По поводу российской системы образования существует множество мифов и слухов. Основной тренд, к которому уже привыкла широкая публика, – это массовые вздохи по поводу «жертв ЕГЭ», голодных учителей и безнадёжно разрушенной самой лучше в мире советской системе образования.
Однако реальность, как водится, гораздо сложнее. С завидно периодичностью мы видим, как российские школьники привозят золото с международных олимпиад. Вот только на днях наши ребята завоевали 58 медалей на XVI Международной Жаутыковской олимпиаде по физике, математике и информатике в Алма-Ате. Олимпиада собрала в Казахстане 84 команды из 21-ой страны мира,
В прошлом году одиннадцатиклассник из Москвы Григорий Бобков стал абсолютным победителем XX Азиатской физической олимпиады, которая проходила с 5 по 13 мая в Аделаиде (Австралия). Российская сборная в целом завоевала две золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медаль. А в декабре российские школьники успешно выступили и на Международной естественнонаучной олимпиаде юниоров в Катаре. Олимпиада проводилась уже в 16-й раз и собрала школьников не старше 15-ти лет из 70-ти разных государств. Российская команда из шести человек выиграла две золотых и четыре серебряных медали.
Кроме того, команды из российских вузов ежегодно побеждают в престижных международных олимпиадах по программированию.
Говорить о том, что это российские школьники не благодаря, а вопреки разваленной системе образования добиваются каких-то успехов, может только очень наивный человек. Равно как и привычные стенания про «жертвы ЕГЭ» звучат либо из уст персонажей, которые сами вряд ли способны сдать экзамен хоть по старой, хоть по новой системе, либо со стороны вузовского сообщества, которое из-за системы тестирования потеряло сытный кусок пирога абитуриентских взяток.
Впрочем, не менее наивно было бы говорить, что в образовании у нас всё замечательно и можно спокойно почивать на лаврах. Проблемы, с которыми столкнулся сегодня рынок труда, уходят своими корнями не столько в лихие 90-е, когда вузы открывались в каждой заброшенной подстанции и энергично штамповали юристов и экономистов, сколько в советские времена.
Система образования СССР имела очень чёткое разделение на среднее техническое, представленное техникумами и ПТУ, и высшее. И если первый уровень давал действительно качественные практически знания, ориентированные на реальные потребности экономики, то вузы, по мере своего развития, всё дальше и дальше от реальности отрывались.
Вместо воспитания практиков и управленцев советские институты и университеты ковали разносторонних личностей, загружая будущих инженеров под завязку огромным багажом гуманитарных знаний и не менее основательным грузом физико-математических наук, даваемых с высоким уровнем абстракции. В итоге будущий инженер-строитель, например, мог доучиться до четвёртого курса, зубря преобразования Лагранжа, теорему Гаусса-Остроградского и диалектический материализм, имея при этом крайне слабое представление, чем конкретно ему придётся заниматься на строительной площадке. В СССР этот существенный минус компенсировался за счёт тесной связи системы высшего образования и производства.
Молодой специалист через систему распределения попадал на производство, а дальше… А дальше, как говорилось в популярной юмореске: «Забудьте всё, чему вас учили в институте». Или даже как в фантастическом фильме «Люди в чёрном»: «Дурдом какой-то. Давай-ка забудем об этом». И организации волей-неволей приходилось обучать неоперившегося инженера всем премудростям профессии уже в боевой обстановке.
С приходом рыночных отношений связь образования и производства, в том числе и в сфере строительства, практически прекратилась. Строительные корпорации встали на путь минимизации издержек на человеческом капитале, прекратив инвестировать в длительное и дорогостоящее обучение персонала. А вузы, что греха таить, пошли в поход за длинным рублём, встав на путь торговли корочками, всё более снижая уровень требования к выпускникам.
