Вчера на сайте За-Строй.РФ была размещена статья «Узаконенный грабёж государства и СРО» о блестящей работе юриста Петра Котенкова в деле защиты законных интересов саморегулируемой организации – Ассоциации «Архитектурное наследие». Редакция сделала однозначный вывод:
Также эта история наглядно показывает, сколь уязвимы саморегулируемые организации перед новыми «участниками», которые способны влиться в ряды членов СРО обманным путём и уже довольно скоро «наколбасить» многомиллионных убытков, а за возмещением оных «кинутые» заказчики стройными рядами потянутся к саморегулируемой организации.
И этот вывод абсолютно верный. А чтобы не быть голословными, давайте попытаемся разобраться, может ли СРО что-то сделать в подобных ситуациях или нет?
При приёме в члены ассоциации или союза обязательно проверяется наличие требований к квалифицированному составу работников претендента. Напомню: сейчас по Градостроительному кодексу РФ это должно быть не менее двух специалистов по организации строительства на постоянной основе, внесённых в Национальный реестр специалистов.
Даже если представлены свидетельства на двух специалистов по основному месту работы, это никак не подтверждает, что они работают только у данного кандидата. Запрос в НОСТРОЙ и НОПРИЗ не даст подтверждения. Потому как данные там только на момент внесения специалистов в реестр. Трудовая книжка, даже если она и электронная, не является 100% защитой от подделки.
Что ж, остаётся запросить Социальный фонд и ФНС об оплате труда, скажем, за последние три месяца. Но Вам такую информацию не предоставят в госорганах, даже при условии, если Вы направите им согласие на обработку таких данных от самих специалистов. Не положено!
При таких условиях все СРО верят представленным документам. Иного варианта у них просто нет.
Но и тут проблема не решается, даже если представленные документы для принятия в члены СРО не нарушают никаких требований ГрК РФ. На следующий день после принятия в члены СРО специалисты могут быть уволены или сами могут уволиться. И это выглядит тоже логично, особенно для недавно созданных компаний, которым надо где-то брать финансирование на выплату по заключённым трудовым договорам в отсутствие контрактов на выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта или сноса объектов капитального строительства. Аналогичное можно отнести к организациям, выполняющим работы по проектированию и инженерным изысканиям.
А пока нет специалистов у члена СРО, он имеет полное право заключать контракты в соответствии с уровнем ответственности. Саморегуляторам это не проверить, и пресечь никак не получится – ведь следующая проверка не скоро и то, в соответствии с планом. Внеплановую проверку провести – нужны веские основания, которых у СРО просто нет.
Заказчики, смело можно констатировать, что в 100% случаев при заключении контрактов не проверяют фактическое наличие специалистов НРС у контрагента.
Вот вам и лазейка. Таким образом, член СРО после его приёма в члены находится даже не в «серой» зоне, а в зоне «невидимости» минимум один год. А в ряде случаев и два, и три года.
Ещё цитата из статьи:
Цена договора составила 168.789.041 рубль 82 копейки, при этом заказчик посчитал нужным выплатить обществу перед началом работ крупный аванс в размере 133.015.072 рубля 41 копейку, что составило без малого 80% от стоимости работ.
Размер аванса установлен постановлением Правительства РФ от 9 декабря 2017 года № 1496 в размере, не превышающем 30% суммы договора.
При этом статья 110.2 ГрК РФ «Особенности заключения и исполнения контракта, предметом которого является подготовка проектной документации и (или) выполнение инженерных изысканий, и контрактов, предметом которых являются строительство, реконструкция объектов капитального строительства» предусматривает следующее:
Таким образом, заказчик не мог оплатить подрядчику 80% аванса. Это прямое нарушение Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающее не только меры административной ответственности (максимально по части 4.2 статьи 7.30 – влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 3.000 рублей), но и в случае сговора с подрядчиком – это уже меры уголовной ответственности.
В документации о проведении конкурентной закупки и в контракте, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 года № 570, должны быть установлены виды и объёмы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства на территории Российской Федерации, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам. Опять не видим этого, ещё одно умышленное нарушение требования законодательства о государственных и муниципальных закупках.
Но даже если такое требование и было бы установлено в контракте, то не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта ООО «ИСБ» обязано бы самостоятельно выполнять. И заказчик обязан было это проконтролировать!!! Контроль заказчика за строительством ОКС предусмотрен статьёй 53 ГрК РФ.
Согласно пункта 12 Положения о проведении строительного контроля при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства (утверждено постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468), проведение контрольного мероприятия и его результаты фиксируются путём составления акта. Сведения о проведённых контрольных мероприятиях и их результатах отражаются в общем журнале работ с приложением к нему соответствующих актов. Акты, составленные по результатам контрольных мероприятий, проводимых совместно подрядчиком и заказчиком, составляются в двух экземплярах и подписываются их представителями.
Вот оно как – у заказчика всегда есть акты мероприятий строительного контроля! Если актов нет – заказчик не осуществлял строительный контроль, тем самым умышленно допускал и способствовал невыполнению контракта подрядчиком. СРО повлиять на надлежащее осуществление заказчиком строительного контроля никак не может.
В то же время, даже если СРО и выявит нарушения в заключении контрактов, выплаты аванса или авансов, ненадлежащего стройконтроля, кроме как направления информации о таких нарушениях заказчику и в ФАС, других вариантов у саморегуляторов нет. Признать недействительным в суде контракт у СРО не получится. Да и стоит ли этим заниматься, если последствия признания контракта недействительным потребуют затраты саморегулируемой организации, затраты заказчика по проведению новых конкурентных процедур, затраты члена СРО.
