Насколько современное законодательство в сфере закупок соответствует потребностям экономики? Вот только один свежий пример. В минувшую пятницу, 13 марта, бывший глава Бабаюртовского района Дагестана Эльдар Карагишиев признан судом виновным по уголовному делу о хищении бюджетных денег. Экс-чиновник обвинялся в превышении должностных полномочий, служебном подлоге, а также присвоении или растрате в особо крупном размере.
Сообщалось, что в 2018 году господин Карагишиев, будучи в сговоре с руководителем строительной компании «Бисма» Маирбеком Будаевым, изготовил и использовал подложные официальные документы. Это позволило сообщникам похитить более 2-х миллионов рублей, выделенных на ремонт парка и дорог в Бабаюртовском районе. При этом фактически ремонтные работы были выполнены местными жителями за… свой счёт!
Районный суд приговорил его к четырём годам лишения свободы условно со штрафом 400 тысяч рублей. В качестве смягчающего обстоятельства отмечается, что господин Карагишиев полностью возместил причинённый ущерб. Иными словами, грозная дагестанская Фемида пригрозила расхитителю капиталистического народного хозяйства пальчиком, приговаривая: «Вай-вай, нехорошо, слюшай, да?». А расхититель покаялся и мамой поклялся, что больше так делать не будет.
Сотрудники управления ФСБ задержали Эльдара Карагишиева 12 апреля. В администрации района и рабочем кабинете чиновника силовики провели обыски в рамках расследования уголовного дела.
А до этого силовики также проводили спецмероприятия в администрации Бабаюртовского района. Обыски были связаны с расследованием хищения бюджетных средств в размере 9,5 миллиона рублей, которые были направлены на капитальный ремонт одной из общеобразовательных школ села Бабаюрт. Эльдар Карагишиев был задержан и отправлен на допрос. На следующий день пресс-служба районной администрации сделала официальное заявление, что чиновник отпущен домой, никаких обвинений ему не предъявлено.
В Дагестане с приходом к власти нового главы республики Владимира Васильева началась масштабная антикоррупционная кампания. В первую очередь она коснулась органов власти. Одним из первых был уволен министр образования и науки Дагестана Шахабас Шахов. Его отправили в отставку в конце 2017-го.
С наступлением 2018 года декриминализация органов власти республики продолжилась с новой силой. В январе в регион прибыл десант из главков МВД, Генпрокуратуры РФ, СКР. 19 января был арестован по подозрению в превышении должностных полномочий мэр города Махачкалы Муса Мусаев.
5 февраля арестовали временно исполняющего обязанности премьер-министра Дагестана Абдусамада Гамидова и двух его заместителей Шамиля Исаева и Раюдина Юсуфова. Вместе с главой минобра Шахабасом Шаховым они были доставлены в Москву и помещены в СИЗО «Лефортово». Каждый из них обвиняется в крупных хищениях бюджетных денежных средств. Расследование громкого уголовного дела поручено главному управлению по особо важным делам Следственного комитета РФ.
Проверки проходили и в других министерствах и ведомствах, а также в муниципалитетах. С тех пор фигурантами уголовных дел о коррупции стал не один десяток министров и руководителей ведомств в Дагестане. Масштабная антикоррупционная кампания продолжается.
Было бы степенью крайней наивности говорить, что обстановка со строительными закупками в Дагестане является чем-то специфическим и из ряда вон выдающимся. Скорее уж, в связи с восточным менталитетом те проблемы, с которыми сталкивается строительный комплекс по всей стране, в регионе проявляются в особенно резкой форме. Вокруг каждого крупного заказчика, муниципального или регионального (про федеральных тактично умолчим) существует сложившийся пул «надёжных подрядчиков». Каждый из них хорошо знает свои правила игры и понимает, какой процент получит он и на каких условиях будет дальше находиться в этой привилегированной группе.
А действующее законодательство предоставляет широкие возможности для того, чтобы отодвинуть от торгов подрядчиков неблагонадёжных и зашифровать условия конкурса таким образом, чтобы участие в нём смогли принимать только те, кто своевременно получил необходимую информацию. Система более-менее стабильно работает и даёт сбои разве что в случае откровенного беспредела. Как в вышеописанном случае, когда денежки вывели по подложным документам, а дорогу жителям пришлось строить за свой счёт и своими силами.
У заказчиков, впрочем, свои резоны. Действующие сметные нормативы, не особо учитывающие региональные особенности, частенько приводят к тому, что на закупках не то что украсть не получается – а и вообще не найти желающих, ибо работать придётся себе в убыток. Либо другая крайность. Конкурсы, на которых выигрывает давший минимальную цену приводят к появлению манипуляторов рынком, бракоделов или отчаянных ребят, готовых взяться за что угодно, лишь бы перекредитоваться в банке и ещё полгодика оттянуть неизбежное банкротство. Вот и приходится включать фантазию, чтобы отдать заказ проверенным партнёрам. И не всегда ради взяток. А очень часто просто для того, чтобы быть уверенными, что работа действительно будет выполнена.
А что вообще можно сделать, чтобы победить это мировое зло?
Как видим, коррупционную гидру в Дагестане пришлось громить силами одного из самых эффективных российских ведомств, имеющего практически неограниченные возможности. ФСБ, взявшись за дело быстро и жёстко вытащило казнокрадов и взяточников на свет Божий. И, как знать, если последним не грозить пальчиком, а давать реальные сроки с конфискацией, то и эффект от госзакупок стал бы куда выше.
