Кандидат технических наук, член Общественной Палаты при Министерстве строительства Администрации Кемеровской области, Директор Ассоциации «СРО «Кузбасский проектно-научный центр»
Хаммурапи – царь Вавилона,
правил в 1793 – 1750 годах до н. э.
Кодекс Хаммурапи – свод законов
Вавилонского царства времён царя Хаммурапи.
Кодекс регулировал вопросы судопроизводства,
охраны различных форм собственности
и брачно-семейных отношений,
частного и уголовного права.
Человек с древнейших времён был кровно заинтересован в безопасности своего жилья. Самые ранние дошедшие до нас правила, устанавливающие ответственность строителей, относятся к 1760 году до нашей эры. При археологических раскопках древнего Вавилона была обнаружена гранитная плита с выбитыми на ней законами (несколько десятков законов), так называемый кодекс Хаммурапи. Две статьи кодекса относятся к строительству. В первой статье указывается, что в случае разрушения дома по вине строителя, сопровождаемого жертвами, строитель дома карается смертной казнью. Вторая статья обязывает строителя дома восстановить разрушенный по его вине дом за свой счёт, если разрушение дома обошлось без жертв.
Минстроем России 20 сентября 2018 года было подготовлено письмо № 38887, в котором указано, что работы по обследованию строительных конструкций зданий и сооружений, выполняемых по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, могут выполняться только членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий. Этим же письмом отозвано письмо Минстроя России от 20 июня 2018 года № 26459-ХМ/08. В свою очередь, отозванное письмо было подготовлено взамен направленных ранее писем Минстроя России от 16 сентября 2016 года № 30239-СМ/02, от 27 марта 2018 года № 12341-АБ/08 и от 11 апреля 2018 года № 14540 АБ/08. Какой же вопрос вызвал такую бурную реакцию в Минстрое два года назад?
Всё дело в том, что постановлением Правительства РФ от 19 января 2006 года в «Перечне видов инженерных изысканий» к специальным видам изысканий отнесено «Обследование состояния грунтов основания зданий и сооружений, их строительных конструкций». Первая половина вида изыскательских работ взята из пункта 4.3 СНиП 11.02.96 «Инженерные изыскания для строительства, Основные положения», действующего на время выхода постановления Правительства. Откуда взялась приписка «их строительных конструкций», остаётся большой загадкой. Такого вида специальных изыскательских работ нет как в указанном выше СНиПе, так и в последующих переизданиях этого нормативного документа – СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства» и СП 47.13330.2016 «Инженерные изыскания для строительства».
В 2006 году за техническую политику в сфере строительства отвечало Министерство регионального развития РФ (Минрегион России), в структуре которого существовал департамент государственной политики в сфере строительства и архитектуры. Очевидно, что где-то в глубине данного департамента и родилась эта, на первый взгляд, вполне безобидная приписка, которая затем оказалась в «Перечне видов инженерных изысканий», утверждённым постановлением Правительства РФ.
После выхода постановления Правительства РФ от 19 января 2006 года ознакомившиеся с данной припиской проектировщики и изыскатели только недоуменно пожали плечами. И каждый занялся своим привычным делом – изыскатели выполняли свои изыскательские работы, а проектировщики – свои, в том числе и обследование строительных конструкций зданий и сооружений. Ведь обследование являлось видом проектных работ, которым они занимались десятилетиями и по которым ими было разработано большое количество нормативной технической литературы (ГОСТ Р 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния». М., 2011, СП-13-102-2003 «Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений». М., Госстрой России, 2004, РД-22-01-97. «Требования к проведению оценки безопасности эксплуатации производственных зданий и сооружений поднадзорных
промышленных производств и объектов (обследование строительных конструкций специализированными организациями)». М., ЦНИИ Проектстальконструкция, 1997 и другие).
Вышедший 30 декабря 2009 года приказ № 624 Минрегиона России «Об утверждении Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», казалось бы, всё расставил по своим местам – в нём работы по обследованию строительных конструкций и сооружений отнесены к видам работ по подготовке проектной документации. О приписке – «их строительных конструкций» в перечне видов инженерных изысканий, благополучно забыли и, думалось, что навсегда.
