В начале июня стало известно, что Следственный комитет России возбудил уголовное дело в отношении двух сотрудников концертного зала «Крокус Сити Холл» по делу о теракте. Известно, что им были предъявлены обвинения в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности.
Главная претензия к работникам концертного зала заключается в том, что пожарные выходы из здания были закрыты, из-за чего многие зрители не смогли покинуть «Крокус».
Ранее в заявлениях официальных лиц и в ходе общественной дискуссии звучали и более серьёзные обвинения в адрес владельцев печально известного концертного зала. Речь шла о нефункциональной противопожарной сигнализации и системе пожаротушения, проблемах с принудительной вентиляцией, непродуманной и не работавшей схемой эвакуации людей, некачественными и легковоспламеняющимися материалами, которые были использованы при строительстве. Следственные мероприятия продолжаются, так что будем ждать – насколько обоснованы эти утверждения, а также будут ли привлечены к ответственности главные бенефициары.
Тем не менее, проблема очевидна – примеры не только «Крокуса», но и многочисленных пожаров на крупных объектах говорят сами за себя. По стране горят склады, мегамоллы, кинотеатры, торговые центры и гипермаркеты. Пожары редко удаётся локализовать, зачастую громадные постройки выгорают подчистую, принося огромный экономический ущерб, а самое главное – забирая человеческие жизни. Усугубляет положение дел и острая террористическая угроза, связанная с военными действиям.
Между тем, многие вопросы с пожарной безопасностью крупных объектов можно снять ещё на уровне проектирования и строительства.
В статье 5 Федерального закона от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» указано, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания такой системы является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре.
Система обеспечения пожарной безопасности включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности. Система в обязательном порядке должна содержать комплекс мероприятий, исключающих возможность превышения значений допустимого пожарного риска, установленного 123-ФЗ, и направленных на предотвращение опасности причинения вреда третьим лицам в результате пожара.
В пункте 1 статьи 6 указанного 123-ФЗ приведены условия соответствия объекта защиты требованиям пожарной безопасности. Пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий.
При этом применяется жёсткое нормирование – так называется принцип нормирования, при котором требования технических норм обязательны для исполнения. В соответствии с пунктом 3 статьи 4 всё того же 123-ФЗ, к нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности, применение которых на добровольной основе обеспечивает соблюдение требований 123-ФЗ.
Другим подходом к проектированию пожарной безопасности является гибкое нормирование. При этом конкретные технические требования могут нарушаться, но такие решения требуют строгого расчётного обоснования. Согласно пункту 1 части 1 статьи 6 Федерального закона № 123-ФЗ, любые отступления от требования нормативных документов должны быть обоснованы расчётом пожарного риска.
Это сравнительно новый для нашей страны подход, который, пока ещё не очень охотно воспринимает экспертиза и надзорные органы, а потому не готовы активно применять и сами проектировщики. Тем не менее, сложившаяся практика показывает, что данный путь вполне допустим, как минимум, в двух случаях.
Во-первых, в полном объёме гибкое нормирование может применяться для производственных и складских зданий, для которых расчёт пожарного риска выполняется по приказу МЧС России от 10 июля 2009 года № 404.
Во-вторых, частично гибкое нормирование допускается для жилых и общественных зданий, для которых расчёт пожарного риска выполняется по приказу МЧС России от 30 июня 2009 года № 382. Для таких объектов оговорены характеристики, при которых допустимо гибкое нормирование – это ширина и протяжённость путей эвакуации, ширина эвакуационных выходов, вместимость помещений, оснащение первичными средствами пожаротушения зданий класса Ф 1.1, устройство аварийных выходов в жилых зданиях, оснащение системами пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, автоматического пожаротушения, противодымной вентиляции.
Стоит добавить, что при проведении проверки здания органами Государственного пожарного надзора расчёт пожарного риска может быть отменён и составлено решение о непринятии результатов расчёта пожарного риска на объекте защиты. То есть, могут быть отменены проектные решения по уже построенному и сданному в эксплуатацию зданию! Именно поэтому в проектной деятельности гибкое нормирование применяется крайне неохотно. Лучше выбрать неэффективное и дорогостоящее решение, которое можно будет обосновать «железобетонными» ссылками на нормативы, чем искать нестандартные пути, проводить сложные расчёты, а потом столкнуться с проблемой на уровне надзорных инстанций. Тем более, что и 123-ФЗ не разъясняет подробно принципов и границ применимости гибкого нормирования.
