Министерство экономического развития РФ выдало отрицательное заключение на проект приказа Минстроя России «Об установлении дополнительных требований к специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта, осуществляющих подтверждение изменений, вносимых в проектную документацию, получившую положительное заключение экспертизы проектной документации».
Целью проекта разработчики ставили совершенствование нормативно-правовой базы в части требований, предъявляемым к ГИП. Документ был разработан в соответствии с частью 6.1 статьи 55.5-1 ГрК, которой предусмотрена возможность установления дополнительных требований к специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования в должности главного инженера проекта. При этом утверждалось, что принятие проекта акта позволит обеспечить выполнение должностной обязанности ГИП по утверждению в соответствии с частью 15.2 статьи 48 ГрК РФ подтверждения соответствия изменений, вносимых в проектную документацию, в отношении которой выдано положительное заключение экспертизы проектной документации, требованиям, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
Фактически, проектом документа предусматривается установление дополнительных требований в отношении ГИП, имеющих квалификационный аттестат на право подготовки заключений экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий по направлению деятельности по подготовке проектной документации объектов капитального строительства, согласно приложению к проекту акта. А оно представляет собой перечень направлений деятельности и содержание указанных направлений.
При этом в соответствии с постановляющей частью проекта акта дополнительные требования устанавливаются в отношении специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования в должности ГИП, обеспечивающих подготовку заключений экспертизы проектной документации и внесение изменений в такую документацию, в отношении которой выдано положительное заключение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.
Публичные консультации по проекту документа привлекли широкий круг государственных структур и компаний. В частности, в МЭР поступили заключения от АО «ОДК», АО «РСК «МиГ», ПАО «ЛУКОЙЛ», ФАУ «Главгосэкспертиза России» – эти участники обсуждения сочли предложения Минстроя России вполне приемлемыми.
А вот Ассоциация «Объединение градостроительного планирования и проектирования», Российский Союз строителей (комитет по развитию конкуренции в строительной отрасли), Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, Институт «ТатНИПИнефть», АО «Полиметалл УК», ПАО «Т Плюс», ПАО «Компания «Сухой», ПАО АНК «Башнефть», ООО «СИБУР», ООО «Институт «Мосинжпроект», ООО «ЛСР. Недвижимость – Северо-Запад» выступили с критикой.
Наиболее подробно и последовательно позиция сообщества была представлена в замечаниях НОПРИЗ, что и было отражено в отрицательном заключении МЭРа. В частности, эксперты обратили внимание на следующие проблемы, которые порождает документ:
1.
Перечнем должностных обязанностей специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, к которым относятся и ГИП, предусмотренных частью 3 статьи 55.5-1 ГрК РФ, не установлена обязанность по обеспечению подготовки заключений экспертизы проектной документации и внесению изменений в такую документацию, в отношении которой выдано положительное заключение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства, указанным в части 3.8 статьи 49 ГрК РФ.
Таким образом, в соответствии с положениями ГрК РФ, к должностным обязанностям ГИП не относится обязанность по обеспечению подготовки заключений экспертизы проектной документации и внесению изменений в такую документацию. Учитывая изложенное, проектом ведомственного акта расширяется предусмотренный ГрК РФ перечень обязанностей ГИП, что не может быть поддержано в рамках утверждения проекта акта.
2.
Градостроительным законодательством не установлено содержание понятия «обеспечение подготовки заключений экспертизы проектной документации и внесения изменений в такую документацию», что приводит к неопределённости в вопросе о том, каким образом, в каком порядке и в каких целях осуществляется такое обеспечение.
3.
Действующим законодательством не установлено обязательное требование о наличии у ГИП аттестата, в связи с чем можно предположить, что в настоящее время аттестатом обладает незначительная доля специалистов от общего количества ГИП.
4.
В случае распространения утверждаемых требований на ГИП, не имеющих аттестата, значительному количеству специалистов потребуется проходить обучение по соответствующим направлениям деятельности в целях получения аттестата.
Стоимость прохождения дополнительного обучения в целях последующей аттестации, исходя из текущих рыночных предложений, может составлять от 30-ти тысяч до 100 тысяч рублей. Учитывая, что значительную долю рынка в сфере оказания услуг по архитектурно-строительному проектированию составляют организации, отнесённые к категориям малого и среднего бизнеса, выполнение положений проекта акта приведёт к значительной финансовой нагрузке на отрасль в целом.
В отзыве МЭРа указано, что на практике реализация минстроевского приказа привела бы к значительным расходам в отрасли, направленным на выполнение требований к ГИП, связанным с исполнением ими обязанности, не предусмотренной градостроительным законодательством. Расходы отрасли в целях выполнения заложенных проектом акта дополнительных требований эксперты оценили в сумму от 1,3 миллиарда до 4,3 миллиарда рублей.
Иными словами, как тут не воскликнуть: «Чудны дела твои, Господи!». Министерству строительства и ЖКХ РФ впору бить тревогу ввиду явного провала национального проекта и череды других, более «мелких» проблем, таких, как падение потребительского спроса, рост цен на первичном рынке, неудачный проект «Стратегии-2030», застрявшую реформу ценообразования. Давно пора закатывать рукава и браться за дело, укрощая аппетиты крупных застройщиков, внедряя типовые проекты, занимаясь малоэтажкой и инфраструктурой.
А вместо этого из Минстроя исходят инициативы одна другой чудесатее. Сначала главное строительное ведомство пошло на поводу у строительных олигархов, начав шельмование «дольщиков-экстремистов» – то бишь, людей, которые всего лишь требуют оказания качественной услуги за свои деньги. Теперь на наших глаза предпринята попытка на ровном месте сделать ещё одну подножку российским инженерам-проектировщикам и параллельно создать кормушку с оборотом в 4 миллиарда рублей! Хорошо, что вовремя забили тревогу в Национальном объединении изыскателей и проектировщиков. Хорошо, что МЭР обратил внимание на сомнительное начинание и выступил с отрицательным заключением.
В связи с этим невольно хочется задаться вопросом – а в курсе ли и министр строительства Владимир Якушев и курирующий отрасль многоопытный вице-премьер Виталий Мутко, какими делами занимается минстроевская команда, вместо того, чтобы выполнять Президентские наказы? Очень похоже на то, что команда, видя приближающийся провал нацпрограммы, работает по принципу «хватай всё, что гвоздями к полу не приколочено», генерируя всё более и более удивительные проекты. И проекты эти, если и должны принести кому-то пользу, то явно не российскому строителю и не покупателям жилья.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
НОПРИЗ "дёргает тигра за усы". Это прекрасно! Чем больше политических ошибок совершит действующее руководство НОПРИЗ, тем быстрее они получат свой "мешок угля на Рождество".
Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на слона!
Минстрой очередную кормушку себе выкроил...))) однако не стал бы утверждать, что это заслуга исключительно НОПРИЗ... некомильфо перетягивать на себя одеяло...)) НОСТРОЙ опосредованно тоже принял участие...просто АнтонХ2 не с руки светиться перед своим новым другом г-ном Волковым...поэтому предпочли покритиковать дистанционно
Очень по-мужски....
Насколько нам известно, одного отрицательного заключения недостаточно для отмены какого-либо министерского приказа. Оценки дают многие другие министерства и ведомства (обычно их более семи).
А что написали в своих отзывах остальные?
Поддерживаю НОПРИЗэвцев! Молодцы, что не побоялись и выступили! Кто-то должен радеть за своё дело!
Этот проект приказа лишний раз показывает, как Минстрой искажает Градостроительный кодекс в своих (коррумпированных) интересах.