Развиваться будем по Стратегии

Обсуждение: 7
386

Что обещает строительному сообществу и всем гражданам России новый концептуальный документ на ближайшую пятилетку?

Вчера мы опубликовали статью нашего постоянного автора Аркадия Апумчика, посвящённую актуальной теме пространственного развития России и той роли, которую при этом может играть система строительного саморегулирования. Между тем уже известно, как эту задачу видят российские власти и каким образом они будут пытаться её решить. Ответ содержится в Стратегии пространственного развития до 2030 года с прогнозом до 2036 года, которая была утверждена в жизнь распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2024-го № 4146-р.

Экономика должна быть развитой, а граждане счастливыми

Одно из главных новшеств новой Стратегии – создание единого перечня опорных населённых пунктов, развитие которых будет способствовать достижению национальных целей развития, определённых майскими указами Президента России в 2024 году.

В перечень опорных населённых пунктов вошли городские агломерации, административные центры, города, где реализуются новые инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику. Кроме того, туда включены города, жители которых заняты в обеспечении национальной безопасности и обслуживании критически важной инфраструктуры. Также в перечень вошли населённые пункты, включая сельские, выполняющие функции опорных. В них работают медучреждения, школы, вузы и культурные центры, обеспечивающие потребности жителей прилегающих территорий.

В зависимости от численности населения в населённых пунктах указано, какие промышленные, образовательные, транспортные и социальные проекты там предполагается развивать. В числе приоритетных задач развития опорных населённых пунктов указано строительство жилья, создание коммунальной и социальной инфраструктуры для привлечения кадров, развитие транспорта, расширение межрегиональных экономических связей. Отдельные главы прописаны для новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации в ходе Специальной военной операции, а также для арктических и дальневосточных территорий.

Стратегия (а занимает она 76 страниц убористым шрифтом) отличается высоким уровнем абстрактности, который свойственен такого рода программным документам. В основном разработчики перечислили всё то хорошее, что нужно было бы сделать в промышленности, транспорте и социальной сфере в максимально обтекаемой форме: экономика должна развиваться сбалансированно, промышленность должна быть высокотехнологичной, наука инновационной, образование современным, а граждане счастливыми. При этом не слишком уточнялось, какими именно способами всего этого можно добиться. Тем не менее, можно найти в Стратегии и рациональное начало.

Что ожидает строителей?

Так, целый раздел посвящён развитию двух важнейших сфер отечественной экономики. Основными принципами развития жилищного строительства и жилищно-коммунального хозяйства называют следующее:

  1. Обеспечение дифференцированного подхода к мерам государственной поддержки жилищного строительства на различных территориях, в том числе с учётом уровня обеспеченности жильём и потребности в жилье, при обеспечении приоритета городских агломераций и опорных населённых пунктов, в которых реализуются крупные инвестиционные проекты, существенно влияющие на экономику и рост занятости населения и геостратегических территорий Российской Федерации.
  2. Стимулирование средне- и малоэтажной жилищной застройки, индивидуальной жилищной застройки на прилегающих территориях к ядру городских агломераций, а также в малых, средних городах и сельских населённых пунктах.
  3. Стимулирование увеличения строительства жилых помещений большой площади для проживания семей с детьми.
  4. Применение комплексного подхода к обеспечению качества городской среды: поддержание баланса развития жилой застройки и обеспеченности инфраструктурой, стимулирование развития многофункциональных городских территорий, повышение эффективности использования существующих застроенных территорий.
  5. Повышение эффективности реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов, приоритет работ, влияющих на продолжительность эксплуатации, повышение финансовой устойчивости программ капитального ремонта, приоритет выполнения мероприятий и работ, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности действующего жилищного фонда при осуществлении капитального ремонта.
  6. Обеспечение сбалансированной модели тарифного регулирования в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
  7. Снижение дифференциации территорий по обеспеченности жилищно-коммунальной инфраструктурой.
  8. Обеспечение экономической эффективности в жилищно-коммунальном хозяйстве за счёт внедрения новых технологий, бережливого строительства и цифровизации.
  9. Использование при реализации проектов в сфере жилищно-коммунального хозяйства механизмов государственно-частного партнёрства.

В этом же разделе перечислены задачи развития строительства и ЖКХ, которые в общем повторяют то, что изложено в «принципах». Как можно видеть, к ИЖС (о необходимости которого так много говорили в последние годы) добавилась мало- и среднеэтажная застройка. При этом приоритет предлагается отдавать городским агломерациям и «опорным населённым пунктам».

Похоже, на райцентры, мелкие посёлки, деревни и прочую русскую глубинку авторы предлагают силы не распылять. Остальное сводится к привычным призывам к цифровизации, эффективности и поиску частных инвесторов.

Что ждёт федеральные округа?

Другой, неожиданно конструктивной частью Стратегии стали разделы, посвящённые отдельным федеральным округам. По каждому из них довольно подробно расписаны цели и задачи, которыми предложено заниматься с учётом геоэкономических и исторических особенностей.

