Цифровизация стала одним из главных трендов в строительной области в уходящем 2023 году. Львиная доля мероприятий и большинство новостей о стройке так или иначе касались именно этой темы.
Было бы не вполне правильным говорить, что цифровая революция, свидетелями которой мы являемся, идёт снизу. Именно федеральная власть стала главным инициатором внедрения современных IT-технологий в отрасли, подстёгивая участников рынка сжатыми сроками и новыми, всё более жёсткими требованиями.
Однако со временем участники, что называется, научились «расслабляться и получать удовольствие» от процесса. Вначале цифровые решения распробовали на вкус крупные проектные институты, получив существенный эффект за счёт использования ТИМ на крупных проектах или большом количестве типовых решений. Затем подтянулись и девелоперские холдинги, внедряя «цифирь» для оптимизации организационных процессов, а также в маркетинге и продажах – например, устраивая для покупателей виртуальные туры по новостройкам и применяя нейросети в рекомендательных моделях.
Цифровое колесо завертелось. А для того, чтобы оно не заехало в непонятную колею, к делу подключились Национальные объединения изыскателей, проектировщиков и строителей, а также саморегулируемые организации, которые представляют интересы подрядных организаций. НОПРИЗ и НОСТРОЙ стали активными участниками цифровой трансформации, предлагая свои решения в части техрегулирования, создавая новые сервисы и оперативно получая обратную связь от сообщества.
Давайте для начала посмотрим с высоты птичьего полёта на то, чего хочет добиться государство от проектировщиков и строителей, какими методами эти задачи будут реализованы. А затем уж поговорим о том, что пытаются сделать СРО и Национальные объединения. Что у них получается, а что пока не очень.
Во главе угла стоят обозначенные на самом верху и пока никем не отменённые показатели – к 2030 году ежегодно необходимо вводить 120 миллионов квадратных метров жилья, при этом 5 миллионов семей должны иметь возможность улучшать жилищные условия. Цифровую трансформацию тут понимают, как один из инструментов достижения поставленных задач, так как она ускоряет строительный цикл и делает стройку более прозрачной и эффективной.
Помимо хорошо известной сообществу Стратегии – 2030, это направление регулируется и другим документом. А именно, распоряжением Правительства РФ 3883-р «Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации строительной отрасли, городского и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации до 2030 года».
Согласно данному документу, принятому в 2021 году, модель цифровой трансформации строительной отрасли базируется на трёх основных целях, которые должны достигаться комплексно:
По первоначальным оптимистическим прогнозам, полный переход к отечественному софту требовал от одного года до трёх лет, так что к 2023-2024 годам планировалось улучшить функционал отечественного ПО для полной замены зарубежного.
Неожиданную роль «волшебного пинка» сыграли санкции и запрет западным айти-компаниям со стороны их правительств на работу в России. В итоге почти в каждом сегменте программных продуктов, действительно, удалось получить свои аналоги. Качество, правда, пока остаётся предметом дискуссии.
Следующей задачей был обозначен переход на использование онлайн-сервисов для совместной работы инвестиционно-строительного процесса. В России насчитывается более 20-ти государственных информационных систем, связанных со строительством. Вместо всего этого «зоопарка» планируется создание единой среды для взаимодействия.
Одно из решений – Государственная информационная система обеспечения градостроительной деятельности Российской Федерации (ГИСОГД РФ), призванная оптимизировать госуправление градостроительной деятельностью. Её цели – обеспечить эффективное управление объектами капитального строительства на всех этапах жизненного цикла, аккумулировать всю информацию из градостроительной документации и сделать её доступной и прозрачной. В перспективе на её базе должна появиться единая цифровая платформа градостроения с возможностью хранить цифровые двойники объектов.
Одновременно Министерство строительства и ЖКХ РФ анонсировало создание информационной системы управления строительными проектами объектов капитального строительства (ИСУП ОКС). Это типовое программное решение для оптимизации процессов капитального строительства. Оно позволит перевести до 80% документов в машиночитаемую информационную модель, что усилит контроль за целевым расходованием средств на проектирование и строительство капитальных объектов.
Кроме того, российские регионы подключаются к Государственной информационной системе «Типовое облачное решение по автоматизации контрольной (надзорной) деятельности».
Иными словами, в итоге должна появиться единая экосистема, которая охватывает всю страну, делая максимально удобными и прозрачными все процессы, происходящие в строительной отрасли. Заказчикам такое решение позволит экономить бюджетные средства, подрядчикам поможет сократить время, которое сейчас теряется на бюрократические процедуры, а надзорным органам – более эффективно присматривать за финансовыми потоками. В идеале все добросовестные участники отрасли должны быть довольны.
На базе НОПРИЗ и НОСТРОЙ уже созданы и успешно функционируют электронные сервисы, а также разрабатываются дополнительные информационные системы, объединяющие саморегулируемые организации, генподрядные компании и специалистов, отдельные региональные органы государственного строительного надзора и госзаказчиков.