В исключительных случаях заказчики идут на дополнительные соглашения с подрядчиком. И чтобы этого добиться, в СРО как минимум нужен соответствующий штат специалистов, который должен только анализом контрактов членов СРО заниматься, что, естественно, просто не реально.
Так что вывод редакции За-Строй.РФ абсолютно верный! Подтверждаю!
Искренне Ваша,
Сроница
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
24.01.25 в 15:03
Таки да, всё верно... Мы даже обращали на серийный номер ТК... Ну типо если она новая, а чуваку там уже за.... Странно... Или записей никаких кроме последний... Но в общем то обманутым тут быть легко..
А делать то что????
Менять не работающую схему
Конечно же надо менять существующие схемы отношений между участниками инвестиционного процесса - реализации проекта строительства объектов капитального строительства или же их капитального ремонта.
СРО разных типов, ГРБС, подрядчики (изыскатели, проектировщики, строители) и заказчик (технический заказчик) - это члены одной проектной команды. Если этого нет - это противоречит основополагающим принципам Проектного управления в строительстве (как и в других отраслях экономики) и, поэтому, всё не получается.
У нас, из-за неконструктивной работы Национальных объединений СРО, подрядчики и заказчики - участники по разным сторонам "баррикад" - не члены одной команды.
Саморегулирование не увязано с деятельностью и ответственностью заказчиков (технических заказчиков).
В подрядных договорах (контрактах) нет упоминания о саморегулировании. К примеру, непонятно почему в контрактах нет обязанности определить ФИО Руководителя проекта (от заказчика) и Главного инженера проекта (от подрядчиков). Но это же требование статей 47, 48, 52 Градостроительного Кодекса РФ и ГОСТ Р 57363-2023 (ранее 2016) "Управление проектом в строительстве. Управляющий проектом (технический заказчик). В контракте нет обязанностей и прав этих лиц, а ведь именно они являются "специалистами по организации изысканий, проектирования, строительства/капитального ремонта".
Что касается строительства - эти лица даже не упоминаются на Информационных щитах при въезде на строительную площадку, а также при подписании ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ.
Это принципиальные организационные вопросы, связаны с институтом саморегулирования. Сейчас контролируующим органам и, особенно, НОСТРОЙ и НОПРИЗ, к стыду, необходимо, что бы ФИО таких специалистов были исключительно в личных Делах членов СРО. И. особенно, в тех случаях, когда, возможно, у этих членов уже полгода нет контрактов. Для проверяющих это "ПО БАРАБАНУ". Вот такой у нас в саморегулировании Клиентоцентричный подход!
Относительно судьбы Авасов, читайте ниже.
А теперь об АВАНСАХ.
Как вы знаете, есть казначейское сопровождение исполнения контрактов и есть простое и ПОЛНОЕ банковское сопровождение исполнения контрактов.
В этих случаях МЫ и Национальные объединения должны добиться, что в этих случаях за недостатки сумм выданных авансов при расторжении контрактов несут СРО не несёт ответственность вообще - СОВСЕМ.
В случае отсутствия вышеуказанных сопровождений исполнения контрактов, заказчик не имеет право перечислять установленную сумму аванса подрядчику.
В закупочной документации и в контракте (ЛУЧШЕ ТОЛЬКО В ТИПОВЫХ УСЛОВИЙ КОНТРАКТОВ) должно быть прописано, что заказчик ОТКРЫВАЕТ ПОДРЯДЧИКУ АВАНСОВУЮ ЛИНИЮ НА ТАКУЮ-ТО СУММУ, как банки открывают кредитные линии.
Заказчик имеет право перечислять подрядчику средства по этой линии исключительно под оплату счёта поставщика при представлении подписанного договора разовой поставки, с письменного обращения подрядчика и представлением документов, подтверждающих соответствие покупаемых материалов, изделий, оборудования конкретно под этот контракт. При этом, заказчик может удостовериться у поставщика действительности договора и сроков поставки.
Необходимо понимать, что это корреспондируется с требованием п. 6.3.5 упомянутого ГОСТ Р 57363-2023 (ранее 2016), а также необходимо понимать, что самым главным условием исполнения контракта в срок является ОБЕСПЕЧЕНИЕ СТРОИТЕЛЬСТВА МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ до появления на строительной площадки рабочих. Этого до сего времени многие не понимают. Главное правило для успешного выполнения контракта и обеспечения нормальной (достойной) оплаты труда рабочих) - "поставка всех материальных ресурсов не позже одного месяца до начала выполнения этого комплекса работ (например: электротехнические работы, сантехнический работы, устройство монолитных конструкций здания и т.п.)
Вот для этого-то и необходимо плотная работа руководителя проекта (заказчика) с подрядчиком для обеспечения стройки материальными ресурсами. Вот тут как раз ЖЁСТКИЕ ПРАВИЛА финансирования поставки материальных ресурсов по утверждённому графику поставки из АВАНСОВОЙ ЛИНИИ ЗАКАЗЧИКА - ЗАЛОГ УСПЕХА и ЗАЩИТА СРО СТРОИТЕЛЕЙ ОТ ГЛУПЫХ, в настоящее время, требований.
Валерий полностью с Вами согласна!!! Дело остается за малым - все это заставить работать как надо....
То есть я правильно понимаю - всё-таки должен быть этап заготовки материалов, конструкций, изделий в той мере, в какой можно закупить максимальное их количество?