Великая стройка большой страны

Обсуждение: 4
2911

Отмечаем полувековой юбилей Байкало-Амурской магистрали – самого дорогого во всех смыслах инфраструктурного проекта СССР

Их назвали десантом, высадили весной из вертолёта на заданной точке в тайге, и первое время они жили там в палатках. Лишь к зиме успели построить времянки из поваленного леса, преодолевая всё это время немалые бытовые трудности за счёт молодого задора и романтики, которая и позвала каждого из них на стройку века. Именно так первые строители-комсомольцы пришли на строительство Байкало-Амурской магистрали, которой в эти дни исполняется 50 лет.

БАМ – это сверхсложный инфраструктурный проект СССР. Его начало было заложено ещё в конце XIX века, когда в 1888 году на заседании Русского технического общества обсуждали строительство железной дороги в Сибири. Изыскания на отдельных участках планируемой магистрали велись ещё до революции, а планомерная разведка местности началась в 1926 году, при этом применялась аэрофотосъёмка, которая являлась передовой технологией на тот момент.

Официальной датой начала строительства считается 1974 год, ведь именно тогда БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомольской стройкой. И многие молодые люди отважились на великое приключение в своей жизни, отправившись на стройку века – в глухие таёжные места, где почти не ступала нога человека. Основная часть железнодорожной магистрали была сооружена в последующие десять лет, в период с 1974-го по 1984-й годы.

Попасть на БАМ было сложно, комсомольские организации всей страны проводили серьёзный конкурс, чтобы выбрать самых достойных. Иногда из трёхсот желающих комсомольскую путёвку на таёжную стройку мог получить лишь один человек. Поэтому все, кто строил БАМ, – приехали туда по зову сердца, большинству из них (70%) не было и тридцати лет.

Жилось строителям непросто, ведь климат в тех местах резко континентальный. Это означает, что летом очень жарко, плюс огромные неудобства доставляли гнус и комары. А зимой очень холодно, нередко температура опускалась ниже –50 по Цельсию. Кругом глухие места, поэтому в одиночку и без ружья в лес ходить было нельзя – задерёт медведь или рысь.

Но молодые люди жили, строили магистраль, создавали семьи и рожали детей. И многие из первопроходцев БАМа до сих пор вспоминают те годы как самое лучшее время в своей жизни. Герой Социалистического Труда, первый и почётный президент Национального объединения строителей Ефим Басин, а полста лет назад – начальник ГлавБАМстроя, сдававший в постоянную эксплуатацию первый участок магистрали, вспоминает:

Мы все трудности преодолевали легко за счёт энтузиазма молодости. Мы были люди энергичные, с желанием причастится к этому большому делу. В прессе гремела слава БАМа, первопроходцев, все наблюдали за высадкой первых десантов, строительством БАМа, отсыпкой полотна, укладкой первых звеньев железнодорожных путей, строительством мостов и туннелей. Все страна следила за этим, потому что это была великая стройка.

Протяжённость магистрали составляет свыше 4,3 тысячи километров, и на многих отрезках дороги строителям пришлось столкнуться с очень непростыми природными условиями: болотистая местность, горные хребты, территория с повышенной сейсмической активностью. Но одним из наиболее трудных участков на протяжении всего пути стал Северомуйский тоннель.

Это – наиболее длинный железнодорожный тоннель в России, его протяжённость составляет 15,343 километра. По трассе тоннеля было выявлено четыре тектонических разлома, приток воды из которых достигал нескольких кубометров в час при давлении до 34-х атмосфер. Также по ходу тоннеля были обнаружены плывуны в гранитах и перенапряжённое состояние пород, а сам район отличался повышенной сейсмической активностью.

Ко всему этому проходчики обнаружили высокую концентрацию радиоактивного газа радона, что приводило к переоблучению работников. По мнению специалистов, набор столь сложных для строительства условий не встречался прежде при сооружении ни одного тоннеля в мире.

Именно поэтому строительство Северомуйского тоннеля заняло целых двадцать шесть лет, и первый поезд прошёл по нему 5 декабря 2003 года. Сейчас сквозь горный хребет протянута лишь одна железнодорожная нитка, что серьёзно ограничивает пропускную способность этого участка дороги.

Поэтому сейчас встаёт вопрос о расширении тоннеля – как и ряда других «тонких» мест на протяжении Байкало-Амурской магистрали. Это необходимо для обслуживания резко возросшего трафика на восток нашей страны, и спустя десятилетия после запуска БАМа на магистраль снова возвращаются строители, чтобы расширить и модифицировать дорогу с учётом возросших потребностей нашей большой страны.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

ВИДЕО:

11.07.24 в 07:46
  • Толябыч
    Толябыч 11.07.2024 в 11:24 пишет:

    Советские люди в булочную на такси не ездили, а труд считался делом чести, славы, доблести и геройства.

    Ответить
    • Полианна
      Полианна 11.07.2024 в 13:42 отвечает пользователю: @Толябыч

      Даааа, а сейчас всем деньги подавай.... Хотя труд благодаря технологиям стал значительно лайтовее кто бы что не говорил...

      Ответить
    Musyako
    Musyako 11.07.2024 в 14:32 пишет:
    Миледи
    Миледи 11.07.2024 в 21:30 пишет:

    Нельзя забывать о том сколько заключенных было кинуто на строительство БАМа! Я вроде помню цифру в 15 000! И то, что поговаривают, что на каждый метр БАМа приходится один труп! Нельзя помнить только половину история, это уже не история!

    Ответить