Если спросить среднего жителя нашей страны о структуре бюджета, то, скорее всего, в голове у того возникнет старая советская политическая карикатура, где увешанный оружием здоровяк уплетает в ресторане разносолы, а по углам за столиками жмутся худосочные фигурки с табличками «здравоохранение», «образование», «культура». Благодаря публикациям в СМИ, что оппозиционным, что официальным, невольно складывается впечатление предельно военизированного бюджета, полностью заточенного на оборону и силовые ведомства. Однако «сухая цифирь», как ни странно, даёт другую картину.
На днях блогер, пишущий под псевдонимом Spydell представил свой анализ расходной части российского бюджета, используя данные из открытых источников. Операция эта не такая тривиальная, как может показаться, поскольку с марта 2022 года Минфин России перестал публиковать структуру госрасходов. Тем не менее, через электронный бюджет можно восстановить структуру по косвенным показателям. Что гражданин Спайдел, который в рунете хорошо известен своей аналитикой по американским и европейским рынкам, и сумел сделать.
Цифры были подсчитаны для консолидированного бюджета, который состоит из федеральных расходов с добавлением внебюджетных фондов и региональных бюджетов. Общая сумма за 2022 год получилась 55,1 триллиона рублей (примерно треть от ВВП страны). Это на 17% или на 8 триллионов «рэ» выше прошлогоднего. В абсолютном сравнении – это рекордный рост расходов за всё время.
По структуре на первом месте оказалась социальная политика, куда входят пенсии, пособия, дотации, материнский капитал, монетизированные льготы и все адресные выплаты в пользу населения. На неё было потрачено 17,8 триллиона рублей (или 32,3% от общего объёма расходов). Так что недоброжелатели могли бы сравнить наше государство не столько с казармой, сколько с большим собесом.
Второе место – расходы на национальную экономику – 8,4 триллиона рублей или 15,2%. Это, в основном, дорожное строительство, инфраструктурные проекты, сельское хозяйство, транспорт, связь и космос.
И только на третьем месте можно увидеть национальную оборону, да и то на одной ступеньке со здравоохранением (стационарная и амбулаторная помощь по всех видах и типах поликлиник и больниц). И то, и другое обходится в 5,5 триллиона рубликов или 10,1%.
Почти столько же было вложено в образование – 5,4 триллиона или 9,9%. Под этими расходами подразумеваются дошкольное образование, школы, среднее профессиональное образование, дополнительное образование и высшее образование. В эту категорию не включается наука и технологии, которые распределены в фундаментальных исследованиях в категории «общегосударственные вопросы» и в прикладных исследованиях по отраслевым категориям бюджета.
На разношёрстную статью «общегосударственные вопросы» было потрачено ещё 3,3 триллиона рублей или 6%.
И только потом идут пресловутые siloviki, то бишь «национальная безопасность и правоохранительная деятельность» – 2,8 триллиона рублей или 5,2%.
Если говорить о трендах, то соцполитика остаётся самой тяжеловесной статьёй как минимум с 2011 года (за более ранние периоды автор данные не приводит), в 2017-ом вообще достигнув пика в 37,1%. С помощью многочисленных дотаций и субсидий государство пытается решить целый ворох проблем, включая демографию, строительство (через маткапиталы и льготные ипотечные программы), сглаживание социального неравенства и стимулирование малого и среднего бизнеса, работающего на потребительский рынок.
С 2019 году расходы концентрируются преимущественно на экономике и инфраструктуре, включая ЖКХ (20,3% в 2022-ом, по сравнению с 16,8% в 2018-ом). Это и позволило сменить вектор экономического развития с затяжной деградации 2014-2017 годов к ограниченному, но всё же росту.
Восстановились расходы на образование после резкого урезания в 2015-2017 годах, но, в сравнении с 2013-ым, рост в пределах погрешности (около нуля).
На здравоохранение расходы выросли более существенно – почти на 30% с 2013-го (точка отсчёта «новой посткрымской санкционной нормальности»), но естественным образом сокращаются с 2020-го после санитарно-эпидемиологических потрясения.
