Рынок для двоих
Минстрой предлагает устанавливать в ходе капремонта лифты только российских и белорусских производителей
Таким образом власти намерены обеспечить заказами отечественные заводы, которые жалуются на простаивание мощностей и нехватку заказов. Предложения будут оформлены в виде отдельного постановления Правительства России. Среди других мер – запрет для участия в конкурсных процедурах фирм-прокладок, которые занимаются манипуляцией с ценами. По мнению Министерства строительства и ЖКХ РФ, контракты должны заключаться напрямую между заводами-производителями и заказчиками.
По итогам 2024 года выявлена недозагрузка предприятий более, чем на 50%, выпущено всего 25,9 тысячи подъёмников. При этом мощности российских заводов позволяют производить более 65-ти тысяч лифтов в год.
Правда, вопрос о том, насколько ограничение иностранной конкуренции поможет делу, весьма спорный. После 2022 года западные компании и так покинули российский рынок по требованию своих правительств, однако особого оживления среди местных производителей это не вызвало. По данным Национального лифтового союза (НЛС), российские производители сейчас занимают порядка 70% рынка, ещё 15% приходится на подъёмники из Белоруссии, остальные 15% – на компании из Китая и Турции. Так что именно эти 15% и станут подарком российским лифтовикам от Минстроя России.
В нашей стране работают около двадцати производителей готовой продукции с высоким мультипликативным эффектом, когда один завод загружает заказами не менее шести смежников. Новая норма должна повысить спрос на продукцию российских и белорусских заводов и обеспечить работой производителей узлов и комплектующих, говорится в пояснительной записке к проекту постановления.
Как сообщают «Известия» со ссылкой на разработчиков документа, для участия в централизованных госзакупках лифтов для капремонта заводы должны быть включены в соответствующий реестр. В настоящее время в него входят семь производств с общей мощностью более 50,3 тысячи изделий в год – это «Евролифтмаш», Щербинский и Серпуховской лифтостроительные заводы, «Мослифт», Карачаровский механический завод, МЭЛ и «Метеор Лифт».
Из проекта постановления также следует, что и ремонт установленных лифтов для многоквартирных домов разрешат только официальным дилерам или 100-процентным дочерним организациям заводов-изготовителей. Это позволит убрать с рынка фирмы-однодневки и ИП, которые демпингуют, собирают деньги, но не обеспечивают квалифицированный ремонт. Это может оказать существенный эффект, поскольку сейчас через перекупщиков идёт до 70% заказов.
Поможет ли исключение посредников лифтовым заводам? Или, наоборот, новое постановление приведёт к тому, что отделы продаж производителей окончательно расслабятся, уверенные, что уже теперь-то заказчики никуда не денутся. Заместитель председателя комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Светлана Разворотнева высказала своё скептическое отношение к конкурсным инновациям:
Переход на прямые закупки лифтов у заводов-производителей или их официальных дилеров – это результат лоббистских усилий самих заводов, которые считают, что участие в конкурсах, минуя посредников (то есть монтажные организации), позволит им нарастить прибыль и спрогнозировать спрос.
Однако она считает, что не всё так просто. Лифт – это сложное технологическое изделие, установка и пусконаладка которого требует квалифицированного персонала. Зачастую посредники не просто занимались куплей-продажей, но и оказывали соответствующие услуги, которые теперь заказчики будут ждать со стороны производителей. И которые едва ли смогут быстро и своевременно оказывать такие услуги, поскольку они заинтересованы в том, чтобы бесперебойно разгрузить свои склады, быстрее поставить комплект оборудования и отдать его эксплуатирующей организации. А при работе напрямую придётся либо постоянно гонять монтажные бригады в командировки по регионам, либо открывать свои представительства. Либо вступать в какие-то симбиотические отношения с теми же самыми посредниками, которых сейчас хотят исключить из цепочки поставок. Замкнутый круг.
Первый вице-президент НЛС Алексей Захаров также полагает, что при новом регламенте закупок возникает риск, что будут срываться сроки установки, и оборудование на долгое время окажется в простое, тем более, что такие случаи уже были.
В любом случае, конечным пользователям от этих телодвижений на рынке легче точно не станет. Проблемы лифтового хозяйства страны не в том, что на нём работает много посредников, а в том, что нет денег для своевременного обновления оборудования. И где их взять (кроме как из карманов жильцов) – не понятно.
Что же касается защиты отечественного производителя, то это мера всегда имеет свои побочные эффекты. С одной стороны, импортозамещение положительно сказывается на экономике, давая возможности для российских предприятий, с другой – неизбежно страдает потребитель.
Искренне Ваш,
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
"С одной стороны, импортозамещение положительно сказывается на экономике, давая возможности для российских предприятий, с другой – неизбежно страдает потребитель."
Т.е. автор статьи тоже считает, что своё = плохо?))))) Я правильно поняла???)))