«Молоко» – белое поле вокруг мишени.
Попадание в эту зону не приносит очков,
не засчитывается как результативный выстрел,
является промахом. Попасть в «молоко» –
промахнуться при броске или стрельбе»
Из объяснений тренера по стрельбе
Очередной системный отраслевой документ в рамках Федерального закона № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 года имеет все шансы не быть исполненным. И дело не в том, что он плохо написан. Состав и количество экспертов, участвовавших в написании проекта Стратегии, не вызывают сомнения в своей компетентности. Но, тем не менее, не утверждённый ещё документ ожидает судьба его предшественника. И причиной тому является комплекс причин и системных ошибок заложенных, в том числе ещё при принятии 172-ФЗ, который определил основы и порядок планирования в Российской Федерации.
Безусловно, в первую очередь сказывается опыт отсутствия создания подобных документов. За прошедшие с момента развала Советского Союза годы в стране полностью атрофированы инструменты статистического анализа. Ушли специалисты, демонтированы и реформированы структуры, осуществлявшие планирование.
Впрочем, справедливости ради, стоит отметить, что именно разработанная и применявшаяся в народном хозяйстве система планирования в значительной степени и предопределила последующий ход событий. Попытки реформирования, основанные на ложных статистических данных, предопределили развал отечественной экономики в 90-х годах прошлого столетия.
Но мы по-прежнему, с завидным упорством пытаемся наступать на те же грабли. Только ситуация хуже в разы. И проблема в достоверности статистических данных. И это общая проблема федерального уровня. ЦБ, Минэконом, Росстат, ФНС по кругу обвиняют друг друга в предоставлении недостоверных данных и манипулировании цифрами. В результате – разнящиеся данные попадают в справочные и аналитические материалы. Искажается картина происходящего, теряется точка отсчёта. И вот уже президентский пресс-секретарь Дмитрий Песков критикует Минэкономразвития, ссылаясь на ФНС.
В этом плане показателен опыт Японии, осуществлявшей стратегирование за счёт постановки задач и оценки регуляторного воздействия ежегодно, без углубления и формирования целевых показателей. Спустя 30 лет, в стране восходящего солнца удалось выйти на относительно достоверный снимок экономики. И именно от него японцы стали отталкиваться в своём прогнозировании.
Не миновала чаша пренебрежения статистикой и строительную отрасль. На прошедшем в Екатеринбурге форуме 100+ Forum Russia заслуженный строитель России Анвар Шамузафаров, в качестве эксперта принимавший участие в разработке Стратегии, совершенно справедливо указал на не точные статистические данные, которые годами гуляют из одного отчёта в другой. А подтасовки и некорректные срезы статистических данных ведут к неправильному формированию восприятия картины в целом. И как следствие – к неправильному вектору движения.
Возвращаясь к многострадальному саморегулированию строительной отрасли, хочется отметить отличную работу экспертов. В описательной части и в части формулировки стоящих задач нет ничего, с чем не согласился бы любой причастный к работе системы допуска на рынок строительства. За исключением разве что рейтингования СРО в условиях регионализации. Однако об этом разговор пойдёт ниже. Но! Как только дело доходит до целевых показаний, тут повторяется характерная для всей Стратегии картина неестественности целевых показателей.
В частности, Стратегией предлагается внедрение рейтингования СРО и их членов. Предполагается, что это случится в следующем году. И тут есть определённые сомнения в том, что рейтингование СРО в 2020-ом будет объективным. По каким критериям мы будем оценивать ту или иную саморегулируемую организацию и начислять им баллы или код рейтинга? Сохранность компенсационных фондов? Информационная открытость? Соответствие внутренних документов СРО требованиям Градостроительного кодекса РФ? Или, может быть, содействие в большей или в меньшей степени членам в осуществлении ими своей деятельности? Как и от чего мы будем отталкиваться при начислении баллов? Вопросы, вопросы…
Больше половины СРО не прошли проверки Ростехнадзора, начатые ещё при вице-премьере Дмитрии Козаке. А в отношении тех, что проходят сейчас, у Нацобъединения и надзорного органа имеются диаметрально противоположные мнения.
Или как, допустим, оценивать содействие членам? По наличию отдела «тендерного сопровождения» в СРО или по отсутствию «платных» проверок? Непонятно.
