Вчера мы опубликовали статью нашего постоянного автора Аркадия Апумчика, посвящённую актуальной теме пространственного развития России и той роли, которую при этом может играть система строительного саморегулирования. Между тем уже известно, как эту задачу видят российские власти и каким образом они будут пытаться её решить. Ответ содержится в Стратегии пространственного развития до 2030 года с прогнозом до 2036 года, которая была утверждена в жизнь распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024-го № 4146-р.
Экономика должна быть развитой, а граждане счастливыми
Одно из главных новшеств новой Стратегии – создание единого перечня опорных населённых пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определённых майскими указами Президента России в 2024 году.
В перечень опорных населённых пунктов вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Кроме того, туда включены города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры. Также в перечень вошли населённые пункты, включая сельские, выполняющие функции опорных. В них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры, обеспечивающие потребности жителей прилегающих территорий.
В зависимости от численности населения в населённых пунктах указано, какие промышленные, образовательные, транспортные и социальные проекты там предполагается развивать. В числе приоритетных задач развития опорных населённых пунктов указано строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей. Отдельные главы прописаны для новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации в ходе Специальной военной операции, а также для арктических и дальневосточных территорий.
Стратегия (а занимает она 76 страниц убористым шрифтом) отличается высоким уровнем абстрактности, который свойственен такого рода программным документам. В основном разработчики перечислили всё то хорошее, что нужно было бы сделать в промышленности, транспорте и социальной сфере в максимально обтекаемой форме: экономика должна развиваться сбалансированно, промышленность должна быть высокотехнологичной, наука инновационной, образование современным, а граждане счастливыми. При этом не слишком уточнялось, какими именно способами всего этого можно добиться. Тем не менее, можно найти в Стратегии и рациональное начало.
Что ожидает строителей?
Так, целый раздел посвящён развитию двух важнейших сфер отечественной экономики. Основными принципами развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства называют следующее:
- Обеспечение дифференцированного подхода к мерам государственной поддержки жилищного строительства на различных территориях, в том числе с учётом уровня обеспеченности жильём и потребности в жилье, при обеспечении приоритета городских агломераций и опорных населённых пунктов, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику и рост занятости населения и геостратегических территорий Российской Федерации.
- Стимулирование средне- и малоэтажной жилищной застройки, индивидуальной жилищной застройки на прилегающих территориях к ядру городских агломераций, а также в малых, средних городах и сельских населённых пунктах.
- Стимулирование увеличения строительства жилых помещений большой площади для проживания семей с детьми.
- Применение комплексного подхода к обеспечению качества городской среды: поддержание баланса развития жилой застройки и обеспеченности инфраструктурой, стимулирование развития многофункциональных городских территорий, повышение эффективности использования существующих застроенных территорий.
- Повышение эффективности реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, приоритет работ, влияющих на продолжительность эксплуатации, повышение финансовой устойчивости программ капитального ремонта, приоритет выполнения мероприятий и работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности действующего жилищного фонда при осуществлении капитального ремонта.
- Обеспечение сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
- Снижение дифференциации территорий по обеспеченности жилищно-коммунальной инфраструктурой.
- Обеспечение экономической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве за счёт внедрения новых технологий, бережливого строительства и цифровизации.
- Использование при реализации проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства механизмов государственно-частного партнёрства.
В этом же разделе перечислены задачи развития строительства и ЖКХ, которые в общем повторяют то, что изложено в «принципах». Как можно видеть, к ИЖС (о необходимости которого так много говорили в последние годы) добавилась мало- и среднеэтажная застройка. При этом приоритет предлагается отдавать городским агломерациям и «опорным населённым пунктам».
Похоже, на райцентры, мелкие посёлки, деревни и прочую русскую глубинку авторы предлагают силы не распылять. Остальное сводится к привычным призывам к цифровизации, эффективности и поиску частных инвесторов.
Что ждёт федеральные округа?
Другой, неожиданно конструктивной частью Стратегии стали разделы, посвящённые отдельным федеральным округам. По каждому из них довольно подробно расписаны цели и задачи, которыми предложено заниматься с учётом геоэкономических и исторических особенностей.
Например, основные направления развития Северо-Западного федерального округа будут следующие:
- Реализация проектов в сфере искусственного интеллекта и высоких технологий (в первую очередь, в добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности, генетических технологиях, энергетической безопасности).
- Создание межрегионального кластера автомобильной промышленности, в том числе на базе площадок бывших автомобильных производств в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях.
- Снятие инфраструктурных ограничений в части сбалансированного использования портовых мощностей (в том числе за счёт ликвидации «узких мест» на железнодорожных подходах к морским портам Балтийского и Арктического бассейнов), транспортной безопасности Калининградской области и газификации отдельных субъектов Российской Федерации (в первую очередь, Мурманской области и Республики Карелия).
- Развитие глубокой переработки древесины с ориентацией на внутренний рынок за счёт технологического перевооружения лесопромышленного комплекса и создание производств металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
- Обеспечение экономической безопасности Калининградской области за счёт развития собственного производства и устойчивого транспортного сообщения.
Для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны РФ одним из главных приоритетов должно стать развитие транспортной инфраструктуры, включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, Северный морской путь. Для Северо-Кавказского федерального округа – раскрытие транзитного и логистического потенциала с учётом развития международного транспортного коридора «Север – Юг». Для Сибирского федерального округа – создание производственных цепочек и промышленных кластеров высоких переделов, ориентированных на использование местной сырьевой базы (в первую очередь, древесины, угля, нефти, природного газа, драгоценных металлов, алюминия и иных цветных металлов, сельскохозяйственного сырья). Для Южного федерального округа – строительство новых генерирующих мощностей и развитие агропромышленного комплекса. И так далее.
Стратегию утвердили. Что дальше?
Новый программный документ уже прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он отметил, что новая Стратегия пространственного развития была разработана с учётом предложений регионов, Совета Федерации, Государственной Думы и экспертного сообщества:
Для нас важно повысить самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития за счёт роста собственных доходов их бюджетов. Большое внимание будет уделено развитию социальной, энергетической, коммунальной, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Эта работа станет основополагающим элементом реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».
Теперь на основе Стратегии Министерство экономического развития РФ совместно с другими заинтересованными органами власти в трёхмесячный срок должно разработать и представить план мероприятий по реализации всех прописанных в документе положений.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Обещать не значит жениться.
Когда нам обещают счастливое будущее - это явное лукавство мягко говоря! Очень мягко!
Может и до нас прогресс дойдёт? Цивилизация, транспортное сообщение? Только не переусердствовали бы :=)
Эти Стратегии пустая трата времени и денег! Я только так к этому отношусь!
Как известно, любая стратегия определяет только лишь вектор развития. В этом смысле данная стратегия представляется правильной. А вот с какой скоростью страна будет двигаться в заданном направлении и хватит ли нам (и авторам Стратегии) жизни на то, чтобы увидеть нарисованное в документе "счастье", покажет время.
На мой взгляд, гораздо более интересным документом является недавно утвержденный Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Из этого документа я не понял, планируется ли продолжать строить 120 млн. кв. метров в год, или эта цифра уже вошла в историю.
До счастья точно нам не дожить!