На днях вице-президент по кадрам и организационному развитию производителя электроники «Аквариус» Виктория Хаба заявила журналистам, что в России недостаёт около 600 тысяч инженерных кадров. Значительная часть от этой цифры относится к строительной отрасли. В дефиците не только инженеры, но специалисты со средним техническим образованием, мастера и квалифицированные рабочие. Про кадровый голод говорят изыскатели, проектировщики, строители, эксплуатирующие компании, предприятия стройиндустрии. Словом, все участники инвестиционно-строительного процесса.
Правительство России, судя по всему, прекрасно осведомлено о проблеме и намерено её решать. Не далее, как 28 октября была принята Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года. Что же предлагают отрасли чиновники и что бизнес-сообщество может сделать (и делает!) уже сегодня. Давайте разбираться в ситуации.
Итак, концепция была разработана Министерством строительства и ЖКХ РФ во исполнение указа Президента России от 7 мая 2024 года № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», а также в дополнение к Стратегии развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Теперь Минстрою предстоит на базе этого документа в трёхмесячный срок составить план работ, утвердить его в Правительстве и – приступать к выполнению.
Начинается Концепция с обзора текущего положения безрадостных дел в профильном образовании.
По специальностям и направлениям подготовки, связанным с архитектурой, строительством и жилищно-коммунальным хозяйством, общая численность выпускников, окончивших образовательные организации высшего образования, в 2021 году составила свыше 36-ти тысяч человек, в 2022-ом – 34 тысячи, в 2023-ем – 35 тысяч. То есть, с небольшими колебаниями количество выпускников остаётся на одном уровне.
Со среднетехническими специалистами динамика чуть более заметна. Количество выпускников по профессиям сферы архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, окончивших профессиональные образовательные организации, в 2021 году составило свыше 113-ти тысяч человек, в 2022-ом – 115 тысяч, в 2023 году – 122 тысячи человек.
Исходя из существующих трендов, Правительство прогнозирует положительный прирост выпускников строительных специальностей на уровне +0,5% ежегодно. В Стратегии – 2035, на которую опирались разработчики Концепции, определена прогнозная численность занятых в строительной отрасли при базовом сценарии: в 2024 году – 6,5 миллионов человек, в 2030-ом – 6,8 миллиона, в 2035-ом – 7,3 миллиона.
С учётом прогноза кадровой потребности в 2030 году, по отношению к 2024-ому, численность занятых в строительстве вырастет на 313 тысяч человек. На эти требования накладывается естественное старение трудовых кадров. По данным официальной статистики, в строительной отрасли трудятся около 8% или более 500 тысяч человек старше 55-ти лет. То есть, в отрасль в ближайшие 6 лет необходимо привлечь более 850-ти тысяч молодых специалистов различной квалификации.
Далее эксперты Минстрой приводят свои идеи, как решить эту непростую задачу. Среди ключевых решений, определяющими развитие системы подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, перечислены достаточно разноплановые идеи и методы.
Это, прежде всего, ориентация на ликвидацию разрыва между требованиями к результатам обучения по образовательным программам и потребностями строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства, актуальными запросами общества и государства. Также Минстрой предлагает:
Разумеется, не обошлось в Концепции и без обязательного к применению искусственного интеллекта, цифровизации и удалённых образовательных технологий. Эти вещи во все официальные программы последних лет вообще добавляются по принципу «кашу маслом не испортишь», порой, к сожалению, прямо подменяя цифровыми сервисами роль настоящих педагогов и наставников.
Вот и в данном документе минстроевские эксперты предлагают внедрение инструментов виртуальной и дополненной реальности, а также технологий с применением искусственного интеллекта, массовое внедрение дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также внедрение модели «Цифровой университет» («Цифровой колледж»), обеспечивающей управление образовательной организацией на основе больших данных с применением платформенных решений.
Из полезных тезисов в Концепции можно отметить раздел, предусматривающий обязательную связь между сферой образования и производством. А именно, декларируется участие работодателей в разработке и реализации образовательных программ, в том числе на основе развития целевого обучения.
В остальном же приходится признать, что предложенная Минстроем Концепция подготовки кадров для строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства до 2035 года носит, в основном декларативный характер. В документе уделяется много место обтекаемым формулировкам и благим пожеланиям о преемственности, открытости и независимости, эффективному методологическому обеспечению и прочим замечательным, без всякой иронии, вещам. Однако из текста сложно понять, за счёт каких же ресурсов ведомство надеется привлечь в отрасль 850 тысяч молодых специалистов.