Пока единственный мало-мальски объективный критерий, по которому можно отрейтинговать СРО и которому, к слову, доверяют и строители, это информация с сайта Ростехнадзора о том, что та или иная саморегулируемая организация подтвердила сохранность компенсационных фондов и не имеет замечаний. А поскольку управление РТН, возглавляемое Александром Горловым, проверило за 3 года едва ли половину СРО, то говорить о том, что в 2020-ому появится достоверная и признаваемая участниками саморегулирования система рейтингования вряд ли возможно. Во всех остальных случаях это будет абсолютно коммерческий продукт, где за соответствующий взнос присвоят ААА+++ и выдадут красивый сертификат. То же самое в полной мере относится и к членам СРО.
Толком ещё рискориентированный подход не ввели и не научились элементарно контролировать договорные обязательства членов, а уже замахиваемся на рейтингование. До тех пор, пока не будут реализованы на практике внедрение механизмов ответственности физических лиц в строительной отрасли и внедрение системы мониторинга и анализа аварий, предусмотренных настоящей концепцией к 2022 году, говорить о рейтингах преждевременно и даже вредно, если мы всё-таки планируем решить задачу «повышения уровня доверия потребителей к системе саморегулирования в строительстве».
Далее, следующий целевой показатель: доля саморегулируемых организаций в строительстве, заключивших соглашения с органами государственного строительного надзора, составляющая, по оценкам экспертов, на 2020 год – 0%, в 2022 году должна составить 10% (40-42 СРО) и к 2030-ому – 40% (160-170 СРО).
Во-первых, СРО, заключившие соглашения с Госстройнадзором, уже есть и в 2019 году. Помимо прямых соглашений, есть вполне рабочие соглашения с региональными отраслевыми органами исполнительной власти, в рамках которых зачастую прописана форма и предмет взаимодействия с государственным строительным надзором. И если показатель 2022 года – 10% всех СРО ещё как-то понятен, то вот показатель 2030 года – 40% СРО, очевидно, взят путём увеличения на 10% за каждые 2 года.
Почему именно 160-170 СРО? Всего в России 85 регионов и свыше 400 строительных, проектных и изыскательских СРО. Каким образом составители вывели эти 40%? По 2 СРО на регион? А с какими именно СРО государственный строительный надзор будет заключать договора, как он будет определять наиболее достойных и ответственных представителей саморегулирования? Хочется выразить надежду, что не на основе «независимых» рейтингов.
И последний целевой показатель: доля лиц, включённых в Национальный реестр специалистов, в общем количестве занятых в строительстве организаторов строительного производства (мастера, прорабы, ГИПы), к 2020 году должна составить 24%, в 2022-ом доля должна достигнуть абсолютной величины в 100%.
На сегодняшний день в Национальные реестры НОСТРОЙ и НОПРИЗ включено около 310 тысяч человек (203 тысячи – НРС НОСТРОЙ и 106 тысяч – НРС НОПРИЗ). Они, по всей видимости, и составят костяк тех самых «24% в 2020 году». Нелишним будет напомнить, что собирались эти 24% в реестры в течении без малого 3-х лет, путём колоссального напряжения усилий всех СРО и Национальных объединений. Требования к специалистам, включаемым в НРС, предъявлялись, по сути, формальные. Нужно было всего лишь предоставить сканы документов об образовании и сканы трудовых. При этом никто всерьёз не занимался проверкой подлинности. Хотя косвенно об объёмах недостоверных документов может свидетельствовать уже тот факт, что из представленных в НРС НОСТРОЙ дипломов СПбГАСУ и МГСУ лишь 57% оказались подлинными.
Но как бы там ни было, а все СРО практически на 100% укомплектованы спецами. И в основном формирование Нацреестров состоялось именно из-за того, что наличие двух спецов явилось основным после формирования взноса в компфонд требованием к членству. Очевидно также, что в течении ближайших 2-х лет увеличения спроса на внесение в НРС специалистов (неважно 7-го, 6-го или даже 5-го уровня) не будет из-за отсутствия точек роста в отрасли. Внесённых уже сейчас вполне хватает
А мы при этом говорим о том, что вот-вот со дня на день введём независимую оценку квалификации. Ту самую неподкупную и с трудом создаваемую, о которой так много сегодня говорят с высоких трибун. Учитывая качество специалистов, включённых в реестр, тут впору бы сохранить нынешние 310 тысяч, а не ставить задачу наполнить Нацреестр миллионом с лишним спецов всех мастей и оттенков, да ещё и прошедших независимую оценку квалификации, которую не все руководители НОСТРОЙ и заслуженные строители способны пройти.
