также Ространснадзор (вдвое) и Ростехнадзор (30,7%). Прирост наблюдается у МЧС (на 7,6%), Роспотребнадзора (на 14,5%), ФАС (на 58,9%) и ФТС (вдвое).
В последнее время, впрочем, появились новые подходы в работе контролёров – электронные чек-листы и сервисы для самопроверки. В Минэкономразвития России отмечают, что в 2017 году было проведено 1,78 миллиона проверок, в 2018-ом – 1,64 миллиона, а в 2019-м показатель даже несколько вырос – до 1,66 миллиона. В ведомстве объясняют это тем, что в 2016 – 2018 годах (первый период надзорных каникул) снижение было достигнуто «без оценки риска деятельности». Второй же период надзорных каникул (2019 – 2020 годы), поясняют в МЭРе, распространился на проверки только по видам контроля, где ещё не внедрён новый подход.
На фоне экономического кризиса и карантинных мер бизнес вновь заявляет требования об ограничении числа проверок, дополнительных льготах и поблажках. Так, дошло до того, что основательница сети семейных кафе «АндерСон» Анастасия Татулова в своей недавней статье в «Форбс» буквально потребовала от Правительства: «Дайте гарантии, что будут отсутствовать любые карательные меры за попытки спасения нами наших бизнесов. Любые попытки». Формулировка «любые попытки» звучит довольно интересно. Если оставить за кадром методы 90-х с бандитизмом и вымогательством и 2000-х с незаконными мигрантами и обналичкой, то под такими мерами можно понимать и «экономию» на требованиях техники безопасности, на здоровье и жизни своих клиентов и сотрудников.
Так что излишнее увлечение различными регуляторными гильотинами и послаблениями может обернуться для экономики боком, приведя к куда более серьёзным последствиям, чем просто банкротство одной-двух кофеен. Стремление господ предпринимателей добиться «ослабления гаек» вполне понятно, однако, стоит вспомнить, что эти гайки изначально были прикручены не просто так, а для того, чтобы держать определённые социальные и экономические конструкции. И как бы потом не пришлось вообще заваривать тот же неустойчивый узел намертво.
ОТ РЕДАКЦИИ. Таково мнение нашего эксперта. Интересно, что думаете обо всём изложенном им Вы, дорогие читатели? С нетерпением ждём на нашей дискуссионной площадке Ваших комментариев!
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
ну, во-первых, речь идёт всё же не об одной-двух кофеен... я бы сказала, что кофейням сейчас повезло поболее, чем многим другим малым и средним. Они могут работать «на вынос».
Во-вторых, что мне кажется главным в проверках. Это не количество, а качество. Можно проводить миллион проверок, но закрывать глаза на все нарушения. А можно десятку, но честно. При какой схеме будет результат?...
На мой взгляд, проблема не столько в количестве проверок (больше их или меньше было, есть или будет), а в злоупотреблениях со стороны органов власти при проведении таких проверок и откровенных вымогательствах взяток.
Пример с Ростехнадзором говорит о том, что более 40 исков СРО удовлетворены против Ростехнадзора. Часть СРО вообще не стала оспаривать результаты проверок, что не делает их результаты более законными... Получили предписание, заплатили кучу бабла, зарегистрировали новую СРО...
Кому нужны такие проверки? И как они влияют на качество и безопасность?
То же самое и с МЧС, и с прочими контрольно-надзорными органами...
Вот и я об этом...
ФНС перевела многое в "цифру".
Однако, методики "цифровой проверки" были разработаны чиновниками от ФНС, оторванными от реалий бизнеса. Как может чиновник, который никогда не работал в бизнесе и не заработал ни одного рубля, учить бизнес жить? Никак!
В итоге в "массовые адреса" стали попадать адреса правительств регионов, где в одном здании ютились комитеты и департаменты, которые - отдельные самостоятельные юридические лица.
В "транзитные организации" стали попадать весьма уважаемые организации, осуществляющие свою деятельность более 20 лет, уплачивающие налоги и сдающие налоговую и другую отчетность.
"Цифра" в руках чиновников - "инопланетян" вредна.
Сомнительны заслуги бывшего руководителя ФНС.
А меня удивляет с каким упорством НОСТРОЙ не хочет переносить дату Съезда. Вот и 27 марта появилась новость на официальном сайте:
"С учетом мер, которые предпринимает Правительство Российской Федерации по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в связи с введением во всех субъектах Российской Федерации режима повышенной готовности и дополнительных ограничительных мер, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции, стало невозможно качественно и своевременно проводить окружные конференции для подготовки к ранее намеченной дате проведения XIX Всероссийского съезда строительных СРО – 14 мая 2020 года."
В этой связи мне становится странно, почему НОСТРОЙ не организовал массовые командировки в более благополучные регионы России.