С начала 2000-х государство попыталось вмешаться в эти процессы, понемногу ужесточая требования к аккредитации вузов. Однако процесс это всё ещё был в значительной мере формальным, попыток привязать количество ежегодно выпускаемых выпускников к высвобождающемуся количеству рабочих мест по каждой отрасли так и не было сделано. А без политической воли не занимались этим и корпорации, предпочитая жить за счёт эксплуатации прежних специалистов либо активно пользуясь услугами выходцев из республик бывшего СССР. Параллельно ужесточались и требования к специалистам, что превратилось в создание бесчисленных реестров и центров аккредитации. Ответной реакцией на это, как и следовало ожидать, стала активизация открытой торговли корочками в интернете и бесконечно выдумывание путей обхода законодательства.
Ясно, что за счёт бесконечного закручивания гаек решить проблемы не удастся. Поэтому в 2019 году систему образования было решено в очередной раз подлатать, на сей раз в рамках так называемой «регуляторной гильотины», которая должна отменить большинство админбарьеров, действовавших ещё со времени СССР. Коснутся эти процессы и системы образования. Очевидно, чтобы отменить действующие нормативные акты, необходимо разработать и утвердить новые принципы и механизмы регламентации образовательной деятельности, включая лицензирование и государственную аккредитацию образовательной деятельности, а также государственный контроль (надзор) в сфере образования.
Прописаны новые требования будут в проекте федерального закона «Об обязательных требованиях в Российской Федерации», который запланирован к вступлению с 1 января 2021 года. Как обещают разработчики, согласно этому документу, новые требования в контроле и надзоре должны соответствовать принципам и общим положениям государственного регулирования в определённой сфере общественных отношений, установленных федеральными законами.
Предполагается, что государство будет самоустраняться из системы образования, сокращая количество и объёмы проверок. Более того, звучат даже призывы отказаться от государственной аккредитации. Причём, подобные утверждения позволяют себе не руководители коммерческих вузов, а чиновники Рособразования, которые, казалось бы, должны блюсти строгость соблюдения стандартов.
Действительно, требований к вузам многовато. Сейчас учебные заведения реализуют так называемые ФГОС ВО 3+ и ФГОС ВО 3++. ФГОС ВО 3+ начал вводится в действие с середины 2014 года и вводился три года. С 2017 года, в соответствии с Федеральным законом № 122 от 2 мая 2015 года «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», осуществляется переход на ФГОС ВО 3++, которые должны обеспечить формирование профессиональных компетенций выпускников вузов на основе профессиональных стандартов. Однако из ФГОС профессиональные компетенции впервые исключены, а переход на них не завершён до сего времени.
Существует мнение, что сегодня ФГОС больше похож не на стандарт, а на пороговый, минимальный уровень, по достижении которого вузу даётся полная свобода действий. Всю специфику направления подготовки, в том числе детализированную область профессиональной деятельности, объекты и виды профессиональной деятельности, виды профессиональных задач, а также профессиональные компетенции предполагается перенести в примерную основную образовательную программу (ПООП). При этом статус ПООП нигде толком не прописан и не регламентирован.
Вузовское сообщество обоснованно опасается, что в ходе «гильотинирования» государство окончательно самоустранится из сферы высшего образования, что приведёт к стихийному формированию рынка образовательных услуг в весёлом формате 90-х. Когда различные «институты», «университеты» и «академии» со штатом из директора и бухгалтера, бодро штамповали дипломированных специалистов. Благо сегодня, в пору развития интернета, заниматься этим бизнесом будет ещё проще. Разумеется, для топовых вузов городов-миллионников такие перемены не станут большой проблемой. Однако региональные высшие учебные заведения, которые сегодня ещё нацелены на подготовку серьёзных специалистов, будут вынуждены вступить в конкуренцию с армией новых коммерсантов от образования. С вполне предсказуемым результатом.
К сожалению, за разговорами о введении онлайн-образования и сокращении админбарьеров так и осталась в стороне главная проблема – выстраивание связи между реальным сектором и образовательными учреждениями. За 30 лет реформ и рыночных преобразований уже должно было стать ясно, что без государственного контроля бизнес справиться с этой проблемой не сможет. А без таких контактов статус высшего образования в стране продолжит снижаться. В то время как строительные корпорации будут и дальше вопиять о нарастающем дефиците кадров.