С этим, конечно, не поспоришь. Но, с другой стороны – можно ли назвать нормальной ситуацию, когда структура, призванная решать проблемы, угрожающие государственной целостности страны, вынуждена гоняться за муниципальными воришками? К каждому главе района майора ФСБ не приставишь. Да и драконовские казни не панацея. Даже в Китае, где коррупционеров регулярно ставят к стенке и мажут им лоб зелёнкой в назидание остальным, коррупция особо меньше не становится.
Идея тоже понятна. Чего трястись над каждой копейкой. Ввести круговую поруку, загнав строителей в СРО и (или) заставив страховать ответственность. А в случае нарушения договорных обязательств заставить возмещать убыток из общей копилки. Однако здесь свои нюансы. Кроме примера «Строителей Белгородской области», с которыми тоже всё не так однозначно, особой статистики по выплатам из КФ ОДО пока нет. Уже стало ясно, что получить деньги от СРО заказчик сможет только при банкротстве подрядчика, после долгих судебных разбирательств, да и то не в полном объёме. При этом СРО со своей стороны обоснованно заявляет, что не может влиять на процесс закупок, поэтому и платить особо желанием не горит. Благо предыдущий опыт саморегулирования показывает, что механизм компфондов в нашей стране работают очень и очень плохо. Если не сказать, что вообще не работает.
При том что заказчику, на минуточку, тоже не нужны какие-то подачки и страховки, а выполненная работа.
Дигитализация шагает по стране. Нынешний премьер Михаил Мишустин, как опытный технократ, сумел создать одну из самых эффективных в мире фискальных систем, опыт которой готовы заимствовать даже иностранные коллеги. Собираемость улучшилась в разы, теневой сектор сократился настолько, что стало проще платить налоги, чем обналичивать деньги.
Рука сама тянется масштабировать этот опыт на строительные закупки. Вроде бы, логично. Если создать единый гигантский калькулятор, где на входе 2 миллиона из бюджета на строительство дороги в Бабаюртовском районе, а на выходе новый джип за 2 миллиона у главы района и жалобы местных жителей, которые построили дорогу своими силами, то уже можно заподозрить определённые несостыковки. А заподозрив – прибегнуть хотя бы и к способу № 1.
И, скорее всего, преимущественно именно к этому методу и будет прибегать нынешнее Правительство. Отсюда растут ноги у создания многочисленных реестров, сервисов и прочих баз данных. Но, положа руку на сердце, строительная отрасль в стране после многочисленных реформ уже давно превратилась в такую головоломку, что в отчаяние может прийти любой, самый матёрый искусственный интеллект. Которому главы районов и матёрые застройщики, с усмешкой скажут – эгей, голубчик, это не нас с тобой закрыли, а тебя с нами.
А уж во что вырождаются реестры строителей и реестры специалистов в заботливых руках Национальных объединений…. Впрочем, не будет о грустном.
Градостроительный кодекс в России уже давно превратился в некоего мифического Протея, чудовище из античной мифологии, которое бесконечно меняет свою форму. И меняло оно эту форму столько раз, что очередное переписывание уже не будет большим потрясением для участников процесса.
Но в какую сторону идти, чтобы изменения всё-таки были на пользу? Одним из вариантов могло бы стать введение предквалификации. Об этом уже неоднократно говорили представители СРО, да и ФКР на местах понемногу приходят к данному механизму. Дескать, пусть в закупках участвует кто угодно, но предварительно покажет свой штат, свои фонды, свои краны и бульдозеры, свой опыт работы по аналогичным проектам. И соревноваться между собой будут не манипуляторы с парой человек в штате, а уже состоявшиеся строительные фирмы.
Предложение хорошее, но панацеей от всех бед тоже не является. Как минимум потому, что необходимо ещё и глубокое реформирование системы ценообразования, о которой год за годом все говорят, но никто не понимает, как её сделать. А без этого заказчики и подрядчики будут и дальше метаться между двух крайностей – или не найти желающих, или средства потрачены неэффективно.
Конечно, все перечисленные способы должны применяться комплексно. Немножко ловить и сажать, немножко оцифровывать, немножко страховать риски и немножко поменять тянущее на дно законодательство. Но кто будет это делать? У государства свои заботы – падает рубль, дешевеет баррель, жмёт коронавирус. Да ещё и Конституцию надо менять. До стройки ли тут, с её сметно-закупочными головоломками?
Видимо, поэтому деньги в экономику традиционно и вливают не через госзаказ, а через банки. Дескать, пусть-ка они плеснут горючки в забуксовавший механизм, выдав дешёвые и длинные кредиты населению. А банки, в свою очередь, покупают растущую валюту и бодро рапортуют о росте прибыли – как это уже было в кризисы 2008-го и 2014-го.
Ну, а без государства и его тяжёлой руки рыночек у нас ничего хорошего порешать не может. Самоорганизация провалилась. Нацобъединения думают лишь о том, как бы раздуть да освоить смету, СРО о том, как бы выжить, а очередной глава района уже прикидывает, как будет смотреться новый джип в гараже. Так и живём, затыкая дыры и ожидая, когда придёт строгий отец и расставит расшалившихся детишек по углам.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
18.03.20 в 09:41
В таких случая говорят: ни убавить, ни прибавить.
Очень интересный материал с логичным печальным концом. Думаю на фоне очередного кризиса у саморегулирования есть реальные шансы уйти в небытие. Национальному объединению финансово выгодно на данный момент помочь СРО выжить в непростой сложившейся ситуации, но глупость совершается одна за другой.
Пред квалификация самый удобный способ оставить своих у кормушки - посмотрите на фонды капремонта
Хорошо написано, но есть 2 поговорки, чтобы не быть многословным:
1) Каждый народ заслуживает своего правителя
2) С волками жить по волчьи выть...
А Вы, Максим, оптимист ;)
Местная СРО вне подозрений?