Рынок для двоих

Минстрой предлагает устанавливать в ходе капремонта лифты только российских и белорусских производителей

182
1
Время чтения 3 минуты
13.05.2025

Таким образом власти намерены обеспечить заказами отечественные заводы, которые жалуются на простаивание мощностей и нехватку заказов. Предложения будут оформлены в виде отдельного постановления Правительства России. Среди других мер – запрет для участия в конкурсных процедурах фирм-прокладок, которые занимаются манипуляцией с ценами. По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ, контракты должны заключаться напрямую между заводами-производителями и заказчиками.

По итогам 2024 года выявлена недозагрузка предприятий более, чем на 50%, выпущено всего 25,9 тысячи подъёмников. При этом мощности российских заводов позволяют производить более 65-ти тысяч лифтов в год.

Правда, вопрос о том, насколько ограничение иностранной конкуренции поможет делу, весьма спорный. После 2022 года западные компании и так покинули российский рынок по требованию своих правительств, однако особого оживления среди местных производителей это не вызвало. По данным Национального лифтового союза (НЛС), российские производители сейчас занимают порядка 70% рынка, ещё 15% приходится на подъёмники из Белоруссии, остальные 15% – на компании из Китая и Турции. Так что именно эти 15% и станут подарком российским лифтовикам от Минстроя России.

В нашей стране работают около двадцати производителей готовой продукции с высоким мультипликативным эффектом, когда один завод загружает заказами не менее шести смежников. Новая норма должна повысить спрос на продукцию российских и белорусских заводов и обеспечить работой производителей узлов и комплектующих, говорится в пояснительной записке к проекту постановления.

Как сообщают «Известия» со ссылкой на разработчиков документа, для участия в централизованных госзакупках лифтов для капремонта заводы должны быть включены в соответствующий реестр. В настоящее время в него входят семь производств с общей мощностью более 50,3 тысячи изделий в год – это «Евролифтмаш», Щербинский и Серпуховской лифтостроительные заводы, «Мослифт», Карачаровский механический завод, МЭЛ и «Метеор Лифт».

Из проекта постановления также следует, что и ремонт установленных лифтов для многоквартирных домов разрешат только официальным дилерам или 100-процентным дочерним организациям заводов-изготовителей. Это позволит убрать с рынка фирмы-однодневки и ИП, которые демпингуют, собирают деньги, но не обеспечивают квалифицированный ремонт. Это может оказать существенный эффект, поскольку сейчас через перекупщиков идёт до 70% заказов.

Поможет ли исключение посредников лифтовым заводам? Или, наоборот, новое постановление приведёт к тому, что отделы продаж производителей окончательно расслабятся, уверенные, что уже теперь-то заказчики никуда не денутся. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева высказала своё скептическое отношение к конкурсным инновациям:

Переход на прямые закупки лифтов у заводов-производителей или их официальных дилеров – это результат лоббистских усилий самих заводов, которые считают, что участие в конкурсах, минуя посредников (то есть монтажные организации), позволит им нарастить прибыль и спрогнозировать спрос.

Однако она считает, что не всё так просто. Лифт – это сложное технологическое изделие, установка и пусконаладка которого требует квалифицированного персонала. Зачастую посредники не просто занимались куплей-продажей, но и оказывали соответствующие услуги, которые теперь заказчики будут ждать со стороны производителей. И которые едва ли смогут быстро и своевременно оказывать такие услуги, поскольку они заинтересованы в том, чтобы бесперебойно разгрузить свои склады, быстрее поставить комплект оборудования и отдать его эксплуатирующей организации. А при работе напрямую придётся либо постоянно гонять монтажные бригады в командировки по регионам, либо открывать свои представительства. Либо вступать в какие-то симбиотические отношения с теми же самыми посредниками, которых сейчас хотят исключить из цепочки поставок. Замкнутый круг.

Первый вице-президент НЛС Алексей Захаров также полагает, что при новом регламенте закупок возникает риск, что будут срываться сроки установки, и оборудование на долгое время окажется в простое, тем более, что такие случаи уже были.

В любом случае, конечным пользователям от этих телодвижений на рынке легче точно не станет. Проблемы лифтового хозяйства страны не в том, что на нём работает много посредников, а в том, что нет денег для своевременного обновления оборудования. И где их взять (кроме как из карманов жильцов) – не понятно.

Что же касается защиты отечественного производителя, то это мера всегда имеет свои побочные эффекты. С одной стороны, импортозамещение положительно сказывается на экономике, давая возможности для российских предприятий, с другой – неизбежно страдает потребитель.

Искренне Ваш,
За-Строй.РФ

При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!

  • image
    Полианна

    "С одной стороны, импортозамещение положительно сказывается на экономике, давая возможности для российских предприятий, с другой – неизбежно страдает потребитель."

    Т.е. автор статьи тоже считает, что своё = плохо?))))) Я правильно поняла???)))

    13.05.2025, 16:39