Между тем, на практике проблемы с жёсткими нормативами в расчётах пожарной безопасности встречаются сплошь и рядом, особенно при очень больших или нестандартных объектах. Хороший перечень приводят эксперты Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России Александр Вагин и Александр Дорожкин в своей статье «Вопросы обеспечения пожарной безопасности при проектировании уникальных и сложных объектов». Интересующихся отсылаю к источнику, а здесь перечислим основные моменты.
1. Превышение допустимых объёмов здания. Не позволяет проектировать по нормам наружный и внутренний противопожарный водопровод, при этом не разрабатываются специальные технические условия по обеспечению пожарной безопасности, требуемые в соответствии с примечанием 5 таблицы 4 СП 8.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности» и примечанием 1 таблицы 2 СП 10.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Нормы и правила проектирования».
2. Ширина эвакуационных выходов. Для большинства из них действуют требования пунктов 4.2.5, 4.1.7 СП 1.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы» – не менее 0,8 метра в свету. Таким образом, в проектах зданий практически все эвакуационные выходы (за редким исключением) должны иметь ширину дверного полотна одностворчатой двери не меньше 0,82 метра (с учётом притвора двери) или двухстворчатые двери. Однако ширина стандартного дверного полотна составляет 0,6, 0,7, 0,8, 0,9, 1,0 метра, то есть для обеспечения нормативной ширины эвакуационного выхода заказываются дверные полотна нестандартной ширины или применяются стандартные, шириной не менее 0,9 метра, или двухстворчатые двери.
3. Эвакуация из отдельных помещений. В связи с конкретизацией определения «помещение» (часть 14 пункт 2 статьи 2 Федерального закона № 384-ФЗ) становится невозможной организация эвакуации людей в некоторых случаях, так как последовательность эвакуации довольно жёстко прописана в пункте 3 статьи 89 Федерального закона № 123-ФЗ.
4. Превышение допустимой высоты здания. В пункте 9.2 и таблице 9.1 СП 267.1325800.2016 «Здания и комплексы высотные. Правила проектирования» указана высота здания и предел огнестойкости строительных конструкций, но в то же время нет значений допустимой площади пожарного отсека, которые указаны в СП 2.13130.2012 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты». Поэтому для общественных зданий высотой более 50 метров необходимо проектировать пожарные СТУ, так как для таких зданий отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности.
Таким образом, перед проектно-строительным сообществом стоит большая и серьёзная задача, которой, прежде всего, должно заниматься само сообщество. Дело надзорных органов – проверять соответствие объектов действующим нормативам, дело чиновников – обеспечивать эффективное использование бюджетных средств при минимизации рисков. А вот контролировать систему строительного техрегулирования должны уже сами профессионалы отрасли. Добиваясь при этом, чтобы нормативы были максимально удобны для работы и при этом соответствовали бы реальным запросам и эксплуатирующих организаций, и всего общества (как в случае с нормами пожарной безопасности).
Задача это непростая. И отрадно, что Национальное объединение изыскателей и проектировщиков решило взять её в свои руки. Не далее, как 29 мая 2024 года рамках деловой программы Международного салона «Комплексная безопасность – 2023» при поддержке НОПРИЗ состоялась конференции «Пожарная безопасность уникальных и сложных объектов: Техническое регулирование и особенности проектирования противопожарной защиты».
В рамках мероприятия с участием ведущих специалистов отрасли и экспертов МЧС России, Минстроя России, государственной экспертизы, ведущих предприятий и проектных институтов были рассмотрены вопросы технического регулирования, практические вопросы и особенности проектирования противопожарной защиты уникальных и технически сложных объектов, мест с массовым и ночным пребыванием людей, критически важной инфраструктуры, практика прохождения государственной и негосударственной экспертизы.
Отдельное внимание уделено вопросам государственной политики в области пожарной безопасности, последним изменениям и тенденциям развития нормативной базы в этой сфере. Участники конференции из первых рук ознакомились с инновационными разработками и передовыми практиками в сфере противопожарной защиты объектов различного назначения. Теперь организаторы подводят итоги мероприятия, обобщая прозвучавшие в ходе встрече идеи, вопросы и замечания. А дальше должна последовать кропотливая работа, в ходе которой предстоит внимательно, «по косточкам» разобрать все действующие нормативы пожарной безопасности. С тем, чтобы на основе полученного опыта и профессиональной дискуссии сформулировать предложения по улучшению действующих стандартов.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
05.06.24 в 12:09
И опять же проблема коррупции... Пожарники же принимали объект?? Проверяли?? И?????
А в Крокусе кого-то посадили за произошедшее? Не террористов, а виновных в таком количестве жертв?