Несбывшийся проект Сталина

Обсуждение: 3
3711

Эпоха «вождя всех народов» хранит много тайн. Среди них – проект тоннеля, посредством которого планировали соединить остров Сахалин с материком

Идея строительства такого тоннеля выдвигалась ещё в конце XIX столетия. Но тогда проект был признан экономически нецелесообразным. В следующий раз тему подняли уже в 1929-1930 годах. Однако серьёзно вопрос рассмотрели лишь в 1950-м по инициативе Иосифа Сталина. 5 мая 1950 года было принято секретное постановление Совета министров СССР о сооружении железнодорожной ветки «Комсомольск-на-Амуре – Победино», частью которой должен был стать сахалинский тоннель, а также резервной паромной переправы между Сахалином и материком. Длина путей по проекту должна была составлять 327 километров. Окончание строительства намечалось на конец 1953 года, запуск в эксплуатацию – на конец 1955-го.

Увы, информации о ходе строительства не так уж много. Так, житель подмосковного Дзержинска Николай Семенович Силиков поведал, что в 1950 году он и ещё 32 москвича были завербованы на Дальний Восток. Все они были специалистами в сфере строительства. В октябре того же года их высадили в глухой тайге, в районе мыса Лазарева, на берегу Татарского пролива, который отделял остров Сахалин от материка. Объяснили задачу – проложить тоннель под водой от материковой части к острову. Жить пришлось сначала в палатках, затем в этих местах вырос посёлок для строителей…

Работы возглавил генерал-лейтенант НКВД Ермолов. Начали с прокладки телефонного кабеля. Ермолов регулярно держал связь со Сталиным, лично докладывая ему о ходе работ и заказывая необходимые стройматериалы.

Через месяц после начала стройки в тайгу прибыли бывшие заключённые сибирских лагерей. Всех их по документам досрочно освободили, однако не разрешили вернуться домой, а отправили на строительство тоннеля. Всего бывших зэков на стройке насчитывалось около 6-ти тысяч. Были среди строителей и вольнонаёмные, в основном из городов Сибири.

По-видимому, в строительство были вложены огромные средства. Сюда прибыла тяжёлая техника: экскаваторы, бульдозеры, самосвалы. В Японии заказали специальный энергопоезд. Платили строителям очень хорошо. Силиков рассказал, что с первой получки запросто мог купить себе легковой автомобиль.

На высоте было и продовольственное снабжение. Когда посёлок разросся, в нём даже открыли ресторан. Всё это являлось компенсацией за тяжелейший труд в таёжных условиях.

На территории Хабаровского края было проложено 120 километров железнодорожного полотна по правому берегу Амура. В районе предполагаемой паромной переправы возвели дамбы. На мысе Лазарева строители успели пробить первые шурфы и начать сооружение входов в тоннель с двух концов – на острове и на материке.

Скорее всего, благодаря ударному труду строительство удалось бы завершить в рекордные сроки. Все изменила смерть Сталина. Сначала стройка была заморожена, а впоследствии, когда большинство строителей-зэков попали под амнистию, её и вовсе свернули.

Сегодня следы незавершённых работ сохранились на Сахалине в районе мыса Погиби. Правда, разглядеть их за зарослями травы и кустарника нелегко. На материке же проводят даже экскурсии для желающих посмотреть на сталинский подводный тоннель. Маршрут лежит от посёлка Лазарев к мысу Лазарева. Дорожный серпантин ведёт к заросшей кустарником поляне. Если раздвинуть заросли, вы окажетесь на утрамбованной площадке и увидите перед собой вертикальную шахту 10-метрового диаметра. Это и есть заброшенный вход в тоннель.

Стены шахты выложены чугунными тюбингами, которые в те годы обычно использовались также при прокладке метро. В 600 метрах от обрыва виден небольшой искусственный остров – одна из ключевых «точек» проходки тоннеля. Сохранились и остатки дамбы, соединяющей мыс с Сахалином. Правда, увидеть их можно только во время большого отлива.

Зачем же Сталину нужен был тоннель под Сахалином? Историки считают, что многие проекты сталинской эпохи диктовались вовсе не практическими, а идеологическими соображениями: вождь любил демонстрировать мощь советской державы и потому испытывал тягу ко всему помпезному и монументальному. Отсюда роскошные станции Московского метро, ВДНХ, знаменитые «высотки», Беломорканал, проект поворота сибирских рек…

Такой «стройкой века» предстояло стать и сахалинскому тоннелю, который, однако, существенно облегчил бы связь между островом и материком. Правда, пресса того времени о нём ничего не сообщала – объект был слишком уязвим с военно-стратегической точки зрения. Писать о недостроенном тоннеле стали только в 90-е.

Кстати, идея строительства транспортного перехода, соединяющего материк с островом Сахалин, всё ещё актуальна. По информации пресс-службы правительства Сахалинской области, оно может начаться в 2021 году.

Источник: сайт Russian7.ru

10.03.20 в 18:24
  • Полианна
    Полианна 11.03.2020 в 09:15 пишет:

    А главное построили бы тогда, в 50-х и было бы качество, а то, что сейчас построят....тут я уже сомневаюсь... и откатов будет столько, что ещё можно 10 таких тоннелей построить.

    Ответить
    Сергей Котенко
    Сергей Котенко 11.03.2020 в 15:02 пишет:

    >>Зачем же Сталину нужен был тоннель под Сахалином? Историки считают, что многие проекты сталинской эпохи диктовались вовсе не практическими, а идеологическими соображениями

    >>Кстати, идея строительства транспортного перехода, соединяющего материк с островом Сахалин, всё ещё актуальна

    Чо, опять пыль в глаза пускаем?

    Ответить
    • Игорь Зайцев
      Игорь Зайцев 11.03.2020 в 15:38 отвечает пользователю: @Сергей Котенко

      Если долго-долго-долго
      В самолёте нам лететь,
      Если долго-долго-долго
      На Россию нам смотреть,
      То увидим мы тогда
      И леса, и города,
      Океанские просторы,
      Ленты рек, озёра, горы…

      Не увидим лишь тоннеля
      Что для Йоси строился
      Ведь "соображения"
      Вещь весьма не вечная.

      Ответить