Давай-ка, строитель, молодей!

Обсуждение: 7
4588
Аркадий Апумчик

Важнейшей отрасли необходимы не разовые мероприятия, а система комплексной подготовки специалистов. И восстановить её пытаются представители СРО-сообщества

Сегодня российская строительная отрасль всё чаще заимствует лучшие практики не только у своих иностранных коллег, но присматривается и к советскому опыту. И одним из таких направлений, которые в СССР были поставлены на высоком уровне, нужно признать систему комплексной подготовки специалистов.

Речь шла не об «оказании образовательных услуг» со стороны учебных заведений или «поиске молодых талантов» потенциальными работодателями, а об отлаженном процессе с несколькими участниками. Профильные вузы, техникумы и ПТУ работали в единой связке со строительными компаниями. Студенты шли учиться, понимая, что в итоге они должны будут работать по специальности, и старались к концу обучения получить необходимые навыки, работая в строительных отрядах и проходя полноценную производственную практику.

Кадровый голод в отрасли, о котором сегодня не говорит только ленивый, объясняется, в том числе, и разрушением этой системы. В 90-е годы строительство в стране едва теплилось, а в 2000-е и стройкомплекс, и образование оказались максимально коммерциализированы. Отраслевые вузы и техникумы полностью переориентировались на подготовку дипломированных специалистов, не особо задумываясь, куда те потом пойдут со своими дипломами. А топ-менеджеры строительных корпораций привыкли работать на профицитном и, казалось, неисчерпаемом рынке труда. ИТР и управленческие кадры успешно комплектовались за счёт специалистов ещё старого, советского задела, а рабочих стали завозить из сопредельных стран.

Однако сегодня эта модель себя исчерпала полностью. В стране необходимо восстанавливать всю цепочку подготовки собственных квалифицированных кадров, причём начинаться она должна даже не в вузе, а, как минимум, со школьной скамьи. Юноши и девушки, прежде всего, должны получить представление о том, что существует такая профессия как строитель. Им нужно дать информацию о том, какие перспективы эта работа открывает и каких профессиональных качеств требует. Выпускникам нужно помочь подобрать подходящий вуз или техникум. Студентам – помочь встретиться с будущими работодателями, организовать производственную практику, подтолкнуть к участию в конкурсах, поддержать на старте.

Пока ни учебные заведения, ни строительные холдинги не могут полностью взять на себя эту работу. По какой-то причине не готовы заниматься ей и власти, возможно, рассчитывая на инициативу снизу или боясь обвинений в возврате к командным методам и распределениям. Зато выяснилось, что координаторами профориентационной деятельности вполне могут выступать саморегулируемые организации строителей, проектировщиков и изыскателей, а также их Национальные объединения.

И хотя напрямую такие функции, вроде бы, не прописаны в Градостроительном кодексе РФ, всё чаще саморегуляторы берут на себя непростую задачу установить связь между будущими специалистами и компаниями, которые нуждаются в свежих кадрах. В наши дни профориентацией активно занимаются многие СРО в России, и назову лишь самых активных из них, которые много лет серьёзно работают в важном направлении. При этом надо подчеркнуть – весьма плодотворно!

Одни саморегуляторы пошли по пути участия в крупных федеральных проектах. Например, Ассоциация СРО «Большая Волга» из Пензенской области в августе прошлого года подписала трёхстороннее соглашение о партнёрстве по созданию образовательно-производственного кластера «Строительство и дорожное хозяйство» в рамках проекта «Профессионалитет». Участие в нём, помимо СРО, принимает региональный Минстрой, руководители профессиональных образовательных организаций и предприятий строительно-дорожного комплекса, многие из которых входят в состав СРО «Большая Волга».

Размер гранта из федерального бюджета, полученный в рамках проекта «Профессионалитет», составил 100 миллионов рублей. Средства были направлены на обновление материально-технической базы учебных заведений и создание 14-ти современных мастерских и лабораторий. Ассоциация СРО «Большая Волга» оказывала помощь и сопровождение в оформлении документации Пензенскому колледжу архитектуры и строительства в рамках подготовки к конкурсу на предоставление гранта. И уже в этом году порядка 900 студентов проходят обучение в обновлённых лабораториях в рамках проекта «Профессионалитет».

