Юрист
ОТ РЕДАКЦИИ. Уважаемые читатели, За-Строй.РФ представляет Вашему вниманию новую рубрику «Надо знать!». Здесь мы будем публиковать полезные материалы на актуальные темы строительства и саморегулирования, которые могут пригодиться в повседневной деятельности специалистам строительной отрасли, которым каждый день приходится решать весьма нетривиальные задачи. «Предупреждён – значит, вооружён», – говорили древние, и мы с этой максимой полностью солидарны!
А открывает цикл статья нашего постоянного эксперта, юриста Алексея Старицына на тему запросов Национальных объединений в адрес СРО и порядка работы с таковыми. Слово – Алексею Геннадьевичу.
***
«Знание относится только к явлениям,
а вещь в себе остаётся непознанной нами»
Иммануил Кант,
великий немецкий философ
Частью 8 статьи 55.20 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) определены основные функции Национального объединения саморегулируемых организаций.
Для осуществления своих функций Нацобъединения, в соответствии с частью 8.1 статьи 55.20 Кодекса, вправе направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы и уведомления.
Согласно части 5 статьи 55.2 Кодекса, непредоставление саморегулируемой организацией сведений по запросу Национального объединения, направленному при исполнении функций, предусмотренных пунктами 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 Кодекса, является одним из оснований для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций наряду с основанием, предусмотренным частью 1 статьи 21 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
В пунктах 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 Кодекса оказывается, что Национальные объединения могут направлять обязательные к исполнению запросы только по исчерпывающему перечню, а именно:
5) рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) саморегулируемых организаций соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включённых в Национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций);
7) подготовка и утверждение заключений о возможности внесения сведений о саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства в Государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений об отказе во внесении сведений о таких саморегулируемых организациях в Государственный реестр саморегулируемых организаций, заключений о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра саморегулируемых организаций, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра саморегулируемых организаций;
9) взаимодействие с саморегулируемыми организациями, органом надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной настоящим Кодексом информации.
Следовательно, запросы, направленные за пределами пунктов 5, 7 и 9 части 8 статьи 55.20 Кодекса, не являются обязательными к исполнению, значит, отвечать на них не обязательно, и это не может служить законным основанием для инициирования исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 5 части 8 статьи 55.20 Кодекса, должен содержать указание на поступление в Национальное объединение на рассмотрение обращений, ходатайств, жалоб саморегулируемых организаций соответствующих видов, а также жалоб иных лиц на действия (бездействие) СРО соответствующих видов, на действия (бездействие) специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства, включённых в Национальные реестры специалистов (за исключением жалоб и иных обращений саморегулируемых организаций), то есть одной ссылки на пункт 5 части 8 статьи 55.20 Кодекса в таком запросе явно недостаточно.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения поступившее обращение, ходатайство и тому подобное, учтя законодательства о персональных данных.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 7 части 8 статьи 55.20 Кодекса, должен содержать указание на принятие Национальным объединением решения о подготовке к утверждению заключения о возможности исключения сведений о саморегулируемых организациях из Государственного реестра, заключений об отсутствии оснований для исключения сведений о саморегулируемых организациях из Госреестра, то есть одной ссылки на пункт 7 части 8 статьи 55.20 Кодекса в таком запросе недостаточно, ввиду указания в Кодексе.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения решение о подготовке к утверждению соответствующего заключения.
Запрос, направляемый во исполнение функции, установленной пунктом 9 части 8 статьи 55.20 Кодекса, должен содержать указание на запрос, поступивший от органа надзора за саморегулируемыми организациями в части получения и передачи предусмотренной Кодексом информации.
Считаю, что Национальное объединение также должно приложить к запросу в виде приложения запрос, поступивший от органа надзора за саморегулируемыми организациями.
Взаимодействие СРО и Нацобъединения осуществляется только в части ведения Единого реестра членов саморегулируемых организаций и их обязательств, в составе которого СРО обязана вести реестр членов, и в объёме сведений, содержащихся в Едином реестре членов саморегулируемых организаций и их обязательств.
