Цифровизация по-питерски

Обсуждение: 4
4695

Может ли переход на ТИМ иметь разные региональные особенности? Эксперты считают, что в культурной столице цифровизация стройотрасли идёт особым путём

Причина присмотреться к питерскому опыту есть. На днях Санкт-Петербург вошёл в тройку призёров (вместе с Москвой и Московской областью) по использованию технологии «цифровых двойников». По мнению местных экспертов, ставка при этом была сделана на внедрение цифровых технологий именно на стадии проектирования, позволяя в разы сократить сроки и избежать фатальных ошибок. А на этапе строительства применение BIM-ТИМ ограничено.

Это происходит по многим причинам. Одна из них, безусловно, дополнительные затраты. Хотя московские эксперты и утверждают, что потери возвращаются в другом эквиваленте в период эксплуатации здания, но эта стадия во время проектирования многим застройщикам видится слишком отдалённой и призрачной.

Питерские строители жалуются на отсутствие качественного зарубежного софта после того, как западные компании совершенно добровольно решили «самоизолироваться» от российского рынка. И одновременно ругают отечественное ПО, которое до импортных аналогов пока дотягивает только по одному показателю – ценам. Кроме того, эксперты жалуются на то, что вузы не готовят айтишников-специалистов по столь специализированному софту.

При этом в Москве ситуация прямо противоположная. Столичные инженеры и топ-менеджеры в ответ на жалобы питерских коллег пожимают плечами и говорят, что, по крайней мере, в области софта импортозамещение в строительстве произошло на 99%. Не вполне понятно, почему программы, которые успешно работают в пределах МКАДа вдруг перестают тянуть, оказавшись на берегах Невы.

Напрашивается самый простой ответ – ценники за продукты премиум-класса, которые вполне посильны для москвичей уже в Питере выглядят высоковато. Что уж тогда говорить про остальные российские регионы. С другой стороны, в немалой степени результат зависит и от активности властей. При московской мэрии успешно работает департамент информационных технологий, который обслуживает стройкомплекс, сотрудничает с НОСТРОЙ, НОПРИЗ и НОТИМ, постоянно вводит в эксплуатацию всё новые онлайн-сервисы и приучает к ним строительную братию.

Питерские власти пока такими успехами похвастаться не могут, так что местное инженерное сообщество цифровизуется своими силами. У крупных компаний, как всегда, всё хорошо и денег хватает. У малых и средних – как получится. Например, директор по развитию цифровых технологий Санкт-Петербургского застройщика Сэтл Груп (Setl Group) Михаил Малыхин смотрит в будущее с оптимизмом.

Он рассказал, что за последние годы в компании была сформирована собственная цифровая экосистема, которая объединяет все стадии строительства: от проектирования до передачи квартир дольщикам. С помощью ТИМ-технологий холдинг составляет и контролирует график строительства, назначает плановые совещания с подрядчиками, следит за тем, как происходит лазерное сканирование помещений. То есть, от старых методов ручного и бумажного управления строительством корпорация перешла к современным цифровым инструментам. Благодаря использованию цифровой экосистемы средний срок строительства объектов сократился примерно на шесть месяцев.

Компания «Главстрой Санкт-Петербург» активно использует цифровые технологии, но не столько в самом строительстве, сколько в связанных с ним бизнес-процессах – маркетинге, продажах, подборе кадров. Например, система может спрогнозировать увольнение сотрудника, делает прогнозы продаж на месяц вперёд, анализирует звонки в офис и направляет запрос от потенциального заказчика на того менеджера, который, по её мнению, имеет наибольшие шансы на заключение сделки.

Как пояснил начальник отдела цифровизации компании Константин Иваницкий, никакие новые технологии, вроде, дронов и роботов фирма на стройке не использует – дорого, а отдача небольшая. Зато упор сделан на программные продукты, в том числе и при передаче объекта в эксплуатацию. Например, это системы распознавания лиц и номеров в видеонаблюдении, автоматизированные счётчики воды. Или программа, которая заранее информирует жильцов о наличии свободных парковочных мест.

А вот перспективы замены ручного труда на стройплощадках культурной столицы можно оценивать как околонулевые. Например, господин Иваницкий рассказал, что его компания вынашивала идею купить робота из Европы, который умеет штукатурить и класть кирпичную кладку. Невзирая на санкции, европейские конструкторы с удовольствием были готовы продать своё детище, но от затеи в итоге пришлось отказаться. Цена за единицу составляет от полумиллиона до двух миллионов долларов. При этом потребуются дополнительные решения, чтобы, например, обеспечить роботу бесперебойную подачу цементного раствора.

По мнению эксперта, позволить себе такую технологию компания сможет не раньше, чем через пять лет. Ну, а пока кирпич на стройках Петербурга, как по всем остальным городам и весям нашей необъятной Родины бодро кладут «роботы» Равшаны и Джамшуты.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

(с благодарностью коллегам из электронного журнала Всеостройке.РФ)

10.07.24 в 07:19