Помимо федеральных и региональных проектов, СРО предлагают и собственные программы профориентации. Как тут не вспомнить Ассоциацию «Сахалинстрой», где её неугомонный генеральный директор Валерий Мозолевский предложил фейерверк идей о том, как можно заинтересовать студентов и школьников. Еще в 2019 году СРО запустила образовательный проект «Общественный контроль в строительстве: профессионализм, волонтёрство и наставничество». Студенты строительных вузов проходили реальную производственную практику без отрыва от учёбы под руководством квалифицированных наставников саморегулируемой организации по обслуживанию жилых домов. Ребята на практике увидели, как правильно проводить ремонт и реконструкцию дорог, дворов, скверов и создавать комфортную безбарьерную среду. Находили ошибки в бумажных и уже реализованных проектах, выдвигали свои технически и нормативно обоснованные предложения.

Уже молодым работающим специалистам Ассоциация «Сахалинстрой» помогает готовиться и участвовать в конкурсе профессионалов «Ворлдскиллс». А для тех, кто помладше, у СРО есть другое направление – это проект «Вселенная возможностей», в рамках которого школьники старших классов посещают экскурсии на профильные предприятия и общаются с экспертами.

По пути проведения экскурсий и знакомства со специалистами пошли и другие саморегуляторы. Так, архангельская СРО «Союз профессиональных строителей» с 2020 года наладила сотрудничество с Высшей инженерной школой Северного (Арктического) федерального университета имени М. В. Ломоносова. Саморегуляторы регулярно проводят для студентов экскурсии на стройплощадки, организуют встречи со специалистами, давая возможность познакомиться с современными строительными технологиями и трендами. В мае этого года будущим строителям на базе СРО рассказывали об истории и перспективах сварки, а до этого были посещения строительных компаний, работающих с CLT-панелями.

Другим хорошо зарекомендовавшим себя подходом стало открытие специализированных строительных классов. Например, такие классы запускает хабаровская Ассоциация СРО «Региональное объединение строителей «СОЮЗ» совместно с региональным Минстроем. Запуск проекта запланирован на сентябрь 2024 года. Предполагается, что проект поможет привлечению учащихся школ, ссузов и вузов в строительную отрасль и популяризации строительных профессий. А студенческие экскурсии на стройплощадки для СРО уже давно стали доброй традицией.

Строительные классы откроются с 1 сентября и в Краснодаре. Идея их создания принадлежит городскому департаменту строительства, а поддержку оказали департамент образования и региональная Ассоциация СРО «Межрегиональный Альянс Строителей». Результатом совместной работы двух городских департаментов и Союза «СРО «МАС» стала программа обучения, включающая в себя повышенное внимание к тем предметам, которые понадобятся будущим специалистам для сдачи ЕГЭ. Кроме того, в качестве дополнительного курса в расписании появится новый предмет «Основы инженерных конструкций», разработанный кафедрой архитектуры Кубанского государственного аграрного университета имени И. Т. Трубилина (КубГАУ). Раз в месяц для учеников строительного класса будут проводить выездные открытые уроки в проектных институтах, на стройплощадках и даже на производствах строительных материалов.

То, что опыт строительных классов востребован и при должно подходе будет успешным, могут подтвердить саморегуляторы Культурной столицы. Ассоциация «Объединение строителей Санкт-Петербурга» ещё в 2014-2015 годах начала разработку учебных программ и профориентационных мероприятий, а также создала первый строительный класс на базе средней общеобразовательной школы № 109 Приморского района Санкт-Петербурга. Эти первые шаги позволили провести анализ потребности всех участников, скорректировать программу и сгенерировать перспективные идеи.

В 2016-2017 годах аналогичные строительные классы были открыты в школах № 246 Приморского и № 87 Петроградского районов Санкт-Петербурга, а также в школе № 14 города Архангельска – в качестве филиала «Объединения строителей СПб». В 2018-2019 годах количество строительных классов выросло с 3-х до 6-ти (три десятых и три одиннадцатых). В школе № 246 Приморского района Петербурга была разработана специальная программа «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» – для ознакомления с профессией строителя детей дошкольного возраста.