Тем важнее сегодня для сообщества «не ждать милости» от федеральных властей, а брать задачу подготовки и привлечения молодых кадров в свои руки. Тем более, что всё, необходимое для этого у саморегуляторов и Национальных объединений есть. Прежде всего, конечно, это готовые базы работодателей, которые больше всего заинтересованы в новых кадрах. Опираясь на этот уникальный ресурс, СРО могут стать одним из ключевых звеньев при реализации кадровых программ, предлагая общую площадку для объединения строительных компаний, учебных заведений и органов власти, заинтересованных в создании цивилизованного рынка труда в регионах.
Давайте перейдём от теории к практике и посмотрим, что саморегуляторы уже делают и что можно взять на вооружение.
В Вологодской области молодыми кадрами активно занимается Ассоциация саморегулируемая организация «Строительный Комплекс Вологодчины». В начале ноября, кстати, состоялось совместное заседание комитетов региональной администрации по социальной политике и комитета по образованию, культуре и здравоохранению. Мероприятие было посвящено подготовке квалифицированных кадров для экономики региона. В обсуждении приняла участие директор региональной СРО Анна Леонова.
Она рассказала о реализации мероприятий дорожной карты «БытьCтроителемПрестижно». Рабочая группа по популяризации строительных профессий была создана по инициативе Ассоциации с целью поднятия имиджа профессии строителя и объединила всех заинтересованных в решении проблемы кадров строительной отрасли. Следуя дорожной карте, саморегуляторы совместно проводят мероприятия для школьников и студентов, в числе которых открытые уроки, встречи с представителями строительной сферы, участие в проекте «Карьерный стартап в сфере строительства», экскурсии на строительные объекты, получившие положительную оценку со всех сторон, включая, в первую очередь, самих студентов.
Также в этом году при поддержке Ассоциации «СРО «СКВ» и работодателей – членов СРО состоялось подписание Соглашения о партнёрстве в целях создания образовательного кластера в рамках федерального проекта «Профессионалитет» по профилю «Строительство» в Череповецком строительном колледже имени Лепехина. Саморегуляторы стараются подходить к решению кадровой проблемы комплексно.
В Санкт-Петербурге свои образовательные проекты продвигает СРО Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга». По инициативе этой саморегулируемой организации были проведены много иных мероприятий, имеющих профориентационную направленность. Это и экскурсия школьников в грунтоведческую лабораторию, и выступления учащихся на секции «Первые шаги в науке» в рамках Всероссийской научно-практической конференции студентов, и игровые тренинги, и экскурсии в Центр современного строительства компании «КВС».
Не так давно ученики старших классов средней школы № 276 Красносельского района побывали на полигоне «Умный труд», расположенном на территории учебной базы Санкт-Петербургского государственного архитектурно-строительного университета в Ленинградской области. Это инновационная площадка, состоящая из девяти модулей, отражающих правильные и неправильные, с точки зрения охраны труда, приёмы выполнения работ в строительстве. Представленные инсталляции наглядно демонстрируют посетителям, что может произойти с работником, если он не будет неукоснительно соблюдать правила безопасности на производстве.
В Ивановской области программу воспитания молодых кадров со школьной скамьи – с последующим введением в профессию тех, кто решил пойти по стезе строителя, реализует Ассоциации Саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей». При этом первые профессиональные шаги молодым строителям помогают сделать участники СРО на своих объектах.
Саморегуляторы работают со строительными компаниям – членами СРО, помогая работодателям найти новые кадры, а студентам – будущего работодателя. Вот лишь один пример взаимодействия саморегулируемой организации, заинтересованной в молодых специалистах, с учебным заведением, которое их готовит. Занимающаяся электромонтажными работами компания – член СРО за свой счёт отремонтировала аудиторию в колледже и сейчас монтирует в ней стенд для обучения. Студенты, которые будут учиться в аудитории, уже со второго курса придут на практику в эту компанию. А в ноябре три региональных компании начнут совместно оборудовать класс каменщиков. Затем сотрудники этих предприятий примут участие в обучении студентов, после чего пригласят их на практику в свой бизнес.
В Челябинской области хорошо известная в нашей стране Ассоциация СРО «Союз Строительных компаний Урала и Сибири» не только проводит экскурсии для студентов, но и активно взаимодействует с вузами. В октябре на площадке Южно-Уральского государственного университета состоялась встреча рабочей группы по созданию ТИМ-лаборатории. И саморегуляторы намерены оказать в этом самое активное содействие.
