Нынешняя СПО – не панацея!
Чтобы систему профессионального образования в России сделать полноценной, придётся восстанавливать советскую модель. К такому выводу эксперты приходят всё чаще
Последние два года отметились любопытной тенденцией в российском образовании – власть всё настойчивее стала говорить о том, что пора бы гражданам перестать тащить своих чад в институты и университеты, а вместо этого подумать о среднем специальном образовании. Мол, что-то многовато развелось в стране «офисных бездельников», а вот руками работать некому. От слов и агитации кое-где уже перешли и к делу.
Например, председатель общественного движения «Родители Москвы» Илона Менькова пожаловалась журналистам, что всё чаще столичные школы вводят дополнительные критерии для перехода учеников в 10-й класс. Ребятам приходится проходить дополнительный отбор, а оставшимся школьное руководство недвусмысленно рекомендует идти в техникумы и профтехучилища.
Об аналогичной проблеме сообщали в Иркутской и Челябинской областях, Краснодарском крае. И в целом у многих складывается впечатление, что налицо некий федеральный тренд на аккуратное вытеснение «излишних» учеников в систему среднего профтехобразования.
Курс на сокращение поступающих в вузы выглядит несколько странно, особенно на фоне постоянных жалоб чиновников на нехватку в стране врачей, учителей и инженеров. Но не будем придираться к мелочам. Лучше посмотрим, как обстоят дела в самой системе среднего профессионального образования (СПО). Тем более, что на днях министр просвещения РФ Сергей Кравцов с трибуны заявил о впечатляющих успехах – уровень трудоустройства выпускников СПО превысил 80%! Так, может, и правда не стоит мучить ребятишек матаном да сопроматом, а вместо этого отправлять их в училище, чтобы побыстрее получили рабочую специальность, да начали зарабатывать?
Однако при более пристальном изучении российской статистики оказывается, что далеко не всё так замечательно, как хотелось бы. В число «трудоустроенных» попадают все выпускники, заключившие любой трудовой договор – а это может быть и работа по специальности, и занятость курьером или посудомойщиком. Вот и получается, что в министерские 80% попали и выпускник строительного колледжа, который развозит фастфуд в жёлтой коробке, и выпускница медучилища, бойко упаковывающая букеты в цветочном магазине. Все они считаются успешно трудоустроенными.
Эксперт в сфере образования Иван Якунин приводит другие цифры:
Реальная эффективность системы профобразования измеряется не формальным трудоустройством, а работой именно по полученной специальности. По нашим данным, этот показатель не превышает 40-50-ти процентов в большинстве регионов.
С этой оценкой примерно согласуется и исследование, которое провели в РАНХиГС в 2023 году. Согласно ему, только 54% выпускников СПО работают по специальности, 22% продолжают обучение, 14% работают не по специальности, и остальные 10% вообще не смогли найти работу.
То, что Минпросвещения России, мягко говоря, несколько приукрашивает реальные показатели, стало известно и в Государственной Думе. Депутат Олег Смолин погрозил чиновникам пальчиком:
Мы наблюдаем систематическое завышение показателей. Ведомство Кравцова предпочитает красивые отчёты реальной работе. Вместо решения системных проблем они занимаются производством пустых цифр.
Проблемы профессиональных училищ хорошо известны. Это, прежде всего, устаревшая материальная база. Для того, чтобы обучать рабочей профессии, мало тетрадки и доски – нужны станки, инструменты, стенды, современное производственное оборудование. А с этим у большинства учебных учреждений беда.
Другая проблема, общая с вузами – полная оторванность от реального производства. Работодатели не участвуют в разработке учебных программ, не предлагаю практику, не интересуются выпускниками. А если и поддерживают какие-то контакты, то воспринимают молодых специалистов как дешёвую и неквалифицированную рабочую силу, которую можно набирать, платить копейки и безнаказанно обманывать. Не удивительно, что при таком отношении и сами выпускники не горят желанием идти на производство.
Эксперт Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко констатирует:
В регионах существует парадоксальная ситуация: с одной стороны – нехватка квалифицированных кадров на производствах, с другой – невозможность трудоустройства выпускников колледжей. Работодатели не готовы платить достойную зарплату, а молодые специалисты не хотят работать за копейки.
Таким образом, в среднем профессиональном образовании складывается ровно та же неприглядная картина, что и в вузовском. С 90-х годов вузы и техникумы отправились в свободное плавание по волнам коммерции, не готовя специалистов, а оказывая образовательные услуги. А кадровые отделы предприятий привыкли жить по принципу «очереди за забором», из которой постоянно можно найти новые кадры. В итоге учебные заведения не видят смысла в сотрудничестве с работодателями, а последние не хотят возиться с подготовкой будущих кадров, надеясь то ли на мигрантов, то ли на искусственный интеллект.
