Вице-президент Национального объединения изыскателей и проектировщиков, член Совета НОПРИЗ, председатель комитета НОПРИЗ по саморегулированию, доктор юридических наук, профессор, Заслуженный юрист Российской Федерации.
С 2022 года, когда Минстрой России приказом № 286/пр. утвердил перечень случаев, при которых сведения о физическом лице исключаются из Национального реестра специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования, и когда в НОПРИЗ была создана комиссия по рассмотрению обращений, заявлений, жалоб о неисполнении должностных обязанностей специалиста по организации инженерных изысканий и (или) специалиста по организации архитектурно-строительного проектирования, определённых статьёй 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – комиссия), проделана определённая работа и произошли важные изменения. В цифрах это выглядит следующим образом.
Всего за 2023-й и 2024-й годы в Национальное объединение изыскателей и проектировщиков поступило 42 обращения от различных учреждений и организаций, в которых сообщались сведения о 4.232 специалистах, подготовивших документацию с нарушением установленных требований.
В результате очень большой и кропотливой работы Аппарата НОПРИЗ по различным причинам (в основном в связи с тем, что многие сведения не содержали достаточных идентификационных данных в отношении специалистов, носили дублирующий характер или не содержали информации о критичности нарушений), к рассмотрению по существу были собраны и приняты материалы в отношении 138-ми специалистов.
Комиссия собиралась на свои заседания для рассмотрения подготовленных материалов 98 раз. По результатам её деятельности Совету НОПРИЗ представлены предложения, полностью принятые коллегиальным органом:
О качестве проделанной работы свидетельствует то, что ни одно решение комиссии и Совета Нацобъединения об отказе исключить специалиста из НРС не было обжаловано. Одно решение об исключении из Нацреестра было обжаловано в суд, который поддержал позицию НОПРИЗ с весьма важной и точной формулировкой, в общих чертах заключающейся в том, что только профессиональное сообщество вправе решать вопрос об уровне профессиональной квалификации и возможности или невозможности быть включённым в НРС.
Первичный, лежащий на поверхности итог деятельности комиссии – это проведённая работа с руководством ряда СРО, их членами, специалистами по недопущению нарушений действующих требований при разработке проектной документации; защищены интересы и доброе имя ряда специалистов. Исключены из Национального реестра сведения о специалистах, не имеющих должной квалификации.
Это безусловно важно. Но не менее важно то, что роль профессионального сообщества и саморегулирования получила признание в судебной ветви власти. По инициативе Национального объединения Минстрой России принял меры к существенным изменениям в подходе к складывающимся отношениям в процессе принятия документов для прохождения экспертизы, точному исполнению требований действующего законодательства и подзаконных актов экспертными учреждениями. И этот процесс продолжает развиваться.
В минувшем январе Минстрой России сообщил о подготовке проекта приказа, которым меняются требования к составу, содержанию и порядку оформления заключения госэкспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Проект приказа разработан, в том числе в целях обеспечения реализации пункта 2 раздела 2 протокола оперативного совещания министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ирека Файзуллина от 6 февраля 2023 года № 208-ПРМ-ИФ.
Эксперт в рамках предмета экспертизы, согласно которому проектная документация и результаты инженерных изысканий оцениваются на соответствие, в том числе техрегламенту, может и обязан выявить наличие аварийных решений. А проектные организации, в которых выявят подобные нарушения, будут включаться в реестр проектных организаций, представляющих проектную документацию, содержащую аварийно-опасные решения.
Была внесена ясность и исправлена в лучшую сторону имиджевая составляющая проектно-изыскательского сообщества в глазах широкой общественности, ведь ещё не столь давно (в начале 2022 года) распространилась информация о том, что, якобы, каждое четвёртое проектное решение (то есть 25%) содержит такие нарушения, которые в случае их реализации могут привести к риску возникновения аварийных ситуаций, гибели людей, причинения значительного материального ущерба. По факту же оказалось только 0,3%, при этом большая часть исключены из НРС не потому, что результат их работы содержал нарушения, которые в случае их реализации могли привести к риску возникновения аварийных ситуаций, гибели людей, причинения значительного материального ущерба, а по причине низкой квалификации или не должного отношения к исполнению своих обязанностей, которое могло отразиться подобным негативным образом, если бы эти лица продолжали работу как специалисты Нацреестра.
Однако поскольку любое направление деятельности до тех пор, пока оно себя не исчерпало, должно иметь перспективы развития, необходимо представлять – всё ли на самом деле хорошо и что следует включить в повестку дня развития?
Преддверием рассмотрения любого вопроса на заседании комиссии является кропотливая работа по сбору документальных данных, осуществляемая Аппаратом НОПРИЗ с привлечением СРО и их членов. Эта работа показала, что саморегулируемые организации в редких случаях занимают принципиальную, а ещё реже квалифицированную позицию в рассмотрении вопросов о качестве выполняемых работ конкретными специалистами. Зачастую не видят нарушений, действуют из ложно понятого чувства товарищества, не понимая, какой вред этим причиняют и своей СРО и системе саморегулирования в целом.
Чтобы этот вывод не казался лозунгом, объясню на элементарном примере. Два доктора – один лечит, другой успокаивает и жалеет. К какому Вы обратитесь в случае заболевания? Каждый из этих докторов собирает свою клиентуру: один тех, кто хочет быть здоровыми, другой – противоположных. Этот ряд примеров можно продолжать: учитель, строитель и так далее. Почему мы считаем, что в практике деятельности изыскательских и проектных СРО должно быть иначе?
Ответственность специалистов – многоплановый аспект. Зависит не только от самого проектировщика. СРО и их члены обязаны обеспечить ему необходимые условия для наиболее полной реализации своего потенциала, постоянного пополнения своих знаний. А создание атмосферы всепрощения или низкий уровень профессионализма самих СРО и их членов не лучшее подспорье в этом деле.
Между тем, представляется, что НОПРИЗ в настоящее время выполняет обязанности, изначально предназначенные СРО. Приведу ещё один пример из сферы общественных отношений, в которых имеются элементы саморегулирования или самоуправления – для размышлений. Вы проживаете в квартире, расположенной в многоквартирном доме. Ваша семья – это самоуправляемая, суть – саморегулируемая ячейка. В доме создан домком. Это тоже орган самоуправления, своего рода объединение всех квартиропользователей. Кто должен рассматривать жалобы соседей на поведение Вашего ребёнка? Прежде всего Вы! Вот Вам и ответ, об уровне саморегулирования на уровне СРО.
Работоспособная система вне государственного управления должна быть основана на демократических принципах. Роль саморегулируемых организаций в деле повышения ответственности специалистов должна повышаться. Необходим государственный подход, всепрощение взамен взыскательности и принципиальности, без должного профессионализма, что не исключает товарищеского и внимательного отношения, – путь в никуда. Если СРО смогут выполнять предназначенную им роль, комиссия НОПРИЗ могла бы поменять статус на апелляционную.
В этой связи полагаю весьма своевременными и полезными обсуждаемые в настоящее время изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации по усилению ответственности СРО и созданию более эффективного механизма контроля за их деятельностью Национальных объединений, свойственных для их демократического внутреннего устройства.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.02.25 в 12:15
Простите, а правильно ли я поняла, что.....
"4.232 специалистах, подготовивших документацию с нарушением установленных требований....
..... были собраны и приняты материалы в отношении 138-ми специалистов."
За один и тот же период 4000 пакетов док-в улетели в мусорку, а 138 всего занеслись?????
Серьезно????
Если бы требования были бы адекватными, то можно было бы и контроль увеличивать. А не работающей организации НРСников держать - гиблое дело.