ВИДЕО:
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
21.01.20 в 09:30
На самом деле всё очень просто - есть знакомые, есть хорошая работа. Нет знакомых, нет престижной работы. Я пока не встретила ни одного случая самостоятельного богатства)))
Что касается ЕГЭ и его восхваления. Если уж говорить прямо - ЕГЭ и олимпиады тут вообще не связаны. Для того чтобы дойти до ЕГЭ тебе надо сдать несколько ВПР, несколько МЦКО, и ещё куча, КУЧА всего. Это в Москве, в регионах свои аббревиатуры, я думаю. В российских школах выстроилась система, при которой образование происходит дома с родителями или репетиторами. В школе же основной упор идёт на контрольные для понимания степени готовности к таким вот разным странным аттестациям. Соответственно уже когда дело доходит до ЕГЭ у каждого ученика за плечами полно работы, в том числе прохождение всевозможных Олимпиад, в которых многие дети участвуют потому что это БОНУС при поступлении в ВУЗ. А ЕГЭ плох только лишь тем, что не позволяет понять реальный уровень знания ребенка. Это же простой тест на везение в большинстве своём. Я лично знаю случай, когда ребенок завалил ЕГЭ по английскому языку из-за того, что компьютер не распознал почерк. А на апелляции (кто не знает, есть при ЕГЭ такая штука), им сказали, что жаловаться бесполезно. Ровняйте почерк и приходите на пересдачу.
Молодца, Полли. Хорошо написала.
Когда говорят что "ЕГЭ это тест на везение" - сразу понятно, что человек не видел системы тестирования и не понимает, как она работает. Чтобы правильно ответить на тест, надо сначала решить / вспомнить / подумать. Занести конвертик или построить глазки преподам тут не получится - потому и подгорает у вузовских кланов, которые лишились пирога.
Ох, Ававакс, мне Вас жаль. Вы живёте в своём личном мирке и явно не торопитесь оттуда выходить.
И всё же мне придётся немного вернуть Вас в реальный мир. В прошлом году трое моих племянников поступали в различные ВУЗы. Два ВУЗа Москвы и 1 в Калининграде. Реальность такова: 1 - поступил совершенно честно по результатам ЕГЭ (Москва). 1 - поступил проплатив (ему нарисовали нужное количество баллов в бюллетени) (Москва). 1 - через знакомых (дали написать доп экзамен для добора недостающих баллов) (Калининград). Все ВУЗы являются государственными.
Вот Вам и ПИРОГ! Кушайте, не обляпайтесь)))
По старой системе экзамен сдавали все! Свои на троечку всегда натянут!
Интересно, а Мистер Икс будет проходить независимую оценку квалификации в ЦОК? ;))
Мне не очень хочется, чтобы автор статьи меня отнёс к "очень наивный человек"... Но...
В статье автор сам себе противоречит.
Сначала он пишет:
"Говорить о том, что это российские школьники не благодаря, а вопреки разваленной системе образования добиваются каких-то успехов, может только очень наивный человек. Равно как и привычные стенания про «жертвы ЕГЭ» звучат либо из уст персонажей, которые сами вряд ли способны сдать экзамен хоть по старой, хоть по новой системе, либо со стороны вузовского сообщества, которое из-за системы тестирования потеряло сытный кусок пирога абитуриентских взяток."
Т.е., по сути заявляет, что олимпиады, оказывается, наши дети выигрывают именно благодаря замечательной системе образования в Российской Федерации.
А потом пишет:
"С приходом рыночных отношений связь образования и производства, в том числе и в сфере строительства, практически прекратилась. Строительные корпорации встали на путь минимизации издержек на человеческом капитале, прекратив инвестировать в длительное и дорогостоящее обучение персонала. А вузы, что греха таить, пошли в поход за длинным рублём, встав на путь торговли корочками, всё более снижая уровень требования к выпускникам."