ССК УрСиб уже не первый год уделяет большое внимание профессиональной подготовке кадров для строительной отрасли региона, взаимодействуя с образовательными организациями среднего профессионального образования региона. В рамках федерального проекта «Профессионалитет» был создан образовательно-производственный центр (кластер) «Строитель Южного Урала» для совместной подготовки кадров. К процедуре обучения были привлечены специалисты-наставники от строительных организаций. Кроме того, с помощью ресурсов СРО ведётся активная работа по привлечению заинтересованных партнёров.
В Хабаровском крае не менее активная Ассоциация Саморегулируемая организация «Региональное объединение строителей «СОЮЗ» заключила четырёхстороннее соглашение между местным Минстроем, двумя университетами и школами краевого центра. В этом учебном году в краевых школах открылись специализированные строительные классы, в которых старшеклассники приступили к углублённому изучению строительных специальностей.
А в рамках соглашения в хабаровском лицее «Вектор» была открыта новая техническая лаборатория. Она оборудована новыми ноутбуками, мультимедийной панелью и 3D-принтером, так что ребята уже могут приступить к разработке своих первых инженерных проектов. В дальнейшем оснащение лаборатории планируется дополнять, а её площадь увеличивать. Не забывают хабаровские саморегуляторы и о привычных формах работы со школьниками – экскурсиями, лекциями, организацией встреч с членами СРО.
В Липецкой области шефство над детским центром «Траектория» взяла Ассоциация СРО «Строители Липецкой области». Саморегулируемая организация уделяет особое внимание профессиональной ориентации воспитанников подшефного интерната. В начале нынешнего года при содействии СРО ребята из «Траектории» побывали на Дне открытых дверей в Липецком колледже строительства, архитектуры и отраслевых технологий. Для детей устроили концерт, провели мастер-классы и экскурсию по колледжу. Продемонстрировали не только образовательные возможности, но и всю палитру студенческих хобби и досуга. А напоследок футболисты колледжа подарили ребятам из «Траектории» футбольные мячи и тренировочные манишки.
В Самаре области опорным работодателем в проекте «Профессионалитет» стала Ассоциация «Саморегулируемая организация «СредВолгСтрой». Местные власти создают в регионе образовательно-производственный кластер «Строительство», выпускники которого будут техниками, мастерами систем ЖКХ, электромонтёрами. Центром кластера стал Строительно-энергетический колледж имени Мачнева. В этом колледже при непосредственном участии опорного работодателя формируются управленческая структура, педагогический состав, разрабатываются новое содержание и структура образовательных программ, создаются учебно-производственные комплексы. На эти цели выделяются федеральные средства.
А в Сахалинской области уже многие годы с молодёжью работает Ассоциация «Сахалинстрой». У СРО столько проектов, нацеленных на молодые кадры, что одному этому региону можно было бы посвятить целую статью. Отметим только одно из самых крупных начинаний. В открытом четвёртом сезоне обучения в 2024-2025 годах во «Вселенной возможностей» работают четыре профильные платформы – «Предпринимательство», «Медицина», «Наука и образование» и «Строительство». Последнее направление четвёртый год курирует Ассоциация «Сахалинстрой». Саморегулируемая организация проводит для школьников 10-11-х классов экскурсии на ведущие предприятия строительной отрасли, организует встречи с экспертами и в среднеобразовательных профильных техникумах с преподавателями и студентами.
Рассказывать про молодёжные проекты российских СРО можно очень долго. Поэтому остаётся только извиниться перед теми саморегуляторами, которые оказались не упомянутыми сегодня. Но даже этот краткий обзор показывает, что строители, проектировщики, изыскатели, объединённые в саморегулируемые организации, уже давно пришли к выводу, что не стоит ждать, пока власти разберутся с кадровыми проблемами. А начали решать их своими силами. При этом получая полную поддержку не только работодателей, но также и образовательных учреждений.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
07.11.24 в 12:16
Вовлечение и просвещение конечно дело очень хорошее.... Молодцы!!
Однако, хочется мне узнать: на сегодняшний день у нас все факультеты в колледжах и институтах по строительной специальности пустуют??? Или всё же там учатся дети, но дальше идут в другую сферу??? Кто-то же проводил такую аналитику???
Если вы клоните к зарплатам, то тут СРО бессильно.
В тексте есть в цифрах. На сегодня и предполагаемый прирост.
Интересно, а учат сразу правильно делать или как умеют?
Ну и классика про зарплату с просторов интернета: если за год работы ты не можешь купить продукцию фирмы, то твоя зарплата - низкая. Всё остальное ИБД и ПВЗ.
Задача от Жака Фреско: купить однушку за год работы в региональном центре при работе у застройщика монолитчиком, каменщиком или монтажником с зарплатой в 80-120 тыщ.
юмор у вас черный ;)
Барские зарплаты. Не всем ещё так везет.