Стоит добавить, что по инициативе СРО «Объединения строителей СПб» в 2015 году была создана базовая кафедра «Управление в строительстве» в Санкт-Петербургском государственном архитектурно-строительном университете (СПбГАСУ). В рамках совместной работы с университетом для студентов организуют посещение строительных объектов и предприятий, взаимодействие со специалистами, в том числе практику в компаниях, мастер-классы и лекции от экспертов отрасли.

Действуют постоянные совместные программы с региональными вузами у саморегулируемых организаций Сахалина, Челябинской, Пензенской, Липецкой, Тамбовской областей и многих других регионов страны.

Наконец, есть и практика совмещения профориентационной деятельности с благотворительностью. Например, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков, а также Ассоциация «Нижегородское объединение строительных организаций» во главе с президентом НОПРИЗ и генеральным директором этой СРО Анваром Шамузафаровым взяли шефство над государственным общеобразовательным учреждением «Дивеевская школа-интернат», что в Нижегородской области. На территории школы-интерната начато строительство здания мастерских и спортивного комплекса. Это позволит адаптировать основные общеобразовательные программы для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также благоустроить территорию школы.

К работе с молодёжью можно было бы отнести организацию викторин, детских конкурсов рисунков и поделок, спартакиады для строителей и прочую культурно-массовую работу. Но, если подумать, то главный вклад СРО всё-таки заключается в другом. Причин, по которой ребята и их родители скептически относятся к профессии строителя, две – это низкая оплата и тяжёлые условия труда. И если в части зарплат ситуация постепенно начинает улучшаться, то за достойное отношение к работнику бороться придётся ещё долго.

К сожалению, сегодня строительство в общественном сознании ассоциируется с высоким травматизмом, неквалифицированным физическим трудом, переработками, недостаточной охраной труда. Поэтому главное, что делают СРО и Национальные образования в этом направлении – это выполняют свои непосредственные функции, занимаясь вопросами безопасности и качества на стройплощадках.

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

05.08.24 в 11:59
Оценка статьи:
Средняя оценка 5 из 5 | Основано на 2 оценках пользователей
  • Полианна
    Полианна 05.08.2024 в 13:29 пишет:

    Мда....

    Ну во-первых, наше любимое дорогое и единственное государство очень заботится о том, чтобы сейчас стало больше рабочих.... Массово закрыли проход в 10 класс и открыли 10000 бюджетных мест в колледжах по разным направлениям... Учись не хочу....

    НО... Я сама лично общалась с сотрудником администрации одного из колледжа, и она мне поведала...
    1. Да, места для москвичей теперь открыты... условие одно - в школе надо плохо учиться, иначе по программе не пройдёшь...
    2. Да, много практики в программе со всеми вытекающими.... На выходе прям специалист....

    Вот только незадача... никому не нужны двоечники троечники....Представляете??? Действительно с производств есть запрос, НО просят по старой дружбе, во благо будущего взаимодействия...и т.д. и т.п.... дать посообразительнее, поумнее, ну и далее.... "А ХДЕ таких взять то???" - спрашивает моя собеседница риторически....

    Вот тебе и снова здорова....((((

    Ответить
    Полианна
    Полианна 05.08.2024 в 13:31 пишет:

    А что касается зарплат, так это удивили так удивили.... Где растут то и на сколько??? Что-то я упустила... Или мы опять на Росстат киваем, которые отменно умеют "мерить среднюю температуру по больнице, включая морг"???....

    Ответить
    СРОшник
    СРОшник 05.08.2024 в 16:43 пишет:

    Я считаю, что у СРО нет обязанности заниматься привлечением молодых специалистов в строительство. По собственному желанию, возможно. Но вменять в обязанность, и говорить, что те молодцы, а другие не очень?

    Ответить
    • Марк Андреевич
      Марк Андреевич 05.08.2024 в 23:12 отвечает пользователю: @СРОшник

      Обязанности нет, но проблема строителей = проблемы СРО? А вовлеченность помогает процессу?

      Но можно и забить, такое тоже практикуется.