Конечно же, критиковать легче, чем пытаться самому стать «прогностиком» и заглядывать за край горизонта, да при этом прописать будущее сухим языком целевых показателей. Но недостатки, о которых говорилось выше, неизбежное зло при составлении такого рода документов. И это проблема остро стоит не только для отечественного саморегулирования, строительной отрасли и России в целом. Практически все страны и корпорации сталкиваются с этим. Но, это не значит, что можно относиться к цифрам шаляй-валяй, в отрыве от реальности. Ведь пренебрежение ими может привести к принятию неверных управленческих решений, преодолевать которые придётся потом годами. И примеров таких, больших и малых в мировой практике тьма.
Как уже говорилось выше, Россия относительно недавно вернулась к стратегическому планированию. А потому сейчас задача стоит не возродить предыдущую систему планирования отраслевого развития, а получить опыт разработки эффективного и, самое главное, достоверного механизма, при помощи которого отрасль сможет развиваться и достигать определённых целевых показателей.
Очевидно, что 172-ФЗ поддерживает стратегическую и прогностическую линию, управление Будущим во временном горизонте 3 – 20 лет. Следовательно, на практике он обязательно должен вступить в противоречие с повседневным управлением. И здесь все мы являемся своего рода заложниками ситуации. Нет сомнений, что относительно невысокий эффект планирования и недостоверность данных приведут в конечном счёте к корректировке его положений.
Но пока, имея то, что есть, мы просто обязаны компенсировать недостатки законодательства скрупулёзными расчётами и максимально более тщательным планированием.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
06.11.19 в 16:35
Мягко так...)))
Вот, например: "И тут есть определённые сомнения в том, что рейтингование СРО в 2020-ом будет объективным." - сомнения?)) Сомнений нет, объективного рейтинга СРО НЕ будет!
или вот....
"введём независимую оценку квалификации. Ту самую неподкупную и с трудом создаваемую". - ну, реально, чуть не заплакала....(((
Собственно очевидное... и вероятное... концепцию сегодня вернули на доработку...
Думаете доработка поможет? Начинать надо с ЦБ, Минэконом, Росстат, ФНС. Достоверности данных. А до этого мы ещё не доросли. Впрочем Автор публикации довольно точно осветил круг проблем, которые не решаться сколько не переписывай концепцию.
Хорошая статья... В целом - глубокая... Автор понимает, о чём пишет. В Минстрой бы автора нужно на службу принять... Но там уже такие, как Волков, все шконки заняли.
На мой взгляд, статья - не без юмора. Долго смеялся вот над этим местом: "Пока единственный мало-мальски объективный критерий, по которому можно отрейтинговать СРО и которому, к слову, доверяют и строители, это информация с сайта Ростехнадзора..."
Вот, например, МОС Е.Басина. Проверку прошел с замечаниями по КФ. Оспорил предписание в суде. Выиграл. В списке соответствующих закону СРО у Ростехнадзора не значится.
Или спецстроевский МОПОСС... То же самое.
А ещё более 40 аналогичных СРО по всей стране. И это только те, которые через суд признали претензии Ростехнадзора не обоснованными, но в список "белых пушистых" всё-равно не попали. А есть ещё те, которые просто не стали судиться с Ростехнадзором, а согласились с его мнением о своём месте у п...раши и пошли либо регистрировать новые СРО, либо просто на х...й.
Гениально! Профессионалы у Минстроя не в фаворе. Как бы то ни было эта статья должна попасться на глаза соображающему рукопожатому.
Но тем не менее Док... первый вопрос любого строителя это прошла ли СРО проверку РТН... сам порой диву даюсь и где только они этой ереси набираются...))) Хотя вот лично я не вижу в рейтинговании ничего плохого... можно было бы и фактор судебной отмены пунктов включить в критерии оценки и плюсяндры за это начислять...))
"фактор судебной отмены пунктов"?))) Это как?))
Рейтингование по критерию законности деятельности СРО абсурдно. Тут только два варианта: либо деятельность законна, либо не законна. Нельзя рейтинговать с обозначением: более или менее законна, или почти законна. Как и нельзя быть немножечко беременной или немножечко недобеременной.
Что касается строителей, то проделки их разума загадочны и темны. Более загадочны только проделки разума юристов...
Ввести такой критерий...и начислять за него +++ в том же количестве, что и за прохождение проверок без замечаний...