В последнее время количество работ по благоустройству в российских городах заметно растёт: появляются новые общественные пространства, а некоторые районы за короткие сроки подвергаются реконструкции по несколько раз. Местные власти научились видеть в этом политические плюсы (ведь для многих горожан работы по благоустройству являются одним из самых наглядных примеров того, что чиновники не зря получают зарплату), а строительные компании радуются возможности заработать на тендерах. Однако результаты таких инициатив не всегда оправдывают ожидания простых жителей. Каковы основные проблемы городского благоустройства в России сегодня и можно ли их решить?
Когда делают не для себя
Ещё со времён Советского Союза прерогатива городского благоустройства прочно закрепилась за муниципалитетами и областными администрациями. Сегодня именно чиновники решают, какой район следующим попадёт под реновацию, что там будут ремонтировать, и как в итоге это будет выглядеть. При этом, в большинстве случаев они впоследствии не становятся активными пользователями обновлённого пространства. Местные же жители зачастую узнают об изменениях в своих районах постфактум.
Вместе с тем, сотрудники департаментов по благоустройству редко являются специалистами в области архитектуры, дизайна или хотя бы строительства, а потому не мыслят на перспективу и не могут продумать некоторые моменты заранее. В результате благоустройство оказывается в руках посредственных исполнителей, которые не умеют грамотно распределять денежные и временные ресурсы, а горожане получают однотипные проекты набережных, парков и прочих объектов.
А была ли цель?
Процесс, организованный подобным образом, приводит к тому, что в российских городах совершается благоустройство ради благоустройства – главное, побыстрее распределить бюджетные деньги, подрядить строительную бригаду из Средней Азии и отчитаться начальству. При разработке проектов немногие чиновники в состоянии определить ключевые цели будущей реконструкции и обозначить пул практических задач, которые она призвана решить.
Например, парки и скверы необходимо обновлять не для того, чтобы заменить одни скамейки на другие или поменять плитку в фонтане. Эти пространства имеют потенциал объединять горожан, если представляют собой безопасную, развивающую среду с продуманными местами для отдыха и работы жителей всех возрастов, игровыми площадками, дорожками для бега и велопрогулок, зонами для проведения городских мероприятий. В идеале проекты по благоустройству должны быть такими, чтобы их авторы могли простыми словами объяснить конкретное назначение всех преобразований и объектов, внесенных в план.
Включить голову
На самом деле, приблизиться к такому осознанному благоустройству не так сложно. Путь к нему лежит через основательную предварительную аналитику городской среды, местных жителей и умения сделать правильные выводы из полученной информации. Для этого, безусловно, придётся выходить из зоны комфорта, а точнее, кулуаров администраций. Порой необходимо это делать буквально, то есть физически посещать места, отведённые под реконструкцию.
Любым работам по благоустройству должны предшествовать масштабные исследования города – они позволят выявить актуальные проблемы той или иной местности и её обитателей, а также предупредить возможные ошибки и конфликты. В результате такого анализа можно с удивлением обнаружить, что нужды одного района совершенно отличны от запросов другого, а некоторые места приносят максимальную пользу населению и бизнесу в своём текущем виде и их реновация вызовет всплеск недовольства.
На этом этапе важно не только прислушиваться к голосу горожан и локальных предпринимателей, проводя открытые голосования и встречи, но и организовывать комитеты с профильными специалистами (архитекторами, урбанистами, социологами, представителями транспортной инфраструктуры). Экспертам, кстати, можно делегировать значительную часть задач, для решения которых у чиновников не хватает компетенции и времени. Таким образом, вместо очередного безжизненного проекта, придуманного тесным кругом отвлечённых лиц, город может получить свежую концепцию благоустройства, которая будет плодом комплексной общественной работы.
Сказка не заканчивается
Ещё одна проблема отечественного благоустройства – это последующие работы по его поддержке и обслуживанию. В любом городе можно обнаружить пример общественного пространства, которое сразу после открытия становилось достопримечательностью района, но из-за отсутствия должного наблюдения за его состоянием быстро теряло свой статус.
Ещё более интересная ситуация сложилась с Хохловской площадью в центре Москвы. Идея превратить недостроенный торговый центр в обустроенное место для встреч и отдыха изначально встретила одобрение москвичей, и первое время пользовалось огромной популярностью. Вскоре жители соседних домов стали страдать от круглосуточного шума, однако вместо того, чтобы разобраться в сути конфликта и подумать над реорганизацией пространства, власти просто установили на площади забор и постоянное дежурство сотрудников ОМОНа. Нужно ли уточнять, что ныне место перестало притягивать горожан и пустует?
Иными словами, поддержка нового благоустроенного городского объекта не ограничивается необходимостью регулярно поддерживать порядок и проводить мелкие ремонтные работы. Не менее важно отслеживать реакцию общественности, чтобы вовремя купировать возможные конфликты и находить компромиссы.
Оказывается, чтобы вымостить благими намерениями дорогу не в ад, а в полезное городское пространство, требуется целая наука. Надеемся, что наши чиновники не преминут её освоить…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Ага, а у нас в районе каждые пару-тройку лет благоустраивают бульвар… за 300 миллионов перекладывают хорошую брусчатку… Ну а что, почему нет, когда да…
Запросите отчёт о проделанных работах у Депутатов районных.
Включить голову было бы полезно для многих в нашем государстве!
Существуют активисты и главные по дому для решения вопросов благоустройства придомовых территорий. Если всем всё равно, то живите в том, что предоставляется!
"недостроенный торговый центр в обустроенное место для встреч и отдыха" превращает столица самой большой страны в мире. Задумайтесь.