      Ответить
    Федор
    Федор 05.08.2024 в 21:21 пишет:

    Проблема обучения рабочих специальностей состоит в том, что нужно окончательно решить, какой рабочий нужен на стройке: универсал или же узкопрофильный. Профессии рабочих очень много, но как их обеспечивать работой? Где найти столько работы, например, бетонщику, чтоб он сидел на одном объекте? Или машинисту асфальтоукладчика? Может логичней обучать для обычных объектов с квалификацией "рабочий-строитель", а не монтажник СТиЖБ отдельно, арматурщик отдельно, бетонщик отдельно, гидроизолировщик отдельно и т.д. и т.п.? А условия тяжёлые на стройке из-за того, что организация строительства и технология производства работ почти не разрабатывается до тендера, оплачивается заказчиками как попало, поэтому за неё никто из заказчиков не спрашивает особо, а подрядчики не заморачиваются, потому что никто толком не проверяет. Непонятно, как можно требовать от рабочего быстрого монтажа МК, если не дать ему, например, гайковёрт или сваебойку, а вместо этого дать два газовых ключа с кувалдами и дальше "чё хотите делайте, но чтоб к вечеру стояло". Непонятно, как можно просить сварщика сварить по-быстрому, если он с бытовым инвертором сидит и электродом 3мм тычет в металл 10мм без подготовки кромок. Непонятно, как можно писать в ПОС "работа с сыпучими материлами осуществляется с колёс" и тут же требовать с подрядчиков в исполнительной документации отбора проб и лабораторных испытаний, если для этого нужен этап заготовки материалов. Машины и механизмы по сборнику ФЭСМ я вообще не припомню, чтоб осмечивали - поэтому, например, почти ни на одном малом и среднем мостах при ремонте нету мостовых платформ; почти нигде на стройках не видать вспомогательных механизмов инвентарного типа; редко где увидишь ПОСовый автокран. Большинство ПОСов пишут - "вахтовый метод", а в ССР затрат на вахтовый метод нет, хотя даже межвахта должна оплачиваться по идее. Фундаментальная проблема - думать, как построить с удобством стройплощадки и методов работы для рабочих, вынужден почему-то подрядчик, но никак не проектировщик и не заказчик. Выдумали какой-то слой бумаг под названием "организационно-технологическая документация", хотя по факту это всё должно быть в проекте, чтоб прораб его открыл и сразу увидел, что нечего тут без автовышки работать.

    Ответить
    • Анфиса
      Анфиса 05.08.2024 в 21:32 отвечает пользователю: @Федор

      поэтому и работают нелегалы мигранты, всё умеют, и всё равно где и как жить :(

      Ответить
      Мимопроходил
      Мимопроходил 05.08.2024 в 22:03 отвечает пользователю: @Анфиса

      Вот тут не соглашусь. В последнее время мигранты всё чаще ищут комфортные условия высокооплачиваемой работы.

      Ответить
САМ - АВТОР
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 4
Сергей Яковлев
08.11, 13:46 7 3740
Не умеешь? Научим!
Аркадий Апумчик
07.11, 12:16 6 4020
Попробуй тут поспи спокойно…
Владимир Авденин
06.11, 10:41 6 4269
Запомни это, юрист СРО!
Добрило Мастеровой
05.11, 09:06 6 4462
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 3
Сергей Яковлев
01.11, 14:00 21 4714
Дабы обойтись без стрессов
Евгений Карант
31.10, 11:59 4 4770
Замороженных не избежать
Владимир Авденин
31.10, 07:11 2 4571
Быть готовым к «Дрожи Земли» – 2
Сергей Яковлев
25.10, 13:43 5 4605
Не самострой, а самостроище!
Инженер-строитель
24.10, 12:04 5 4752
Быть готовым к «Дрожи Земли»
Сергей Яковлев
18.10, 13:21 2 4626
Когда статья 60 дезавуирована. Часть 3
Салават Истамбаев
17.10, 10:44 2 4670
Доходные МКД
Владимир Авденин
15.10, 12:17 2 6427
Об ограничении права члена СРО
Валерий Мозолевский
09.10, 10:39 8 4829