Но неожиданно четыре года назад этот вопрос снова всплыл на поверхность – отдельные заказчики, ссылаясь на постановление Правительства РФ от 19 января 2006 года, стали требовать от проектных организаций, выполняющих обследование строительных конструкций объектов, вступление в изыскательские саморегулируемые организации. Можно предположить, что данный процесс был инициирован юридическими службами «коммерческих» изыскательских СРО, которые увидели в использовании вышеприведённой приписки законную возможность для получения дополнительных доходов для своих саморегулируемых организаций.
Понятно, что возникающие в этой связи проблемы у проектных организаций, их (юристов изыскательских СРО) совершенно не волновали. В результате возникла парадоксальная ситуация, теперь проектным организациям для осуществления своей деятельности необходимо быть членами двух СРО – проектной и изыскательской, а это значительно увеличивает финансовую нагрузку, требует включения в штат дополнительных специалистов изыскателей и внесения их в Национальный реестр.
Но это полбеды. Более опасным следствием использования приписки
«их строительных конструкций» является возможность для изыскательских организаций самостоятельно, или с привлечением недорогих и некомпетентных проектных организаций, выполнять обследование строительных конструкций зданий и сооружений (пироги начнёт печь сапожник). К каким тяжёлым материальным потерям и социальным последствиям это может привести понятно каждому квалифицированному строителю. И надо понимать, что вся ответственность за это лежит на Минстрое!
Тем удивительнее, с какой готовностью чиновники этого ведомства стали поддерживать в данном вопросе изыскательские СРО. Из пяти писем Минстроя (номера и даты писем приведены в начале статьи) в четырёх посланиях выражена поддержка сложившейся ситуации. И если в трёх письмах Минстроя указывается на юридическую обоснованность требования для проектных организаций, проводящих обследование строительных конструкций, состоять одновременно в проектной и изыскательской СРО (по юридическому статусу постановление Правительства РФ выше приказа Минстроя), то в письме № 12341-АБ/08 от 27 марта 2018 года даётся обоснование того, что работы по обследованию конструкций вообще не являются проектными!
В частности, в этом письме для обоснования своей позиции указывается следующее:
Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Авторам этого письма не известно то, что перед реконструкцией и капитальным ремонтом объекта проводится его обследование, в результате которого выполняются обмерочные чертежи (планы и разрезы здания, монтажные схемы и обмерочные чертежи строительных конструкций и другие), выполняются проверочные расчеты конструкций и разрабатываются чертежи по усилению или замене конструкций. А это всё не что иное, как проектная документация. Не известно им и то, что даже построенные до 1995 года самостроем объекты принимаются в эксплуатацию (по решению суда) после проведения обследования, то есть материалы обследования заменяет всю отсутствующую по объекту проектную документацию.
Ошибка с припиской «их строительных конструкций» была допущена в Минрегионе, но в сентябре 2014 года функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства указом Президента РФ были переданы Минстрою России. И исправлять указанную ошибку Минрегиона придётся Минстрою.
Напомню Министерству строительства и ЖКХ РФ, что правотворческая инициатива принадлежит тому члену Правительства, который несёт ответственность за решение вопроса, являющего предметом нормативного регулирования. От его имени составляется сопроводительное письмо и прилагается завизированный им проект постановления. Заключение Минюста России даёт оценку проекта нормативного акта на предмет его соответствия актам более высокой юридической силы, отсутствия внутренних противоречий и пробелов в правовом регулировании соответствующих отношений, а также на предмет соблюдения правил юридической техники. Экспертизу проекта проводит юридическая служба Аппарата Правительства РФ (на проведение экспертизы отводится 15-дневный срок). Проект постановления выносится на заседание Правительства, рассматривается и, после утверждения, подписывается председателем Правительства РФ.
В одном из выступлений на заседании Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Владимир Путин сказал:
Если мы и дальше будем распылять деньги, неспешно двигаться вперёд, а то и просто пережевывать вчерашние проблемы, мы просто опоздаем, причём опоздать можем навсегда, даже в последний вагон технологической революции не успеем прыгнуть.
