Председатель комитета Государственной Думы по строительству и ЖКХ Сергей Пахомов обратил внимание на ряд проблем, связанных с функционированием строительной отрасли и системой саморегулирования. По его мнению, в центре общественного внимания часто оказываются лишь цены на квадратный метр и привлечение мигрантов, тогда как проектирование, инженерные изыскания и другие неотъемлемые элементы строительства остаются в тени.
Как отметил Сергей Александрович, в России проектированием занимается около 56.000 организаций, изысканиями – порядка 19.000, а непосредственно строительством – почти 100.000. Все эти компании получают допуск к рынку через механизмы саморегулирования, которые представляют собой весьма либеральную систему. Однако, по мнению господина Пахомова, этот механизм предоставляет много возможностей, но предусматривает недостаточно ответственности. Если саморегулируемая организация принимает решение о допуске компании к работе на рынке, включая участие в государственных и муниципальных контрактах, то ответственность за такие решения должна быть сопоставимой, включая персональную ответственность руководителей.
Сергей Пахомов привёл пример из Калининградской области, где при строительстве областного онкологического центра в 2018 году были выявлены серьёзные нарушения. В результате электронного аукциона контракт был заключён с подрядчиком, который допустил многочисленные нарушения: срывы сроков, ненадлежащее исполнение работ, привлечение субподрядчиков без уведомления заказчика. Контракт расторгли, а в отношении генерального директора возбудили уголовное дело. Но и со вторым подрядчиком, которому впоследствии передали контракт, возникли претензии.
Этот случай, по мнению депутата Госдумы, ярко демонстрирует недостатки контроля со стороны СРО за квалификацией своих членов, наличием у них необходимой материально-технической базы и качеством выполняемых работ. Как подчеркнул Сергей Александрович, отсутствие надлежащего контроля приводит к тому, что в закупках побеждают компании, не обладающие достаточной квалификацией или имеющие признаки мошенничества.
Система саморегулирования была введена в 2010 году по инициативе профессионального сообщества. Государство рассчитывало, что Национальные объединения обеспечат эффективную работу системы, включая контроль за деятельностью своих членов и содействие повышению качества выполняемых ими работ. Однако, как считает господин Пахомов, эти ключевые функции фактически оказались невыполненными. В последние годы неоднократно поднимался вопрос о необходимости усиления контроля со стороны Национальных объединений. По мнению парламентария, пришло время обсудить механизмы реальной ответственности всех участников системы саморегулирования.
Как отметил Сергей Пахомов, неудачи при строительстве объектов и срывы сроков ввода жилья часто объясняют экономическими трудностями, снижением платёжеспособности населения и спадом промышленного производства. Однако, по его мнению, причины этих проблем кроются не только в экономике. Базовым компонентом системной безопасности любого объекта капитального строительства является триада: качество инженерных изысканий, проектирования и строительства. Особую роль в этом процессе играет проектирование. По данным ФАУ «Главгосэкспертиза России», каждый четвёртый комплект проектной документации, поступающий на государственную экспертизу, содержит ошибки, которые могут привести к разрушению зданий и гибели людей.
По мнению главы отраслевого думского комитета, необходимо внедрять новые правила регулирования, которые станут основой персональной ответственности. Например, орган исполнительной власти или организация, проводившая экспертизу проекта, должны в течение пяти рабочих дней информировать Национальные объединения о случаях отрицательного заключения экспертизы или отказа в выдаче заключения о соответствии объекта требованиям. Такие уведомления подтвердят недобросовестное выполнение обязанностей конкретным специалистом, что может повлечь запрет на занятие соответствующей должности.
Сергей Пахомов также считает целесообразным внесение в Градостроительный кодекс РФ норм о стандартизации деятельности СРО и дополнительных оснований для внеплановых проверок Ростехнадзора. Анализ Минстроя России, как подчеркнул глава думского комитета, показал, что саморегулируемые организации не смогли создать действенные механизмы исключения недобросовестных участников. По его мнению, необходимо ввести административную ответственность Нацобъединений и их участников за нарушения порядка дисциплинарного воздействия и проверки деятельности своих членов.
На сегодняшний день в компенсационных фондах СРО накоплены значительные средства – более 200 миллиардов рублей. Сергей Пахомов убеждён, что предлагаемые законодательные поправки позволят усилить контроль над использованием этих средств, чтобы они применялись добросовестно и строго по назначению.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
по строительству в Калининграде онкоцентра - к участию в торгах допустили фирмы не из Калининградской области. В итоге выиграла фирма из Московской области с огромным демпингом.
При таких условиях как мы (саморегуляторы) понимаем ни о каком качественном и своевременном строительстве и речи не могло быть. Пострадали при этом и субподрядчики - местные Калининградские.
Тут впору рассматривать случай не с точки зрения вины СРО. а с точки зрения уголовной ответственности. Не удивлюсь, если во всей этой истории и чиновники окажутся замешаны.
Тут можно посмотреть почти всю историю
Вот кто бы только донес до Сергея Пахомова истинную правду вокруг онкоцентра в Калининграде?
Проще назначить виноватых, чем разбираться в причинах.... Так ведь??? Странно, что без суда и следствия этим занимаются высокопоставленные чиновники... Но это, как говориться, на их совести... Сомневаюсь, что мы отсюда сможем докричаться...
А самое смешное здесь то, что как будто в Калининграде не было организаций, способных осилить. Абсурдности ещё и добавляет то, что опять замешаны москвичи. Скоро в стройке уже будет анекдот - как что-то крупное, хорошо осмеченное, денежное, так там лоббисты сразу - либо Питер, либо Москва, либо Краснодар, либо Казань. Именно из этих четырёх конгломератов и исходит всё это, коррупция коррупцией погоняет. И всё главное какое-то лоббирование по национальностям.
Ну Мос область не совсем Москва...
Эххх.... Эт всё семантика... Сущность одна - коррупционный спрут не может жить на одной своей территории, ему надо поглощать, мигрировать, пускать корни. Татарстан вообще топ РФ по коррупции, и это не домыслы, это официальные новости. Хотя откровенно говоря, по моему личному мнению и увиденному в Татарстане, там не только разрешают брать, но и требуют иногда возвращать - раз уж наворовал и хочешь сделать асфальтовую дорогу к своему дому, будь добр сделай и улицы. Хотя это всё равно зло в чистом виде: меньшее, большее, среднее — всё едино, пропорции условны, а границы размыты.
И кстати область от ГФЗ ушла недалеко... Пусть и в данных 2021 года...
Опять перешли к делению комп фонда. Извините, но по мне: кто о чем, а вшивый о бане.
На ум приходят две реплики: 1) А судьи - кто?;
2) Начали за упокой, а кончили ... за компфонды ...
Перефразируя классику, а какая, скажите, разница, по закону спи**ят компфонды или не по закону?
У них так всё и заканчивается. Не заметили?
Конечно никакой, но распилы на данный момент только прикрываются законами.
Если чиновник именно этого уровня - говорит не вникая в суть. Грош цена такому чиновнику - об этом должны знать на уровне выше.