Ждём самого сильного игрока!

Обсуждение: 1
1765

Без него ни о количестве «квадратов», ни о качестве, ни о безопасности, ни о цифровой платформе в сфере строительства не обойтись

Правительство России решительно настроено принудить строительное сообщество «к цифре». Начнут, очевидно, с тех направлений, которые наиболее близки к цифровым технологиям – проектирования и экспертизы. Словом, где в ход идут не кубометры бетона и тонны арматуры, а информация, которую нужно получать, обрабатывать, оценивать.

Как уже стало известно на недавнем питерском форуме «Цифровая трансформация строительной отрасли для устойчивого развития» до конца года уже должна быть первая ласточка. Это школа в Екатеринбурге, проект которой уже прошёл экспертизу и получил положительное заключение. Теперь все те же самые процедуры будут проведены в цифровом формате, результатом чего станет выявление слабых и сильных мест и разработка подзаконных актов, связанных с внедрением BIM-технологий.

А как видят свою цифровое будущее сами российские эксперты? Оказывается, очень даже оптимистично. Об этом, в частности, рассказал директор ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», президент Ассоциации экспертиз строительных проектов Игорь Горячев.

 

О негосэкспертизе

Если говорить о негосударственной экспертизе, то она была создана семь лет назад. Первые два-три года на рынке господствовала атмосфера вседозволенности. Благодаря введению аккредитации экспертов в 2012 году и единого реестра заключений экспертизы в 2018-м вседозволенность уходит в прошлое.

В 2017 – 2018 годах абсолютно все серьёзные игроки рынка строительных услуг заказывающие проекты, которым необходимо проходить экспертизу, уже определились со своими приоритетами: либо они работают с частными экспертизами, либо с государственными экспертными организациями. Иногда, в зависимости от типа строительства и типа его финансирования, – и с теми, и с другими.

Но в 2018 году законодательство для негосударственной экспертизы ухудшилось. Дело в том, что, если земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ), по проекту на этом земельном участке необходимо заключение государственной экспертизы.

Если говорить о государственных экспертизах, был период оттока клиентов в негосударственные экспертизы. А также расширения сети федерального автономного учреждения (ФАУ) «Главгосэкспертиза России» в регионах – активного открытия ею своих филиалов, перехода в эти филиалы объёмов субъектовых госэкспертиз и экспертов из них.

Ряд изменений законодательства в 2018 году вернул объёмы в госэкспертизы субъектов Федерации, и на сегодня баланс между Главгосэкспертизой России и госэкспертизами субъектов Федерации более или менее выстроен.

 

О Стратегии-2030

Мы должны чётко понять, в каком направлении будет развиваться строительная экспертиза через три, пять, семь лет, тем более к 2030 году.

Представители экспертных учреждений задавали на нескольких представительных совещаниях вопросы по месту экспертиз – Минстрою России, представителям Главгосэкспертизы – головной организации по развитию всей экспертной отрасли. «Каким вы вообще видите к 2030 году место экспертизы? Неважно, какой: государственной, негосударственной – в принципе экспертизы?». Пока мы не получили однозначного ответа.

Какова позиция экспертизы в строительстве? Это элемент службы заказчика? Или независимый институт оценки? Или консалтинговая организация, которая подтягивает проект до необходимого уровня?

Существуют предложения отдать предпочтение страховым механизмам – как на Западе, то есть вообще отказаться от экспертизы. А также предложения модифицировать существующую систему в том смысле, что экспертиза должна представлять интересы заказчика или помогать проектным организациям «доводить» проекты.

Нам чуть ли не рекомендуют этим заниматься – хотя это очевидный конфликт интересов. Но и положение придатка к заказчику, и положение консалтинговой организации исключает саму возможность независимой оценки и экспертного мнения.

 

О влиянии государства на отрасль

Государство сегодня самый крупный игрок на рынке строительства. Если мы говорим о 120-ти миллионах квадратных метров жилья в год – задаче, поставленной в майском указе Президента России, то без государственных капиталовложений нам эти 120 миллионов квадратных метров жилья не достичь. Поэтому государству надо выходить на строительный рынок не только регулятором, но и сильнейшим игроком. Государству важен институт экспертизы для выполнения в том числе и этой функции.