Например, основные направления развития Северо-Западного федерального округа будут следующие:

  1. Реализация проектов в сфере искусственного интеллекта и высоких технологий (в первую очередь, в добыче полезных ископаемых, фармацевтической промышленности, генетических технологиях, энергетической безопасности).
  2. Создание межрегионального кластера автомобильной промышленности, в том числе на базе площадок бывших автомобильных производств в Санкт-Петербурге, Калининградской и Ленинградской областях.
  3. Снятие инфраструктурных ограничений в части сбалансированного использования портовых мощностей (в том числе за счёт ликвидации «узких мест» на железнодорожных подходах к морским портам Балтийского и Арктического бассейнов), транспортной безопасности Калининградской области и газификации отдельных субъектов Российской Федерации (в первую очередь, Мурманской области и Республики Карелия).
  4. Развитие глубокой переработки древесины с ориентацией на внутренний рынок за счёт технологического перевооружения лесопромышленного комплекса и создание производств металлопродукции с высокой добавленной стоимостью.
  5. Обеспечение экономической безопасности Калининградской области за счёт развития собственного производства и устойчивого транспортного сообщения.

Для Дальневосточного федерального округа и Арктической зоны РФ одним из главных приоритетов должно стать развитие транспортной инфраструктуры, включая Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, Северный морской путь. Для Северо-Кавказского федерального округа – раскрытие транзитного и логистического потенциала с учётом развития международного транспортного коридора «Север – Юг». Для Сибирского федерального округа – создание производственных цепочек и промышленных кластеров высоких переделов, ориентированных на использование местной сырьевой базы (в первую очередь, древесины, угля, нефти, природного газа, драгоценных металлов, алюминия и иных цветных металлов, сельскохозяйственного сырья). Для Южного федерального округа – строительство новых генерирующих мощностей и развитие агропромышленного комплекса. И так далее.

Стратегию утвердили. Что дальше?

Новый программный документ уже прокомментировал заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. Он отметил, что новая Стратегия пространственного развития была разработана с учётом предложений регионов, Совета Федерации, Государственной Думы и экспертного сообщества:

Для нас важно повысить самостоятельность регионов в решении задач социально-экономического развития за счёт роста собственных доходов их бюджетов. Большое внимание будет уделено развитию социальной, энергетической, коммунальной, транспортной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Эта работа станет основополагающим элементом реализации нового национального проекта «Инфраструктура для жизни».

Теперь на основе Стратегии Министерство экономического развития РФ совместно с другими заинтересованными органами власти в трёхмесячный срок должно разработать и представить план мероприятий по реализации всех прописанных в документе положений.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна! 

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года

14.01.2025 в 07:19
  • Инкогнито
    Инкогнито 14.01.2025 в 07:56 пишет:

    Обещать не значит жениться.

    Ответить
    Миледи
    Миледи 14.01.2025 в 08:59 пишет:

    Когда нам обещают счастливое будущее - это явное лукавство мягко говоря! Очень мягко!

    Ответить
    Северный Олень
    Северный Олень 14.01.2025 в 11:35 пишет:

    Может и до нас прогресс дойдёт? Цивилизация, транспортное сообщение? Только не переусердствовали бы :=)

    Ответить
    Иван Трышкин
    Иван Трышкин 14.01.2025 в 13:04 пишет:

    Эти Стратегии пустая трата времени и денег! Я только так к этому отношусь!

    Ответить
    Евгений Карант
    Евгений Карант 14.01.2025 в 13:18 пишет:

    Как известно, любая стратегия определяет только лишь вектор развития. В этом смысле данная стратегия представляется правильной. А вот с какой скоростью страна будет двигаться в заданном направлении и хватит ли нам (и авторам Стратегии) жизни на то, чтобы увидеть нарисованное в документе "счастье", покажет время.

    Ответить
    • Евгений Карант
      Евгений Карант 14.01.2025 в 13:26 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      На мой взгляд, гораздо более интересным документом является недавно утвержденный Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации до 2030 года и на перспективу до 2036 года. Из этого документа я не понял, планируется ли продолжать строить 120 млн. кв. метров в год, или эта цифра уже вошла в историю.

      Ответить
      Миледи
      Миледи 14.01.2025 в 18:59 отвечает пользователю: @Евгений Карант

      До счастья точно нам не дожить!

      Ответить
FAST-ПОСТ
Дабы не попасть в РНП
Толябыч ~
Они не компетентны в ответах.
14.01, 20:22
Развиваться будем по Стратегии
Миледи ~
До счастья точно нам не дожить!
14.01, 18:59
Дабы не попасть в РНП
Инкогнито ~
Надо задать вопрос Минстрой?
14.01, 18:31
Развиваться будем по Стратегии
Иван Трышкин ~
Эти Стратегии пустая трата времени и денег! Я только так к этому отношусь!
14.01, 13:04
Развиваться будем по Стратегии
Инкогнито ~
Обещать не значит жениться.
14.01, 07:56
Subrogatio как оружие ФКР?
Марк Андреевич ~
Нет. Или эти цели никому не видны.
13.01, 22:23
Свой домик будет не всем по карману
Musyako ~
Всем не всем
13.01, 21:36
Для безопасности электротранспорта
Musyako ~
Такие что ли?
13.01, 21:31
Как вернуть жизнь на окраины?
Musyako ~
А дино когда уже возродят?Это реальнее!
13.01, 21:19