Недавно Федеральная антимонопольная служба России сообщила о том, что неразмещение сведений о закупке в Единой информационной системе (ЕИС) не делает её неконкурентной, а потому и не даёт заказчику право её отмены в любое время до заключения договора. Эта известие обусловлено рядом жалоб в ФАС на действия заказчиков, которые устанавливают в своей документации право отменять закупку в любое время до заключения договора.
Ведомство усмотрело в таких действиях заказчиков нарушение части 1 статьи 2 и части 5 статьи 3.2 Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», выразившееся в безосновательном отказе организатора закупки от её проведения при отсутствии к тому правовых и фактических оснований.
В свою очередь, заказчики ссылаются на то, что проводимые ими закупки не являются конкурентными, поскольку сведения о них не размещены в ЕИС в связи с действием постановления Правительства РФ № 301 6 марта 2022 года № 301 «Об основаниях неразмещения на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» сведений о закупках товаров, работ, услуг, информации о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми заключены договоры». По мнению заказчиков, в таких случаях норма части 5 статьи 3.2 всё того же 223-ФЗ не подлежит применению, и они получают право устанавливать подобные положения.
После рассмотрения жалоб ФАС установила, что сведения о спорных закупках, действительно, не размещены на официальном сайте ЕИС, однако размещаются на сайте оператора электронной площадки и доступны для ознакомления неограниченному количеству лиц. Таким образом, в рамках спорных закупок фактически обеспечивалась конкуренция между участниками, подавались заявки на участие в закупках. По мнению ведомства, на такие закупки должны распространяться правила, предусмотренные для конкурентных закупок.
Позицию антимонопольного ведомства подтвердил суд в рамках дела № А40-16654/23. В декабре 2022 года ПАО «Ростелеком» провело тендер на поставку средств межсетевого экранирования, однако затем приняло решение об отмене закупки. АО «Инфосистемы Джет», выступившее в качестве поставщика, обратилось в ФАС, в результате чего ведомство выдало предписание о нарушении процедуры проведения торгов и порядка заключения договоров. Именно это предписание и пыталось оспорить ПАО «Ростелеком» в суде.
В исковом заявлении указывалось на незаконность и необоснованность предписания ФАС, поскольку антимонопольный орган выдвигает к «Ростелекому» требования, не распространяющиеся на неконкурентные закупочные процедуры. В судебном заседании представители ПАО обратили внимание суда на то обстоятельство, что проведённая обществом закупочная процедура не отвечала требованиям конкурентной, а потому в отношении неё не действовали запреты и ограничения, на которые указал контрольный орган. А значит, и нарушить требования действующего законодательства о закупках ПАО «Ростелеком» не могло.
Первые две судебные инстанции встали на сторону истца. Однако ФАС подала кассационную жалобу в связи с принятым по делу решением. Изучив материалы дела, Арбитражный суд Московского округа указал, что сведения о ценовом тендере с документацией о проведении закупки были размещены на сайте АО «ЕЭТП», и были доступны для ознакомления неограниченному кругу лиц, что соответствует принципу информационной открытости закупки, установленному в пункте 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ. Также было установлено, что закупка проводилась в условиях конкурентной борьбы (было подано две заявки), заказчиком заявки были рассмотрены и допущены к закупке, в результате чего был определён победитель.
Постановление № 301, на которое ссылается истец, направлено на снижение риска введения недружественными иностранными государствами санкций, в том числе вторичных, или иных мер ограничительного характера в отношении участников закупок, принимающих участие в закупках, осуществляемых такими заказчиками. Это постановление лишь закрепляет основание для неразмещения сведений о закупке товаров, работ, услуг, информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в ЕИС, а не презюмирует, что все закупки, проводимые заказчиками, в отношении которых введены санкции, являются неконкурентными.
Таким образом, с учётом всех установленных обстоятельств, у судов не имелось оснований для вывода о несоответствии требованиям законодательства оспариваемых решения и предписания ФАС в отношении ПАО «Ростелеком». В этой связи кассационный суд постановил решения нижестоящих судов отменить и отказать ПАО «Ростелеком» в удовлетворении иска к ФАС.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!