И т.д. и т.п., так сказать, "за упокой". И будет ещё хуже...
Советскую систему образования критиковать, конечно, можно. Но не нужно. Именно благодаря ей мы имеем какой-то запас прочности сейчас и можем себе позволить ставить бредовые опыты на наших детях и их образовании, при этом пока что не сильно рискуя откатиться к уровню Африки или значительной части Ближнего Востока.
Что за мерзкая привычка критиковать всё советское? Это тренд от Президента России такой все перенимают что ли?
Есть общеизвестное и объективное мнение, что советская система образования была одной из самых лучших в мире. И пока что обратного не доказано.
Доктор, а вы точно юрист? Как-то у вас с логикой совсем... того. В статье говорится что и школьная система, и вузовская, в той части, где речь идёт сугубо о ТЕОРЕТИЧЕСКИХ знаниях очень даже неплохо работают. Главная проблема в связи вузов и производства. Точнее, в её полном отсутствии. И что идёт это как раз со времён обожаемой вами совдепии, где и была придумана поговорочка, вынесенная в заголовок. Так зачем сначала специально перевирать, а потом критиковать автора в собственном изложении? Очень детский и жалкий аргумент в любом споре. Печально, что желание слепо молиться на всё советское и поливать грязью всё российское мешает здраво мыслить даже, вроде бы, неглупым людям.
Браво, Док!!! БРАВО!!!
Ававакс, у меня к Вам только один вопрос. Нет, два. 1. У Вас есть дети? 2. Они учатся в частной школе?
Поясню откуда вопросы... У самой сын школьник. У нас практически не дают ТЕОРЕТИЧЕСКИХ знаний. Как и ПРАКТИЧЕСКИХ. На это нет времени! По программе (ФГОСу - фигосу) у учеников через урок контрольные, самостоятельные, ВПРы, и т.д. и т.п. На тему даётся максимум 40 минут. Дальше понял/не понял это твои личные трудности. У учителей даже "старой закалки" тупо нет времени даже дополнительно объяснять ученикам темы, потому что сегодня они вынуждены заполнят 5007 отчётов, заполнять всевозможные формы в компьютере, + хочешь нормально зарабатывать - бери доп нагрузку. В общем не всегда я соглашаюсь с восхвалением советского времени, есть что сейчас стало лучше. Мир не стоит на месте и конечно, Россия не должна стоять на месте. Но вот ОБРАЗОВАНИЕ. Что было и что стало. Это небо и земля.
Лично я очень тепло вспоминаю школьные годы и своих учителей. Сын же мой боюсь ещё долго будет вздрагивать при упоминании об этой чуднОй организации.
Ох, ну, всё же так просто!!!
Сначала надо создать возможность для бардака, чтобы вовлечь в него как можно больше клиентов для последующей дойки... Потом, с громким криком: "СТОП БАРДАК!!!" - надо начинать снова закручивать гайки. Так создается система коррупции... Сначала надо спровоцировать нарушения, а потом выскочить из-за куста с удостоверением.
Вам это ничего не напоминает? Вспомним, как в 2009-2012 годах создавалась и действовала система СРО!!! Саморегуляторы много резвились и много грешили. Все замечания штатных или внешних юристов получали от генеральных директоров ответ типа: "Отвали, юрист! Знай своё место! Какие нарушения? Ты, что? Сам придурок, и хочешь, чтобы мы отказались от возможностей хапнуть, пока дают?!!".
В результате у каждой СРО оказалось, как тут кто-то уже писал, даже не по одному скелету в шкафу, а десятки... Любого бери и начинай ему руки выкручивать и доить, доить, доить...
То же самое будет теперь и со сферой высшего образования. Сначала снимут "админбарьеры", потом 3-5 лет будет нарастать бардак и социальная напряженность, затем будет снова "закручивание гаек", изобличение нарушителей, взятки, суды, посадки тех, "кто не спрятался", откаты за лояльность и пр...
Ах, вот оно, значит, как происходит??? А я и не знал...