Но для работы на рынке государство полностью обложено – со всех сторон системами специальных процедур. Что это за системы?

Это система госзакупок, прежде всего. Например, чтобы государству нанять проектировщика, надо провести госзакупку. Чтобы понять, на какие деньги нанять проектировщика по этой госзакупке, надо составить и проверить хотя бы смету на проектные и изыскательские работы, последнее – задача государственных экспертиз.

Дальше родился некий проект на некую сумму, чтобы открыть финансирование, то есть провести следующий конкурс – на подбор подрядной организации, чтобы сказать, что проект эффективен. Он не только соответствует законодательству о техническом регулировании, но он ещё и экономически обоснован. Опять же у государства есть институт оценки в виде госэкспертиз.

После этого на рынок выходит подрядчик и строит для государственных нужд некий объект. В процессе строительства он постоянно что-то меняет – потому что жизнь меняется, материалы меняются, стоимости меняются, условия получения кредитов тоже меняются. И поэтому неоднократно в ходе строительства приходит на экспертизу – для того, чтобы обозначить что изменённые решения в проекте соответствуют техническим регламентам, и второе: получить одобрение на перераспределение денежной массы или на добавление этой денежной массы по 44-му ФЗ.

Нужно возродить институт независимого государственного заказчика – он у нас в прошлые годы был уничтожен, и этого независимого института сегодня очень не хватает.

 

О безопасности и качестве

Для того, чтобы повысить уровень безопасности, нужно ввести аттестацию и аккредитацию не только экспертных организаций, но также проектных, строительных и изыскательских.

А также тех структур, кто выдаёт разрешения на строительство. Выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объекта – функция органов исполнительной власти. Этим занимаются подразделения муниципальных или региональных органов власти – никем не контролируемые. В Москве и Санкт-Петербурге это подразделения органов власти субъектов Федерации.

Нет никаких требований к тому, каким образованием должны обладать специалисты этих органов, каков должен быть стаж работы, не установлены и не проверяются специальные компетенции сотрудников. Хотя это самые главные люди в строительстве.

Удивительно, что к экспертизам есть регуляторные требования, а для разрешительных органов таких требований не установлено. Нет требований ни к организационным формам, ни к людям, которые принимают решения, – ни к чему. При том, что эти органы фактически узаконивают оценку соответствия в строительстве.

 

О цифровизации

При этом принято важное стратегическое решение: создаётся единая цифровая платформа. ФАУ «Главгосэкспертиза России» уже отчитывается о прохождении этого этапа развития. На федеральном и региональном уровнях уже функционирует цифровая платформа работы экспертов с заказчиками.

Создан программный продукт, который позволяет принимать документацию в электронном виде, через портал, в одном месте, и выдавать заключение тоже через портал. А в момент проведения экспертизы в электронном виде общаться проектировщику, заказчику и экспертизе в рамках этого программного продукта, привлекать экспертов из разных структурных подразделений.

Сегодня и ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза», и наши коллеги из других субъектов Российской Федерации предоставляют услугу в электронном виде. Но цифровые системы субъектов не интегрированы между собой. Нет ни соответствующего законодательства, ни технологических систем. В законодательстве не прописаны ни юридические вопросы, ни финансовые.

Уверен, что будущее всех экспертиз – это единая цифровая платформа, на которую выходят и изыскатели, и проектировщики с заказчиками, где обращается вся проектная документация страны.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

(с благодарностью к коллегам портала RBG)

22.11.19 в 08:15
  • Полианна
    Полианна 22.11.2019 в 09:44 пишет:

    Если говорить о негосударственной экспертизе, то она была создана семь лет назад. Первые два-три года на рынке господствовала атмосфера вседозволенности. Благодаря введению аккредитации экспертов в 2012 году и единого реестра заключений экспертизы в 2018-м вседозволенность уходит в прошлое.“ - ну неправда же... Негосники как творили, что хотели, так и творят....((

    Ответить