Других обязательных взаимодействий Кодексом не предусмотрено, следовательно, Национальные объединения не имеют законного права направлять иные обязательные для исполнения запросы, прикрываясь взаимодействием и так далее.
Кроме того, Национальные объединения не вправе вмешиваться в деятельность саморегулируемых организаций, ограничивать их деятельность, за исключением случаев, предусмотренных Кодексом (часть 9 статьи 55.20 Кодекса).
Градостроительный кодекс РФ чётко ограничил право Национальных объединений по направлению обязательных для исполнения запросов, установив для саморегулируемых организаций меру ответственности в виде специального основания для исключения сведений о СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
02.09.22 в 08:59
НОСТРОЙ расширительно толкует свои полномочия, а Минстрой России просто "крышует" такую деятельность НОСТРОЯ. Это следует из характера разъяснений, которые Минстрой за подписью Барминой выдает по спорным и острым вопросам применения градостроительного законодательства.
Иногда кажется, что Минстрой согласовывает свои разъяснения с кем-то в аппарате НОСТРОЙ...
ПОЧЕМУ?
Все просто и понятно - НОСТРОЙ платит конкретным сотрудникам Минстрой, и даже схемы известны - через аффилированные структуры заключаются контракты по которым выводятся деньги... а дальше обналичка...
Понятно, что правда где-то рядом, но обвинения серьезные...
У Барминой не хватит компетенции самостоятельно отвечать.
Все Верно Алексей Геннадьевич! Давно Пора оба НАЦОБА поставить на место в части превышения ими своих функций и полномочий!
А как это сделать с учётом того, что Вы выше написали???
Минстрой - структура мощная. Выше - только Правительство, которое такие мелочи и раньше не интересовали, а уж тем более сейчас не интересуют, а также Генпрокуратура которая завалена разным правовым хламом, и тоже не хочет вникать ни во что, если только не пролилась чья-то кровь... Ну, и Верховный Главнокомандующий есть. Но он один, а страна большая. И не его это в общем-то дело - Минстрой воспитывать.
Вот и получается, что выше Минстроя нет никого, кто бы его поправил. Они пользуются этим.
Согласна с Вами. Сама не знаю как это сделать...
Шикарный раздел. Спасибо Алексею Геннадьевичу за материал! Но....
неужели НОСТРОЙ когда-то останавливало то, что он что-то нарушает? И неужели есть случаи когда они отступали со своими незаконными методами добиваться того, что они хотят?.....
Необходимо писать письма с отказами в адрес Национального объединения строителей. Тем более, когда есть такое развернутое основание. В очередной раз идти на поклон по причине незнания последствий, которые в рамках закона не могут наступить, неразумно.
Мне представляется, что обязательный к исполнению запрос должен начинаться словами: "В соответствии с частью такой-то статьи такой-то прошу...".
Вместе с тем законодательство не ограничивает Нацобъединения направлять необязательные к исполнению запросы, и, насколько мне известно, большинство направляемых в адрес СРО запросов носят именно такой характер.
А дальше все сводится к тому, насколько руководителям СРО хочется иметь добрые отношения с высшим руководством Нацобъединений.
А еще мне представляется, что с введением саморегулирования должно было родиться одно единственное Национальное объединение строителей с обособленными подразделениями в каждом субъекте РФ. Кто придумал ныне действующую архитектуру саморегулирования мне доподлинно не известно. Есть только предположения на этот счет.
Это ничем не регламентировано. В связи с этим, к сожалению, Ваш комментарий именно о Вашем представлении.
Я думаю, что нам необходимо потребовать от Президента и Совета НОСТРОЙ, как исполнительных органов, разработать и согласовать РЕГЛАМЕНТ подачи запросов НОСТРОЕМ и НОПРИЗ и их исполнении со стороны СРО в соответствии требованиям Градостроительного Кодекса РФ.
Следует учитывать, что согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Алексей.
Что ты думаешь о правах НОСТРОЙ в части 55.10 и 55.11 Градостроительного Кодекса РФ.
А можно расшифровать вопрос?