Полноценная система профессионального образования сохранилась с советских времён только в ключевых направлениях, таких, как Росатом, железнодорожный транспорт, нефтегаз. Там все эти годы успешно действуют профильные вузы и сеть профессиональных училищ, работающих в тесной связке с главным работодателем. И очевидно, что остальным отраслям, если они не хотят остаться совсем без работников, придётся восстанавливать эту же модель.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
От слов к делу перешли уже давно…. А лучше бы отказались от ОГЭ, ЕГЭ, и прочего и прочего…. А то не образование уже, а хрен пойми что(((
@Полианна, согласен. Вернуть советскую систему образования было бы самым правильным решением. А на колледжи всегда желающие найдутся.
Интересно, а что может сделать Минпросвещения, если такие условия и зарплата? Это скорее работа для депутатов?
Реальность, какая бы она не была
У человека должен быть выбор. А эти неожиданные барьеры, которые встречают всех уже в момент перехода на мой взгляд незаконны.
В советской СПО перекосов ничуть не меньше, а может и больше. В целом российская СПО повторяет ошибки советской. Не надо думать, что в СССР прям было качественное образование, всё решала обычная муштра и зубрёжка. Впрочем, сейчас то же самое. Но что лично мне непонятно, так это две вещи. Первая - образование устарело от даты, в которую выпущен самый новый учебник по профессии. Отсюда вывод - теории должно быть гораздо меньше по часам, чем практики, т.к. внутриклассная теория без практики мертва. Но у нас всё как обычно наоборот. Второе - поступил я, допустим, в колледж после 9го. В советской и российской СПО меня вместо обучения профессии с первого дня будут вперемешку дрючить с предметами из школы. Объясните мне, нахрена мне, если я ушёл после 9го класса, учебник ядерной физики из 11го? Нахрена мне 5-мерная геометрия из 10го класса? Нахрена мне история России углубленная за 11 класс? Я пришел получать профессию, вместо этого за 3 года 6 месяцев обучения мне 50-75% учебного времени первые два курса льют ту же воду в те же уши. То же и в ВУЗах - начинают пичкать, например, будущих инженеров-дорожников всякими историями, программированием, биологией. Вы там хотите специалистов получать или всесторонне развитых людей по Пушкину "мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь". Реально в ССУЗах профессию получать за 1.5 года, в ВУЗах за 3, если учить сугубо профессии, а не размазывать всякую дичь на 4-6 лет. А если хочешь заниматься наукой - есть аспирантура. И не надо этих магистратур непонятных.
@Федор, ..... во многом Вы правы. Надо серьезно пересматривать учебные программы. Например, в Великобритании это делает саморегулируемая организация "Институт Строительства", основанная на добровольном членстве юридических и физических лиц. Министерства не могут и не должны разрабатывать учебные программы. В ВУЗах дается много лишнего и не додается нужного. В свое время изучал высшую математику 3 семестра, но даже при проведении научных исследований пригодилось только знание производных. Ведь все необходимое в профессиональной работе можно найти в справочниках, а сейчас и в Интернете. Этому и надо учить. Давать только базовые знания и практику (современную, конечно). Назрел коренной прелом в высшем и техническом образовании (и в науке тоже!). Ведь опыт есть брать с кого ...
@Федор, .....после колледжа не все идут махать лопатой и шпателем, некоторые идут в высшее учебное заведение ;)
@Сергей Яковлев, .....сплошь и рядом знатоки образования, в министерстве образования нервно курят :)
@Сергей Яковлев, .....не хватало нам и тут ещё СРОху завести, мало же!
@Анфиса, ..... Ваши бы слова, да богу в уши!
@Илья, ..... Вы, вероятно, не поняли о чем речь. В Великобритании "Институт Строительства" это единственная саморегулируемая (в российском понимании, конечно; точнее это профессиональная "цеховая" организация) профессионалов в строительстве. В ней более 50 тысяч членов со всего мира, издается два профессиональных журнала, проводятся многочисленные конференции и идет обучение (переподготовка) уже сформировавшихся специалистов. Например, там проходила стажировка ученых из МГСУ (тема Еврокоды). Речь о том, что учебные программы в строительстве (и не только) должны готовить профессионалы, а не чиновники министерств ...
@Сергей Яковлев, .....может и в уши, но все тут, а они там ;)
@Сергей Яковлев, .....вероятно не понял! А потому что то, что Вы описываете СРОхой не назовешь! И надеюсь это реально так! Не очередная контора по сбору дани!
@Илья, ..... об этой организации и ее создании можно прочитать в Интернете. Много интересного и полезного. Приятного чтения ...
@Анфиса, ..... я уже староват, но Вы-то ведь нет. И не надо чувствовать себя беспомощной букашкой. Жизнь научила меня тому, что и один человек - в поле воин. Если он человек, конечно ...
@Сергей Яковлев, а мне это зачем? Я прекрасно знаком с нашей системой СРОрегулирования. Собирание денег и ничего более!
@Илья, ..... имеется в виду "Институт Строительства" в Англии. Эта организация создалась более 200 лет назад . Ее создали 6 инженеров-строителей. Главная цель - честный бизнес и взаимовыручка в трудных ситуациях. К российской системе СРО это не имеет ни какого отношения ...