Top.Mail.Ru

В ответе ли СРО за «субчиков»?

Оказалось, что из компфондов саморегулируемых организаций по итогам капитальных ремонтов МКД взыскивают не только ФКРы…

248
0
Время чтения 4 минуты
25.12.2025

Весьма любопытное дело попалось нам на глаза – № А46-11096/2023. В данном судебном споре АО «Омскэлектро» взыскало в порядке субсидиарной ответственности с ООО «Квантор-Строй» 1.919.961 рубль 60 копеек убытков, 32.200 рублей – судебных расходов по уплате государственной пошлины, 10.000 рублей – судебных издержек по оплате услуг эксперта. Убытки возникли вследствие выявленных недостатков (дефектов) выполненных работ, выявленных в пределах гарантийного срока, проведённого капитального ремонта нескольких многоквартирных домов в городе Омск.

В деле в качестве третьего лица было привлечено Национальное объединение строителей. К слову сказать, второй ответчик – Ассоциация «Саморегулируемая организация «Союз Стройиндустрии Свердловской области» (СРО-С-083-27112009) уже выплатила по искам АО «Омскэлектро» более 4.000.000 рублей из компенсационных фондов, а при этом количество исков, поданных этим акционерным обществом к СРО исчисляется десятками и только продолжает расти.

Изучая решение суда, мы обратили внимание на то, что недостатки выполненных работ, установлены по результатам рассмотрения дел Центральным районным судом города Омска № 2-35/2022 и № 2-37/2022. В указанных решениях значится следующий абзац:

Между Департаментом городского хозяйства Администрации г. Омска и АО «Омскэлектро» заключено соглашение о предоставлении из бюджета г. Омска субсидии на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов от 23.12.2019 года № 907-865/2019. Между АО «Омскэлектро» и ООО «Квантор-Строй» заключен договор подряда на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, в том числе на капитальный ремонт фасада дома <адрес> от 27.07.2020 года № 312-148/2020.

Нас, конечно же, заинтересовало, что же это за соглашение от 23 декабря 2019 года № 907-865/2019. И мы его нашили. Но, помимо этого, мы нашли ещё и определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 25 июля 2023 года № 304-ЭС23-3847 по делу № А46-20277/2021, в котором рассматривался спор, связанный с указанным соглашением, а точнее, с конкурентными закупками на получение субсидий по проведению капитальных ремонтов МКД. И вот какие интересные вещи содержатся в определении Судебной коллегии ВС РФ:

Во исполнение названных требований и в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.09.2016 № 887 «Об общих требованиях к нормативным правовым актам, муниципальным правовым актам, регулирующим предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг» Администрацией города Омска принято Положение о предоставлении субсидий, которым, как отмечено выше, предусмотрено проведение отбора получателей субсидий на конкурсной основе с использованием критериев оценки заявок.

Положение закреплено в постановлении Администрации г. Омска от 19 января 2018 года № 40-п «О предоставлении из бюджета города Омска субсидий на финансовое обеспечение затрат по проведению капитального ремонта многоквартирных домов».

По пункту 8.2 Положения оценка получателей субсидии осуществляется по следующим критериям оценки заявок с использованием балльной системы оценок по каждому критерию отдельно:

  1. членство получателя субсидии в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее – СРО) на момент подачи заявки;
  2. наличие опыта оказания услуг и (или) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, исчисляемого в виде средней стоимости по исполненным получателем субсидии договорам, подтверждённой соответствующими актами приёмки выполненных работ, подписанными заказчиками, а также по документам, подтверждающим выполнение вышеуказанных работ хозяйственным способом, за последние три календарных года до года подачи заявки в процентном отношении к предельному размеру договорных обязательств, соответствующему уровню ответственности получателя субсидии как члена СРО;
  3. наличие продолжительного опыта оказания услуг и (или) выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, подтверждённого соответствующими актами приёмки выполненных работ, подписанными заказчиками, а также по документам, подтверждающим выполнение вышеуказанных работ хозяйственным способом, за прошлые периоды до года подачи заявки…

А теперь (внимание!) самое главное:

Содержание отмеченных пунктов Положения указывает на то, что проведение отбора на конкурсной основе, который включает два этапа и оценку заявок получателей субсидий по установленным критериям, позволяет применительно к каждому конкретному многоквартирному дому избрать единственного из них, обладающего необходимым опытом и квалификацией в сфере строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, необходимыми материальными и трудовыми ресурсами, финансовой и экономической устойчивостью, что, в свою очередь, обеспечивает эффективность и результативность использования соответствующих бюджетных средств.

То есть, Верховный Суд РФ сказал, что проведённые торги по Федеральному закону № 44-ФЗ в целях заключения соглашения о предоставлении субсидий являлись конкурентными процедурами на заключение контракта о проведении капитального ремонта в МКД, в соответствии с которыми выбирался подрядчик, а именно АО «Омскэлектро».

Это подтверждают и другие нормы Положения о предоставлении субсидии. В пункте 7 указан перечень документов, электронные копии которых участники представляют для участия в отборе «в системе «Электронный бюджет» одновременно с заявкой:

  • акт осмотра технического состояния многоквартирного дома (дефектной ведомости) и (или) технического задания на обследование (проектирование), подтверждающих необходимость проведения капитального ремонта МКД, подписанные лицом (лицами), которое (которые) уполномочено (уполномочены) действовать от имени получателя субсидии;
  • перечень видов работ и объёма затрат по капитальному ремонту, подлежащих финансированию за счёт субсидии;
  • проектно-сметную (сметную) документацию на капитальный ремонт, составленную в соответствии с требованиями действующего законодательства и нормативно-технических документов.

Получается, что по итогам проведённых конкурентных процедур департаментом городского хозяйства Администрации города Омска был выбран подрядчик АО «Омскэнерго» для проведения капитальных ремонтов МКД. В свою очередь, это акционерное общество заключило субподрядные договоры с другими членами СРО.

Кстати, даже наши коллеги поняли это ещё в январе 2020 года.

Исходя из всего изложенного, возникает резонный вопрос: несёт ли СРО ответственность своими компенсационным фондами по договорам субподряда?

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!