Правительство Москвы предложило передать регионам полномочия по обращению с отходами III-V классов опасности, не относящихся к твёрдым коммунальным отходам (ТКО). Такие заявления в ходе расширенного заседания комитета по экологии Государственной Думы сделал один из представителей столичной мэрии. Из презентации следует, что это законодательная инициатива московского градоначальника Сергея Собянина. Впрочем, как говорят в кулуарах, пока она не оформлена в законопроект.
В упомянутые категории входит широкий круг отходов, включая остатки строительства и капремонта, отработанное моторное масло и автопокрышки, продукты жизнедеятельности домашнего скота и птицы, бытовая техника и электроника, текстиль и бумага. Словом, почти всё, кроме очень специфических токсичных отходов промышленности и атомной энергетики. Как написал в своём Телеграм-канале глава комитета Дмитрий Кобылкин:
Комитет предложил создать группу по выработке общего решения, в которую приглашаются все участники совещания. Результатом должно стать внесение и принятие законопроекта – регионам необходим этот документ, чтобы выстроить работающую и прозрачную систему.
По итогам встречи была создана рабочая группа, которой предстоит, очевидно, опираясь на предложения москвичей, разработать проект закона, который и будет направлен в российский парламент.
Как объяснил журналистам генеральный директор Российского экологического оператора (РЭО) Денис Буцаев, регионам предлагается самим устанавливать правила по отходам. Они смогут решать, как должно происходить обращение с ними с учётом потребностей самого субъекта. Также они смогут создавать региональные информационные системы обращения с отходами либо использовать федеральную информационную систему, которую в настоящее время разрабатывает РЭО. Предложенные изменения помогут сделать отрасль прозрачнее и предпринять дополнительные шаги в построении экономики замкнутого цикла.
В настоящее время не относящиеся к ТКО отходы не входят в зону ответственности регионального оператора. Их должны вывозить по отдельному договору с регоператором или другой организацией, у которой есть лицензия. Обязанность заключить такой договор возлагается на отходообразователя. Инициативой предлагается создать реестр объектов обращения с такими отходами, а полномочия по транспортировке возложить на лиц, включённых в специальный реестр операторов.
Между тем, со стороны ряда профильных ведомств идея встретила скептическое отношение. Росприроднадзор выступил против передачи регионам полномочий по регулированию обращения отходов III-V классов опасности, не относящихся к ТКО. По мнению надзорного ведомства, при таком порядке вопросы, связанные с организацией обращения, могут быть не установлены в отдельных регионах. Вместо этого Росприроднадзор предложил для начала разработать единые для всех требования на федеральном уровне.
Заместитель директора департамента разрешительной деятельности и межведомственного взаимодействия Минстроя России Владимир Герасимчук в ходе заседания указал, что в предварительном тексте инициативы нет определения понятия «строительные отходы»:
Получится так, что каждый субъект будет регулировать обращение своих собственных отходов, которые он по своему усмотрению назовёт таковыми.
У Минфина России возник вопрос финансирования необходимых мощностей по переработке, утилизации и хранению мусора. Пока не понятно, кто за это заплатит: готов ли за это заплатить бизнес либо будет платить субъект или федеральный центр. Очевидно, что финансовые власти закономерно интересуются, каким образом регионы намерены собирать оплату за утилизацию таких отходов и каким образом можно будет проконтролировать целевое расходование этих средств. При этом не вполне понятно, как быть со специализированной информационной системой – будет ли создаваться единый федеральный сервис (что было бы логично) или каждому региону предстоит заниматься таким творчеством самостоятельно.
Высказали опасение и представители Министерства природных ресурсов и экологии РФ. По их словам, федеральному центру необходимо понимать, не случится ли недоговорённостей и противоречий с компетенциями субъектов в случае принятия предложения Москвы. Кроме того, у министерства вызывает вопросы сам принцип, по которому регионы будут регулировать обращение только тех отходов, которыми захотят заниматься. В связи с этим было бы желательным не инициировать сходу изменения в федеральное законодательство, а провести эксперимент в ряде отдельных субъектов.
А вот представители регионов инициативу столичных коллег поддержали, заявив, что и опыт такой работы имеется, и вся нормативная база может быть подготовлена в короткие сроки.
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Лакомый кусок хотят кинуть на растерзание. Все ждут.
Пожалуй, задам вопрос, который задавал уже неоднократно. А каким образом обозначенная проблема решается в цивилизованном мире?
Такой осадок после Вашего комментария, Евгений Давидович, будто мы с Вами не в цивилизованном, а где-то рядом....
Полианна, к сожалению, у меня у самого по многим причинам именно описанный Вами осадок.
Например?? Я честно сказать сейчас не очень поняла Ваш комментарий...
Сложно оценить как это заработает, ведь заключать договор отходообразователю всё равно надо будет с лицензионной компанией... Или это тоже переиграется??? В общем-то в любом случае мне кажется будет переходный период, вопрос в том будет ли от него положительный результат...