Одним из самых очевидных, но при этом непростых в исполнении требований стал перевод документации в машиночитаемый формат. В 2023 году был завершён перевод всей нормативно-технической базы в строительстве в машиночитаемый формат. Минстрой России надеется, что в перспективе это позволит использовать технологии искусственного интеллекта для экспертизы типовых проектов и снизит нагрузку на экспертное сообщество, внимание которого должно быть сосредоточено на оценке проектов уникальных, особо опасных и технически сложных объектов.
Этот проект реализуется Главгосэкспертизой России совместно с НОПРИЗ, НОСТРОЙ и ФАУ «ФЦС» по поручению Министерства строительства и ЖКХ РФ. Помимо этого, в настоящий момент уже переведены в цифровой формат сметные расчёты и документы, пояснительные записки, паспорта типового ОКС, доверенности и заключения экспертизы, в ближайшее время также будут переведены задание на проектирование и результаты инженерных изысканий.
Впрочем, пока на уровне нормативно-технической документации дело и остановилось. Показателен пример СРО Союз строительных компаний Урала и Сибири, которая по своей инициативе и при поддержке НОСТРОЙ разработала ГОСТ Р 70108-2022 «Документация исполнительная. Формирование и ведение в электронном виде». Документ прошёл все круги согласований и был принят в работу. Однако буквально через месяц его пришлось отзывать и переписывать заново. Причиной стали изменившиеся федеральные требования к электронной документации.
У проектировщиков и изыскателей свои вопросы. С 1 августа 2023 года сметную документацию и пояснительную записку – первый раздел проектной документации – можно подавать только в виде машиночитаемых документов. Соответствующие требования к форматам загружаемых файлов начали действовать на Единой цифровой платформе экспертизы (ЕЦПЭ). Требование вступило в силу, в соответствии с письмом Минстроя России от 5 мая 2023 года, которое было направлено высшим исполнительным органам государственной власти всех субъектов Российской Федерации.
Однако на практике программы от ГГЭ для создания XML-формата работают со скрипом. Без квалифицированного айтишника разобраться в них проблематично. Не говоря уже о том, что нужно не только иметь только лицензионное ПО, но и характеристики компьютеров должны удовлетворять всем требованиям. Можно, конечно, платить многочисленным посредникам, которые предлагают свои услуги по переводу ПЗ и смет в электронный формат, но всё это уже как-то слабо похоже на рывок в цифровое будущее. И, наконец, сами требования к схемам постоянно меняются. То есть, работы впереди предстоит ещё много.
Нельзя сказать, что переход российской отрасли на цифровые рельсы складывается радостно и безоблачно. Дело тормозит инертность подрядных компаний, отчасти привыкших работать по старинке, а отчасти банально не имеющих ни денег, ни людей для того, чтобы быстро внедрять новые технологии.
Есть проблемы и в техническом регулировании, когда Минстрой раз за разом переписывает требования и схемы взаимодействия между участниками строительного процесса. Наконец, непросто складываются и отношения между строительным бизнесом и софтверными компаниями, которые думают не столько о создание качественного продукта, сколько о том, как бы лучше монетизировать своё положение в условиях исхода иностранных разработчиков.
Тем не менее, пути назад нет. Вслед за девелоперами, изыскателями и проектировщиками к цифровизации своей работы подтягиваются строительные холдинги. А за ними и эксплуатирующие организации.
Например, в декабре сего года власти российской столицы обещают утвердить методику применения ТИМ на этапе строительства. Как рассказал начальник управления цифровизации градостроительной деятельности департамента градостроительной политики города Москвы Роман Гнездилов в ходе пятого ТИМ-Конгресса, методика уже была апробирована на реальном объекте в столице. При строительстве применялись цифровые решения, в том числе календарное планирование, формирование сметной стоимости, контроль и мониторинг хода работ.
Также ведётся активная разработка дополнительных методик – порядка восьми документов, в том числе по формированию требований к линейным объектам. Первая методика была разработана в отношении площадных объектов. По словам господина Гнездилова, департамент начал заниматься подготовкой документов по управлению информацией для эксплуатации.
Документы будут представлены уже в середине 2024 года для ознакомления и рассмотрения в рамках рабочей группы. Следом за Москвой придёт черёд и остальных регионов.
Тем временем Министерство строительства и ЖКХ РФ однозначно заявило, что переноса сроков перехода на ТИМ для застройщиков не будет. Это подтвердил директор департамента цифрового развития ведомства Николай Парфентьев. Напомним, 5 марта 2021 года председатель Правительства РФ Михаил Мишустин подписал постановление, которое с 1 января 2022 года закрепляет обязательность применения ТИМ на всех этапах жизненного цикла объектов социального, культурного, спортивного и образовательного назначения, финансируемых за счёт бюджета.
Переход всей отрасли на ТИМ должен был начаться с 1 января 2023-го. Однако из-за экономических проблем и общей неготовности отрасли, срок перенесли на 1 июля 2024 года…
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
05.12.23 в 10:31