Умный аэромониторинг по-чебоксарски
В Чувашии объединили две передовые технологии – беспилотники и нейронные сети – для мониторинга строительства завода в режиме онлайн
Провести такой эксперимент решили на Чебоксарском заводе силовых агрегатов (ЧЗСА). Как сообщает пресс-служба предприятия, технология была разработана российской ИТ-компанией «Скаир» (Skyeer) и применяется при возведении нового корпуса по производству вилочных погрузчиков.
Платформа обрабатывает данные, поступающие с беспилотников, анализирует ход работ, интенсивность строительных процессов, а также количество и тип задействованной техники. Кроме того, система помогает выявлять отклонения от проектной документации, обеспечивая высокую точность контроля.
Интеллектуальная система видеомониторинга, предложенная компаний в 2024 году, объединяет технологии дистанционного зондирования Земли и анализа геопространственных данных. Программное обеспечение позволяет фиксировать и хранить видеоматериалы со строительной площадки с временной и географической привязкой. В результате пользователи платформы могут точно определять, где и когда были сняты видеофайлы, оставлять комментарии и назначать задачи подрядчикам.
Дополнительный функционал, основанный на технологиях ИИ от компании «КьюМониторинг» (QMonitoring), позволяет автоматически определять количество и тип строительной техники, работающей на объекте. Это обеспечивает новый уровень прозрачности и аналитики в управлении строительными процессами.
Операционный директор компании «Скаир» Константин Волковский заявил, что внедрение искусственного интеллекта позволило руководству ЧЗСА детально отслеживать все этапы строительства, оптимизировать управление проектом и снизить затраты.
Генеральный директор ЧЗСА Александр Дмитриев, в свою очередь, рассказал, что введение в эксплуатацию нового корпуса позволит увеличить производство вилочных погрузчиков до 1.000 единиц в год. Это впервые в истории российского машиностроения приблизит долю отечественных вилочных погрузчиков на рынке к 5%, тогда как сейчас этот показатель не превышает 1%. Как отметил руководитель предприятия:
Для нас важно не только построить новый корпус в кратчайшие сроки, но и эффективно распределить финансовые ресурсы, необходимые для запуска и масштабирования производства. Именно поэтому мы выбрали технологию контроля строительства от «Скаир».
Добавим, что «Скаир» – интегрированная айти-компания, разработчик собственной веб-платформы для аналитики данных БПЛА, сравнением с рабочей и проектной документации в 2D/3D форматах. Компания работает по модели DaaS (дроны как сервис), предоставляя услуги профессиональной съёмки, обработки, с последующим анализом данных под бизнес задачи заказчика.
Для реализации этих задач была создана специальная ГИС платформа для визуализации данных, которая обеспечивает 100% объективными данными всех участников строительного или добывающего процесса. Благодаря такому программно-аппаратному подходу удаётся осуществлять «бесшовный» удалённый мониторинг полного цикла: от автоматической съёмки и обработки данных – до высокоточной 3D модели объекта и автоматической аналитики.
Одним из главных преимуществом дронов в строительстве является вариативность их использования. Управляются беспилотники дистанционно, но миссии можно поручать и искусственному интеллекту, программируя автономный полет с помощью программного обеспечения, полёт по точкам и перенос данных в программу для обработки.
Беспилотники могут использоваться на этапе предварительного планирования, или при создании чертежей, когда необходимо детальное обследование и картирование мест будущей стройки, мониторинг первых процессов строительных работ и контроль качества. Дроны также могут выступать инструментом планирования и контроля работ при непосредственно возведении объектов. А данные, полученные с БПЛА, позволяют подрядчикам контролировать расход материалов, вести подсчёт и контролировать передвижение техники и налаживать работу на стройплощадке.
Беспилотники – это также современный и быстрый способ получения сведений о состоянии рельефа местности и объектов, расположенных на ней. БПЛА позволяют исключать погрешности измерений, которые вызваны человеческим фактором при традиционном обследовании, а также исключать любую вероятность задержки строительных работ или наличие дополнительных расходов. Например, в среднем, по оценкам, составление топографических планов вручную занимает от 3-х до 20-ти дней и более. Все зависит от сложности рельефа, от масштабов территории и возводимого объекта. С помощью квадрокоптера эта работа может быть выполнена за два дня. И это с учётом обработки данных, которые получаются с дрона в реальном времени.
В России беспилотники уже не первый год используются в промышленном строительстве, особенно на объектах нефтегазовой отрасли и электроэнергетики, где зачастую сооружения имеют огромные масштабы и расположены в труднодоступных местах. Одним из примеров удачного применения технологии стало строительство Амурского ГПХ. Там, как сообщала компания-интегратор, с помощью технологии аэромониторинга удалось сэкономить 180 миллионов рублей за один день на стадии проектирования земляного полотна. Системное использование беспилотных технологий позволяет сделать проект рентабельнее на 15% и в 8 раз увеличить эффективность коммуникации со всеми участниками строительного процесса.
Тем не менее, в секторе гражданского строительства беспилотники и интеллектуальный мониторинг пока остаются редкой диковинкой.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Мне вот просто интересно… а почему Чебоксары???
@Полианна, а почему нет? Москва давно отстала от нововведений, только через палку.
Надо дождаться результатов эксперимента.