Сильно выделяется в лучшую сторону ЖКХ, в том числе расходы на благоустройство городов. Расходы по данной категории удвоились с 2016 года в реальном выражении. В 2022-ом неизвестная часть инфраструктурных расходов ушла в новые регионы, больше всего – в Мариуполь. Что закономерно – крупнейший город, который удалось отбить у геополитических оппонентов, правда, ценой почти полного разрушения.
Самая «парадоксальная» категория – это нацбезопасность и правоохранительная деятельность, расходы на которую не меняются вот уже 6-7 лет в реальном выражении и упали почти на 30% с 2013 года. Хотя, казалось бы, с учётом политических реалий должно быть наоборот.
Понятно, что в этом году и ближайшей перспективе структура расходов может существенно сместиться в сторону обороны. Отчасти это уже происходит. В рамках консолидированного бюджета России за январь-февраль 2023-го совокупные расходы составили 8,7 триллиона рублей без учёта межбюджетных трансфертов, сальдо по которым образует ноль. Рост расходов, по отношению к январь-февралю 2022 года, составил 41% или 2,5 триллиона рублей. Впрочем, резкий скачок расходов, который не преминули заметить и злорадно прокомментировать все «доброжелатели», объясняется изменениями в бюджетной политике, когда авансирование широкой линейки госзакупок было решено осуществить в начале года, а не в середине, как обычно.
В структуре прироста совокупных расходов на 2,5 триллиона «рэ» за год почти 95% пришлось лишь на пять направлений: Министерство обороны РФ через оборонные расходы, которые увеличились в 3,9 раза за год с 525-ти миллиардов до 2036-ти миллиардов, далее национальная экономика – плюс 54% или 298 миллиардов рублей, социальная политика – плюс 11% или 276 миллиардов, образование – плюс 24% или 162 миллиарда и здравоохранение – плюс 20% или 126 миллиардов рублей.
Для сравнения – если в январе-феврале 2022-го оборонные расходы были лишь на пятом месте по объёму распределённых средств, занимая долю 8,5% в общих расходах, а в 2023 году оборонные расходы на втором месте сразу после социальной политики, занимая долю 23,3%.
В остальном, национальная безопасность и правоохранительная деятельность в 2023 году может составить 4,4 триллиона рублей, что заложено в прогноз Правительства РФ. По расходной части фактор СВО оценивается около 5-ти триллионов рублей сверхрасходов на нацбезопасность и оборону, в соответствии с базой 2021-го и инфляцией 2022-2023 годов.
В целом российский бюджет, а точнее, его расходная часть, производит скорее позитивное впечатление – это крепкий бюджет роста, с упором на социальное обеспечение, экономику, науку и образование. Многие статьи государство будет стараться, по меньшей мере, поддерживать в прежнем объёме. Например, ту же социалку, секвестирования по которой запрещены на законодательном уровне и, к тому же, могут привести к социальным волнениям. Скорее всего, будут сохранены и расходы на экономику, поскольку за счёт бюджетных вливаний государство вынуждено обеспечивать основные инвестиции и спрос в условиях потери части рынков и оттока инвесторов. А вот что может неизбежно пострадать при затягивании СВО и росте военных расходов, так это вложения в человеческий капитал – образование, здравоохранение, культура, кинематография, физическая культура и спорт…
За-Строй.РФ
При полном и/или частичном копировании данного материала, для последующего размещения его на стороннем ресурсе, обратная, индексируемая ссылка на источник обязательна!
Есть такая песенка "куда уходит детство", а прочитав материал хочется спеть "куда уходят деньги".... Столько денег на социалку, и где они???Я не слышала, что мат капитал стали массово раздавать, например... Как было сложно его вытащить, так и сейчас есть... Может сумма в большей части зарыта в ипотеки?? В это охотнее поверится, но тут блага кому больше?? Вопрос....
Материнский капитал вытащить несложно, если он используется на прописанные цели в рамках законодательства.