Председатель правления Ассоциации строительных организаций «Поддержка организаций строительной отрасли» (СРО АСО ПОСО). Президент Межотраслевой ассоциации саморегулируемых организаций «Синергия»
На XX Всероссийском съезде строительных саморегулируемых организаций – членов Национального объединения строителей была обозначена важная проблема. Наука и техника не стоят на месте. Поэтому по мере усложнения процессов и технологий в важнейшей отрасли России требуется повышать производительность труда и, соответственно, квалификацию строителей.
Однако зачастую процесс приобретения новых знаний, навыков и квалификации происходит только на бумаге. Работодатели направляют строителей на фиктивные курсы повышения квалификации или дополнительного профессионального образования. Где реального обучения нет, а просто выдаются «корочки» по окончанию. Это профанация и бессмысленная потеря времени и денег.
При этом сейчас чрезвычайно важно работать над повышением квалификации специалистов, которые уже задействованы в строительной отрасли. Практика показывает, что заинтересованность и потребность в новых знаниях есть и у работодателей, и у самих строителей.
Однако здесь главной проблемой является время. Поскольку взрослые работающие люди большую часть дня проводят на рабочем месте, то они хотят получать качественное дополнительное профессиональное образование без отрыва от производства, вернее с минимальным отрывом от работы.
Поэтому сейчас очень важно разрабатывать и создавать новые учебные программы и образовательные комплексы с использованием передовых технологий и современных платформ, VR-тренажёров, с хорошей интерактивной картинкой и в удобных приложениях.
Следует не упрекать строителей в пристрастии к фиктивному образованию, а дать им возможность реально учиться, причём эффективно и увлекательно. Тем более, что мы живём в такое время, когда знания, даже фундаментальные, устаревают каждые 5-10 лет. Поэтому даже те, кто считают себя профессионалами, вынуждены постоянно учиться. Как говорила героиня «Алисы в стране чудес»: «Нужно бежать со всех ног, чтобы только оставаться на месте, а чтобы куда-то попасть, надо бежать как минимум вдвое быстрее!». Иными словами, чтобы оставаться востребованным и конкурентоспособным профессионалом, следует овладевать новыми знаниями быстрее, чем устареют нынешние. Быть на острие передовых теории и практики.
И сейчас, к счастью, для этого есть все возможности. Я убеждена, что именно СРО совместно с учебными центрами и центрами оценки квалификации (ЦОК) могли бы стать локомотивом в создании и внедрении новых образовательных программ для строителей.
В качестве решения проблемы профанации образования и торговли «корочками» некоторые мои коллеги предлагают очередные бюрократические процедуры. Якобы, если строители покупают «липовые» документы об образовании, то все центры, которые ими торгуют, надо где-то переписать, пересчитать и аккредитовать. То есть, по сути, действовать чиновничьими формальными методами «либо включить, либо исключить» и бороться с симптомами вместо болезни.
Однако если взглянуть на проблему под иным углом, то основная трудность заключается в том, что уровень и качество преподавания в сфере дополнительного профобразования крайне низкие. Обучение ведётся по старинке и неэффективно. Взрослых работающих семейных людей зачем-то сажают снова за школьную парту, а пожилой педагог, зачастую далёкий от практики, им что-то занудно бубнит. Понятно, что взрослые занятые люди не хотят и не будут ходить в классы, чтобы часами сидеть за партами, пропуская работу, которая кормит их и их семьи.
Поэтому начинать следует не с заведомо безнадёжной борьбы с учебными центрами, торгующими «корочками» (будет спрос – будет и предложение), а с того, что СРО, если они заинтересованы в борьбе против фиктивного образования, совместно с теми же учебными центрами по согласованию и при участии своих компаний-членов и авторитетных практиков займутся разработкой образовательных программ. То есть будут давать людям и фирмам не то, что им проще, а то, что нужно клиентам. Не просто «послушать для общего развития», а дать в предельно концентрированном и интересном виде актуальную и практически полезную информацию из реальной жизни. Как показывает практика, что это вполне успешно работает.
Что сделали мы? Начали мы с того, что создали 4 курса по повышению квалификации, по итогам которого, слушатель получает удостоверение о повышении квалификации, которое он может вполне спокойно прикладывать к своему диплому. Со стороны СРО мы дали материал, учителей (они же действующие строители) и всё это передали в учебный центр, с которым мы работаем. А дальше все материалы были переработаны в большую учебную программу на 72 часа и размещены на одной из самых современных учебных платформ.
Потом мы стали уговаривать наши компании либо загрузить демоверсию, либо просто посмотреть и попробовать. Что имеем мы сейчас? Сейчас у нас уже более 100 компаний перешли полностью на онлайн обучение, и я уверена, что их будет всё больше и больше. А главное мы получили обратную связь от организаций, что такой формат обучения очень удобен. Так что говорить, будто сотрудники в основном ленивы, безынициативно хотят лишь фиктивного образования – несправедливо. Проблема не в людях, а в качестве и удобстве формата подачи новых знаний.
«Плюсы» такого подхода ещё и в том, что вся учебная и нормативно-правовая база дистанционных или очно-дистанционных учебных курсов и программ разрабатываются и хранятся в удобном электронном формате. Поэтому они всегда под рукой и легко доступны и с телефона, и с домашнего компьютера.
Сегодня целесообразно, на мой взгляд, двигаться именно в этом направлении. Необходимо развивать и активно внедрять дистанционное образование в строительстве. Для этого существует множество платформ, где уже успешно реализуются различные образовательные программы. Так что велосипед изобретать не нужно, нужно приспособить его раму к нашим дорогам, научиться ездить и поехать в нужном направлении.
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
21.09.21 в 13:27
От ЦОКать наших строителей видимо придётся, но хотелось бы понять где взять преподавателей для подготовки которые грамотней Строителя осваивающего каждый день что то новое а не сидящего в ВУЗе с о дня своего выпуска уже 40 лет и этим гордится. И есть ещё вопрос к юристам: Человек попал в Реестр НРС и как его оттуда выгнать если он уже там? Может нам не трогать тех кто заведён в реестр а ЦОКать новых соискателей? Это сильно отпугнёт комерсов желающих продавать корочки - спрос не велик, нет вала!
А как можно не трогать тех, кто заведен? Куда их девать?
Пусть там и остаются. Пока не выйдут. (иногда ногами вперёд). А всех новеньких через ЦОК, раз им так хочется. Я помню у юристов есть фраза : закон не имеет обратной силы( вроде так). Это не тот случай???
Ногами вперёд из НРС не выходят.
Если честно, то мне кажется, что это никому не надо.... Ну вот честно.
Как всегда забыли спросить у строителя: "Что тебе надо, дорогой?"
Работы и денег! Или просто денег!
Кому проходить обучение? Реальным рабочим, которые по-русски плохо говорят или фейковым людям, которые сидят в НРС?
ВСЕМ!!!