В этой связи, может быть стоит Минстрою, наконец-то, зашевелиться и исправить ошибку, допущенную их коллегами в Минрегионе 14 лет назад?
Начиная с 2018 года Ассоциация «СРО «Кузбасский проектно-научный центр» неоднократно направляла по данной проблеме письма в Правительство РФ и Минстрой России. Из полученных от чиновников (разного уровня) Минстроя ответов можно подготовить довольно забавную публикацию, которая может достаточно негативно охарактеризовать работу этой структуры за прошедший период…
***
P. S.
И ещё мне стыдно за своих коллег из изыскательских СРО. Неужели для Вас деньги важнее, чем жизни россиян, которые могут стать жертвами этой совершенно необоснованной приписки «их строительных конструкций» в постановлении Правительства? Куда делись принципиальность и бесстрашие отдельных руководителей изыскательских СРО, временами демонстрируемых на Съездах НОПРИЗ?
Хотелось бы получить от Вас ответ!
(Эта статья также опубликована и в декабрьском номере журнала «Вестник НОПРИЗ»)
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
29.01.21 в 09:51
Быть иль не быть? Вот в чем вопрос.
Ответа нет, а статья супер! :)
Ситуация весьма показательна. Главным образом, тем, что никак не хочет меняться. Простые письма не помогают - видимо надо слать заказные ;) При чем рынок и заказчики как бы уже приспособились. Героем станет тот, кто сможет отделить конструкции от оснований ))))
Цитата: "Из полученных от чиновников (разного уровня) Минстроя ответов можно подготовить довольно забавную публикацию, которая может достаточно негативно охарактеризовать работу этой структуры за прошедший период…".
Уважаемый Сергей Яковлев, а можно ли предать огласке фамилии упомянутых Вами чиновников (разного уровня). Мне представляется, что профессиональное сообщество вправе знать имена своих "героев".
Огромное спасибо Сергею Кирилловичу за блестящую публикацию!!! Прочитал с большим удовольствием! А редакции За-Строй.РФ пожелание: так и дальше держать, коллеги!!! С уважением, Сергей Рогожук.
«приписка «их строительных конструкций»».... но это же копирайтинг!!! Надо же было хоть что-то от себя))) мда, было бы смешно, если бы не было так грустно....
Я, кстати, не знала об упомянутых статьях в законах Хаммурапи, хотя их изучала. Правильно говорят: история нужна для того, чтобы учиться....
Здравия Вам! Я не знаю, пройдёт ли мой комментарий в этой соц. сети,
в которой я не зарегистрирован, но я попробую, ради Истины.
В конце материала Вы пишете: "Хотелось бы получить от Вас ответ!"
Позвольте мне дать Вам (и всем читающим этот материал) ответ, поскольку никто другой Вам вразумительный ответ НЕ ДАСТ.
Всё
дело в том, что, отменив ст. 13 Конституции РФ государственную
идеологию, наши власти (точнее - находящиеся в состоянии идеологической
оккупации наёмные властные структуры РФ), по умолчанию навязали
гражданам РФ и их исполнительным и законодательным структурам чуждую нам
(но очень привлекательную) идеологию "БЕРИ ОТ ЖИЗНИ ВСЁ!"
Давайте вспомним, какая у нас до этого была государственная идеология и сравним её с той, которую мы приняли по умолчанию.
Давайте внимательно вчитаемся в ст.13 Конституции РФ:
"В Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной"...
Образно
интерпретируя вторую строчку, мы можем сказать так: никакая мораль не
может устанавливаться для общества в качестве гаранта социальной
справедливости.
Вот теперь давайте подумаем, откуда же у нас все беды и проблемы...
Мой
комментарий: когда каждого человека наделяют правами человека, но при
этом не спрашивают с него обязанности БЫТЬ ЧЕЛОВЕКОМ, в стране
начинается безпредел, при котором люди, наделённые правами человека, но
не желающие нести обязанности человека, "ловят рыбу в мутной воде", то
есть наживаются на других, тем самым, напрямую способствуя развалу и
деградации общества, потому что своим БЕЗНРАВСТВЕННЫМ, АМОРАЛЬНЫМ
поведением заражают сотни других.
Честь имею!"